Алексей Каплер и его женщины

ОТ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ ДО ПОСЛЕДНЕЙ

АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ КАПЛЕР

          Лазарь Каплер, впрочем в семье, а после и все друзья звали его Люся, а в шестнадцать лет взял себе официальное имя Алексей- родился 15 (28) сентября 1903 года в Киеве, в большой еврейской семье. Его отец - известный в городе предприниматель и один из крупных киевских домовладельцев Яков Нафталиевич Каплер, а мать- Раиса Захарьевна, урождённая Кринцберг -занималась домашним хозяйством. Семья была очень состоятельной, имела свой большой дом на киевском Подоле, на углу улиц Шолом-Алейхема и Щекавицкой, на месте которого теперь находится кинотеатр «Жовтень».
       
         Люся был самым младшим из шести детей.Родители надеялись, что сын пойдет по стопам отца и продолжит семейный бизнес. Как и другим детям, его отец пытался дать сыну хорошее образование, нанимал преподавателей, которые учили его французскому и немецкому языкам. Был гувернер, о котором Каплер шутя говорил словами Пушкина, что тот его «слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил».
         
       Потом Люся поступил в киевскую гимназию, но учеба, за исключением литературы, его мало интересовала.Насмотревшись фильмов, он решил непременно стать актёром. «Нас в Киеве, — вспоминал он, — была целая шайка таких. Вместо того, чтобы чинно сидеть за партами и следить за указкой Аполлинария Леонтьевича, которой он обводил границы Австро-Венгрии, шайка удирала на «Кукушкину дачу» — поросшие кустарником отроги Днепра — и разыгрывала сюжет очередной серии «Вампиров» под названием «Исчезновение мертвеца, или Кровавая свадьба».
        На летние месяцы семейство Каплеров перемещалось в дачный поселок Пуща-Водица в затейливый домик c резным фасадом между 3-й и 4-й линиями. Заметим, что именно Яков Каплер, в большей степени из собственных средств, проложил туда через густой лес трамвайный маршрут.

        «Каждое воскресенье ранним утром в наш дачный поселок Пущу-Водицу,- вспоминал Алексей Каплер, - приезжал из Киева трамвай с открытым прицепным вагоном.На скамьях прицепа сидели музыканты духового оркестра и играли марш. Дачники просыпались под этот праздничный сигнал, означавший, что сегодня в парке, на пятой линии весь день будет гулянье, а вечером на открытой эстраде состоится концерт, в закрытом театре- спектакль, а в дощатом здании синематографа -премьера новой киноленты.
В этом маленьком кинотеатре Алексей впервые увидел фильм с участием Веры Холодной. Её игра произвела на впечатлинельного паренька такое сильное впечатление, что по его признанию, он уже не пропускал ни одной ленты с ее участием.
       «В анкетах, которые мне доводится заполнять,- говорил Каплер,- бывали разные вопросы, но ни в одной из них не было вопроса о первой любви.Но если бы он был, я должен был бы честно ответить: Вера Холодная.»
            
         С этого времени Алексей стал мечтать стать актером. В 1919 году, в частной танцевальной студии 3. Г. Ланге и В. С. Лянче он знакомится с Лидой Винтер, которая как и многие, начинала танцевать самоучкой, и придумывает с ней оригинальный эстрадный танец. Лида - невысокая, рыжеволосая, с виду хрупкая девушка, при этом обладала смелостью, необходимой при выполнении акробатических трюков. Когда танец был готов, они показали его главному режиссеру киевского Театра миниатюр неправдоподобно тучному и бесконечно очаровательному Александру Александровичу Глинскому (1894-1939).
         
      Посмотрев танец, мастер развел руками: «Номер-то годится, но фамилии, фамилии... Ни к черту не годятся ваши фамилии! Представляете афишу — Винтер и Каплер. Смех, а не фамилии… В общем, идите домой, я что-нибудь придумаю. » На следующий день они с удивлением увидели афиши своего акробатического танца: «Лидия Ивер и Алексей Бекефи. Танго смерти». Их танец в течение трех месяцев пользовался успехом и, по воспоминаниям Каплера, их даже пригласили в Москву, в театр «Эрмитаж», но тут Алексей решил покончить с карьерой танцора и сосватал Лиде другого партнера.

ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА ТАРНОВСКАЯ
      
Первой женой А. Каплера стала Татьяна Васильевна Тарновская из украинского рода известных коллекционеров и меценатов, собрание предметов украинской старины, которых стали украшением нескольких современных украинских музеев.

       Татьяна родилась 23 декабря 1899 года. Её отец -Василий Васильевич Тарновский(1872—1933) вырос в атмосфере искусства и частенько пел дуэты со своей матерью, обладавшей красивым голосом. Поэтому, когда его отец отправлил его учиться в юнкерское училище, Василий, обладавший красивым баритоном, параллельно стал заниматься вокалом у оперного певца (бас-баритон), профессора Камилло Эверарди (1825–1899). Отметим, что в музыкальном училище и в консерватории он учился, со ставшим знаменитым русским лирическим тенором — Леонидом Витальевичем Собиновым.
        После дебюта, который состоялся в 1894 году, Василий Васильевич неоднократно пел не только в России, но и за границей - в Венской опере, и в Милане. Свою дочь назвал Татьяной потому, что она родилась на следующий день после триумфального исполнения им партии Онегина в опере П.И.Чайковского.

       Мать- графиня Мария Николаевна О'Рурк (1877-1949)- была дочкой графа Николая Морицевича О'Рурка, чьи предки состояли в родстве с ирландскими потомками Стюартов. Живость её характера и обаяние привлекали к худощавой, высокой, стройной, рыжеволосой, с голубыми глазами аристократке множество поклонников.
         
        Впрочем воспитанием Татьяны родители себя не обременяли. Оба были погружены в бесчисленные романы, так что заботу о её воспитании взяли сестра отца - Софья Васильевна Глинка(1876-1919) и её муж - бывший морской офицер, мичман Григорий Николаевич Глинка (1869 –1923), у которых своих детей не было.
         
       По воспоминаниям, София Васильевна «была статной и красивой девушкой, с бледно – матовой кожей, карими глазами и черными волосами...». Отец привил ей любовь к украинской культуре и традициям, так что она часто носила украинскую одежду. В 1898 году София вышла замуж за внучатого племянника композитора Михаила Ивановича Глинки.

       Отец Григория, Николай Дмитриевич Глинка-Маврин (1838 – 1884) служил дипломатом, секретарем русских миссий в Пекине и Берне, генеральным консул во Франкфурте-на-Майне.
         Мать - баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильденбандт (1850 –1928), была известной в Российской империи общественной деятельницей, пробовала себя на литературном поприще и была своеобразным магнитом культурной и общественной жизни Петербурга.
      «...В доме этой умной женщины собирались министры, писатели, художники и политики, – писала о ней публицист, издатель,общественный деятель - Екатерина Дмитриевна Кускова(1869-1958). – Благодаря её личному ходатайству император Александр III разрешил открытие Бестужевских женских курсов. Во время Великой войны Варвара Ивановна перевязывала раненых под неприятельским огнём, и за свою деятельность в Красном Кресте получила от генерала А.М.Каледина Георгиевский крест.
            Поэт Дмитрий Мережковский посвятил ей стихи, а художник Илья Репин запечатлел её на портрете «Дама в красном платье» (1889), который находится в Третьяковской галерее.
            
        Григорий Николаевич - выпускник Морского кадетского корпуса, был талантливым человеком, блестящим знатоком английского и французского языков. В 1890 году Г.Н.Глинка сопровождал Антона Павловича Чехова в его путешествии на Сахалин. С ним же он вернулся в Москву.
         
      «Тетя и дядя,- вспоминала Тарновская,- были людьми, стремящимися к работе, какой-то деятельности. Дядя мало мной интересовался, еще меньше любил и воспитывал и не делал никаких замечаний.». После выхода в отставку, Григорий Глинка поступил на государственную службу. Во время Первой мировой войны Софья Васильевна заведовала военным лазаретом, который находился в здании киевской 2-ой гимназии, а Григорий Глинка работал в Красном Кресте.
          
