Вот это - сало!

Сегодня пошла на рынок. Открылся метрах в ста пятидесяти
от моего дома. Особой нужды не было и жарища... просто пекло!
Торговля вялая, продавцы скучают.

Я направилась к знакомой продавщице, которой от скуки недоставало
только пакетика с семечками.
Она приветливо меня встретила. Поговорили обо всём и ни о чём.
Галина Васильевна в прошлом повар пятого разряда. Я частенько подпитываюсь
у неё новыми для меня рецептами.

Заговорили о щах и борщах. Галина Васильевна не говорила со мной,
на этот раз, о профессиональной кухне. Сказала, что очень грустит по щам
своей бабушки. Та их готовила на свином сале. Ни крошки мяса!
Ни отнюдь! (Я поразилась, моя бабушка тоже так говорила - ни отнюдь!)

- Сало надо брать нужным по величине куском, ни в коем случае, не резать
на кусочки или пластинки, а отбивать целый. Бить, бить, раскатывать скалкой
до мелкости, а уж потом на нём делать зажарку к щам, - рассказывает и
имитирует действия моя замечательная знакомица.
Я сказала, что у меня есть такой инструмент из нержавейки. С одной
стороны - топорик, а с другой, типа, молоточек, но на плоскости
решётка из выступающих зубчиков. Что угодно можно раздолбать.

- Нееет! - прерывает меня Галина Васильевна, - только скалкой, толкушкой,
деревянным пестиком! Но нормальное сало не разобьёшь. Оно должно быть
чуть "состарившимся" поржавевшим.
- ???
- Да! Но такого сала сейчас нет...

- Да это же элементарно! - говорю я ей, - возьмите хороший кусок домашнего сала,
посолите его обычным способом - не в банке, не в рассоле. Когда просолится,
лучше положить в деревянный ящик, конечно, но можно завернуть в несколько слоёв
бумаги не лощёной. Держать в тёмном месте в комнате, вне холодильника.

Слушала она внимательно, но профессиональная гордость...

- Нет-нет, это совсем не то!
- А чего не то? - переспрашиваю... А самой мне давно понятно:
избаловались люди. Всё надо быстро чтоб было. А такое сало
получится месяца за три-четыре, а то и больше.

Японские соусы, например, традиционно готовились и доходили до кондиции
в течение полугода. А сейчас, в крайнем случае, трое суток.
Точно так и копчение - химия. За несколько часов "копчёный" продукт готов!

А невдалеке от нас стоял мужчина, возможно, он кого-то ждал и, от нечего делать,
прислушивался к нам.

- Разрешите, я расскажу вам случай из моей жизни, связанный со ржавым
салом? - обратился он к нам.

- Да что не послушать? Покупателей нет, - легко соглашается
Галина Васильевна, и я приготовилась слушать.

И вот интересный, неожиданный рассказ.

- Вы, дамочка, правильно говорите, - обратился он ко мне: сало надо хранить в деревянной ёмкости.
Мы хранили в кадушках, специально сделанных ящиках. Я видел, что сало
хранили и в фанерных ящиках из-под спичек.

Я завёл у моей мамы в деревне кур. Более сотни. Считаю, выгоднее этого
дела только кролики и нутрии были. Из их шкурок шапки. И мясо... всегда!
Для себя и на продажу.

И вот, два-три дня и я везу два ведра яиц на рынок.
Однажды посмотрел, а у мамы лежит старое сало, уже почти коричневое,
проржавело.
- Мам, давай я его возьму. Может, продам кому.

- Да что ты? Кому оно нужно? Жду, поросята подрастут, переварю
им с кашей. А то сварю и курам отдам.

- Я молча сложил сало в сумку, поставил вёдра с яйцами в люльку
своего "Урала" и сумке нашлось место.

Стою. Яички берут, на сало и не смотрят. Некоторые презрительно
или брезгливо фыркают. А мне до фонаря, и в голову не беру!

Вдруг, ко мне направляется такой видный, дородный военный. В папахе,
в шинели. Все смотрят на него, взглядами провожают. А он подошёл ко мне,
спрашивает - сало почём?

Смотрю - полковник. Крылья на лацканах - лётчик, наверное.

Отвечаю. Он просит нож. Даю... Отрезал он хороший кусочек, жуёт...
Я и не знаю, как реагировать. А что тут знать? Смотрю серьёзно.
Он съел шматок без хлеба. И говорит: вот это сало! То, что мне надо!
Уже думал, что и не найду никогда.

А вокруг зеваки толпой стоят: экзотика! Полковник сало
ржавое ест!

Взял он хороший пласт. Расплатился и ушёл. А зеваки в драку
за салом: больше килограмма в одни руки не давать! - кричат мне.

Распродался я и домой!

Давно было, а я и сейчас дивушке даюсь...
***

И решила я поведать об этом необычном случае, тебе, дорогой читатель:
не каждый день такое бывает.


Рецензии
Здравствуйте, Дарья Михайловна. Рассказ Ваш про сало достоверный, я слышал ему подтверждение. Я ведь жил на Украине больше тридцати лет. Один мой знакомый из Черновцов однажды выразился о белом сале как не созревшем. Когда оно пожелтеет - вот тогда сало! Отменный борщ с зажаркой на сале и с фасолью ел я на полевом стане в колхозе. Но готовили его в ожидании делегации, не на каждый день. Всего вам Хорошего! Василий.

Василий Храмцов   03.08.2020 17:13     Заявить о нарушении
Василичка, дай Бог, возвращаются
благословенные времена, когда
Вы баловали меня своими отзывами.

Спасибо. С уважением,

Дарья Михаиловна Майская   03.08.2020 17:19   Заявить о нарушении
Все зависит от состояния здоровья. С переездом в Подмосковье мне было не сладко. Два воспаления легких подряд, а затем бронхит. А как голова болела! А теперь (тьфу-тьфу) после инсульта голова одумалась! Память сегодняшнего дня ухудшилась, а с прошедшим все в порядке. И настроение иногда так и заиграет! А почему бы и нет? В октябре стукнет восемьдесят пять! Разве это не дата! Всего хорошего!

Василий Храмцов   03.08.2020 17:45   Заявить о нарушении
Аросева сказала (ей приписывают): молодость даётся всем, а старость - избранным.

Дарья Михаиловна Майская   03.08.2020 18:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.