      Коренным образом изменилась жизнь семьи после 1917 года. «Стало известно,-пишет Татьяна Тарновская,- что есть список так называемых буржуев, в нем была и фамилия Глинки. Тетя была в панике и бежала в пригород, в Лукьяновку. Она поселилась у приятельницы. Тетя в 19 – м году заболела воспалением легких и умерла... Отец был тогда еще с нами. Он обнял меня и сказал: «Ну вот, мы остались с тобой вдвоем».
Что касается Григория Николаевича, то он эмигрировал во Францию. В мае 1924 года в эмигрантской газете в Париже было сообщение о панихиде и литургии посвященных годовщине его смерти.
Василия Тарновского после революции дважды забирали в ЧК, и хотя оба раза обошлось, в 1920 году он посчитал за благо уехать из страны. Позднее он женился на эмигрантке с двумя детьми Екатерине Георгиевне Сколяренко. После Константинополя, они осели в Берлине, где В.В.Тарновский пел в барах и ресторанах.

        Татьяна Тарновская была очень красивой женщиной, чем-то напоминала свою мать. Она была прекрасно образованна (с отличием окончила в Киеве Екатерининскую немецкую гимназию) в совершенстве владела тремя европейскими языками, в гимназические годы брала уроки музыки, занималась танцами и гимнастикой. От отца ей передался вокальный талант, и уже в детстве она пела для себя и своих близких, причем репертуар ее был весьма своеобразен: несколько украинских народных песен, серенады, романсы и арии из опер для мужских голосов. Объяснялось это тем, что её отец по вечерам садился за рояль и распевался перед театром или просто пел для себя , а она слушала и подпевала.
В 1920 году, когда Василий Тарновский уезжал заграницу, Татьяна ждала своего жениха - белогвардейского офицера- решила остаться в Киеве. Но тот был расстрелян большевиками.

        Смирившись с новым положением вещей, Татьяна поступила в Киеве в учебную «Студию экранного искусства» режиссёра театра и кино Алексея Максимовича Смирнова (1890-1942), где Алексей Каплер с ней познакомился.
          У восемнадцатилетнего Алексея- это была первая, юношеская любовь из далеких, счастливых и беззаботных киевских лет. И ему было плевать, что Татьяна на 4 года его старше.
        Алексей был отнюдь не красавцем: небольшого роста, полноватый, с крупным носом, но он брал другим – обаянием, веселым нравом и талантом великолепного рассказчика.
  Их брак был зарегистрирован 5 июля 1921 года в Киеве. По воспоминаниям Татьяны Васильевны, на их свадьбе присутствовала Надежда Михайловна Тарновская, жена Владимира Васильевича Тарновского, родного брата Татьяниного деда. Родных Алексея не было, поскольку отец Алексея- Яков Нафталиевич «был против этого брака».
           Были ли Алексей и Татьяна счастливы в этом браке? Вот что писала Тарновская- в своих вспоминаниях: «Я вошла в эту семью и полюбила их всех, так как это были родные Люси, которого я очень любила.»
          После окончания студии, оба поехали в Одессу на кинофабрику. Там Татьяна Васильевна снялась в нескольких немых фильмах: «Тамилла» и «Чашка чая» (1927) и «Проданный аппетит» (1928), а Каплер стал заведующим культотделом Союза работников искусств.
           В 1926 году киевский товарищ Гриша Козинцев позвал его в Питер, где он с Леней Траубергом решили снимать гоголевскую «Шинель» (сценаристом был Юрий Тынянов). В этом фильме Каплер сыграл роли «незначительного лица» и «значительного лица». Однако сам Каплер довольно быстро понял, что не рожден актером.
            В 1927 году Алексей стал работать ассистентом кинорежиссёра Александра Петровича Довженко на сьёмках фильма «Арсенал».
             В том же 1927 году у Татьяны и Алексея родился сын Анатолий. Но красавица Татьяна после родов изрядно подурнела, произошли изменения в голосе и пение пришлось оставить. С её артистической карьерой также было покончено, а их брак, который и без того держался на волоске, оборвался окончательно.

       Оказавшись не у дел, Тарновская уезжает из Одессы в Ленинград, а Каплер возвращается в Киев, где осенью 1928 года он, как режиссер-постановщик, получил заказ на съемки агитационного-хроникального фильма.
        5 января 1930 года их развод был оформлен официально. «Дав развод Люсе, я в скором времени оказалась в неважном положении- с маленьким ребенком, без помощи и без денег».- писала Т.В.Тарнавская.
            
       В Ленинграде Татьяна Васильевна устроилась в гостинницу «Астория», где обучала «хорошим манерам» официантов и горничных и писала регулярные отчеты в ГПУ о постояльцах из-за рубежа. Потом с той же целью её перевели в Москву. Через какое-то время, Татьяна окончила заочно педагогический институт и стала преподавателем немецкого и французского языков, руководила драмкружками, давала частные уроки иностранных языков. Иногда к ней обращались представители из дипломатического корпуса, направлявшиеся во Францию на работу, для постановки правильного произношения.

      О своей кинематографической молодости Т.В.Тарнавская вспомнила в 1959 году, когда режиссер-постановщик Владимир Ефимович Карасев(1918-1974) пригласил её принять участие в нескольких массовых сценах в кинофильме по повести Николая Гоголя и сценарию Алексея Полторацкого «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Проходили съемки в Одессе, где в то время проживала Татьяна Васильевна.
        В послевоенные годы жила в Молдавии и Одессе, а после снова в Москве.
        Валентина Синчук вспоминала, что в Одессе Татьяна Васильевна любила гулять у моря, а ещё «учила меня кулинарии, французскому языку, этикету и поведению в обществе. До сих пор эта женщина в моей памяти сохранилась как пример высокой культуры, доброты и подражания».
         Художник Виктор Аркадьевич Грабовский(1962) подчеркивал, что Татьяна Васильевна жила весьма скромно и говорила: «изба у меня просторная»- это о своей однокомнатной квартире на 10 этаже.

      Татьяна Васильевна ушла из жизни в 1994 году.

  ТАТЬЯНА СЕМЁНОВНА ЗЛАТОГОРОВА

Примерно в 1928 году Алексей Каплер знакомится со студенткой актёрского отделения Одесского кинотехникума золотоволосой, горбоносой красавицей Татьяной Златогоровой.
         
        Татьяна (настоящее имя - Таисия) - родилась в 1912 году в Петербурге. Она была дочкой известного инфекциониста, микробиолога и эпидемиолога, профессора, члена-корреспондента АН СССР (1929)- СЕМЁНА ИВАНОВИЧА ЗЛАТОГОРОВА(1873- 1931).   
       
        С.И.Златогоров(при рождении Шмуэл-Шлоймо (Самуил Шлойм) Липманович Гольдберг) родился в еврейской семье в Берлине. В детском возрасте вместе с родителями переехал в Россию и принял фамилию Златогоров.
          В 1891 году с серебряной медалью окончил гимназию в Ростове на Дону, а в 1897 г.- с отличием Военно-медицинскую академию в Петербурге.
          В 1892 году перед поступлением в медицинскую академию принял православие и имя Семён Иванович Гольдберг, а в 1902 году получил разрешение на смену фамилии на Златогоров( от «голд»- «золото» и «берг»- «гора»).
          С 1900 года С.И.Златогоров - доктор медицины, с 1920 года работает в Военно-медицинской академии РККА. До 1929 года возглавлял Харьковский бактериологический институт.
        С января 1929 г. - член-корреспондент АН СССР, директор Института профилактических наук ВМА.
         Автор более 150 научных и учебно-методических трудов в области микробиологии, эпидемиологии, инфекционных заболеваний.
          В 1930 году сделал негативный отчет об условиях жизни рабочих, на комбинате «Апатит» во время эпидемии кори и брюшного тифа, а вскоре был арестован ГПУ по обвинению во вредительской деятельности в сфабрикованном деле о контрреволюционной организации врачей-микробиологов. Сердце ученого с мировым именем, открытия которого спасли жизнь миллионам людей, не выдержало. Через три месяца, в марте 1931 года он умер.
         
       Мать Татьяны- ТАТЬЯНА РУФОВНА ЗАТОГОРОВА (урождённая Кельберг, 1880-1951)
       Семья Златогоровых много лет поддерживала дружеские отношения с известным поэтом, переводчиком, художником-пейзажистом Максимилианом Александровичем Волошиным (1877- 1932), который бывал в их гостеприимном доме, а те посещали поэта в Коктебеле.
Когда в феврале 1925 года проводилось обследование жены Волошина- Марии  Степановны Заболоцкой, и на операцию потребовались значительные деньги, Златогоровы предложили устроить в своем доме творческие встречи Волошина с передачей собранных гостями средств на её лечение. Аудитория на вечерах собиралась представительная: коллеги Златогорова, профессора харьковских вузов.
В 1931 году получив трагическое известие о смерти Златогорова, Максимилиан Волошин отозвался строками:
Революция губит лучших,
Самых чистых и самых святых,
Чтоб, зажав в тенетах паучьих,
Надругаться, высосать их.

Осенью 1928 года Алексей возвращается в Киев, где, как режиссер-постановщик, получает заказ на съемки агитационного-хроникального фильма.  Приезжает не один, а с Татьяной Златогоровой, ставшей его женой, хотя их брак не был официально оформлен.
Несмотря на достаточно юный возраст, Златогорова вскоре стала не просто отличным специалистом, но и замечательным педагогом, который охотно передает свои знания студентам-кинематографистам непосредственно во время работы. Один из них, в будущем известный звукооператор Григорий Иванович Григорьев(1903- 1953) с теплотой вспоминал: «Златогорова начала учить меня монтажной делу. Я очень полюбил этот процесс. Поиски лучшего, размышления, даже ошибки – все это вызывало невыносимое желание добиться своего, найти лучший вариант. Только теперь я понял, как можно высидеть целые сутки за монтажным столом и не ощутить усталости».
         
       Судя по всему фильм А. Каплера понравился руководству, и в середине 1929 года он получил право на съемки своего первого полнометражного художественного фильма «Студентка» (другое название «Право на женщину»). Сценарий был написан молодым поэтом и переводчиком Николаем Платоновичем Бажаном(1904-1983)(По некоторым данным, в соавторстве с А.Каплером) На главную роль в ленте режиссер взял Татьяну Златогорову. Трудно сказать по какой причине, но после окончания этого фильма Татьяна уже больше в фильмах не снималась.
         
       В 1931 году Алексей Каплер приступает к работе над игровым фильмом «Шахта 12-28» (другое название «Донбасс»). В этом фильме Каплер уже был не только режиссером, но и автором сценария, а Татьяна выступила и как соавтор сценария, и как монтажер.
           Как вспоминал участник съемок ленты «Шахта 12-18» Григорий Григорьев: «Съемки всегда были старательно подготовлены. И только глубокая сосредоточенность и серьезность режиссера свидетельствовали, что и он, хоть и скрыто, а нервничает... И во всех случаях, когда другой ругался бы, подтягивал кого надо, он спокойно давал объяснения, указания, не оскорбляя людей»

При всём том, что Алексей Каплер был умным, творческим, и энергичным человеком, он умел быть твердым и резким в отстаивании своих позиций. Скорее всего, это не могло не отразиться на его отношениях с руководством Киевской киностудии. В результате фильм даже не вышел на экраны.
          
        В 1930 году Татьяна едет в Ленинград и поступает в 1-й Ленинградский медицинский институт. Что это было: желание пойти по стопам отца или ссора с Каплером? Во всяком случае, известно, что институт она в 1935 году окончила, что не помешало ей продолжать жить с Каплером и писать с ним сценарии фильмов.
          Алексей Каплер еще некоторое время оставался в Киеве, но поскольку на кинофабрике ему не давали новых заказов, он едет в Ленинград, надеясь,что сможет писать сценарии и снимать по ним фильмы.
          
       В 1934 году кинорежиссер Семен Алексеевич Тимошенко(1899- 1958) задумывает снять на «Ленфильме» (в те годы киностудия «Севзапкино») кинокомедию, главные герои которой подружились еще во время гражданской войны, а теперь трудились на одной из строек. Каплер и Златогорова пишут сценарий на основе которого С. А. Тимошенко снял популярный фильм «Три товарища», который для сценаристов стал пропуском в большой кинематограф. Отметим, что музыку к фильму написал композитор Исаак Дунаевский, а текст песни «Каховка»- поэт Михаил Светлов.
         
          Приближался 1937 год - двадцатилетие Октябрьской революции. Сталин дал указание подготовить фильм. Был объявлен конкурс. Алексей Каплер взялся за сценарий, который по-началу назывался «Восстание». Вот как об этом вспоминал сам Каплер: «Теперь, когда созданы десятки, если не сотни произведений об Ильиче, когда в столовке киностудии можно встретить сразу четырех «Лениных», трудно представить, как мы были далеки даже от тени мысли, что В. И. Ленин может стать непосредственным участником кинематографического действия… И еще: как должен говорить Ленин? Каким языком? Проще всего, казалось бы, взглянуть в его сочинения. Но не мог же он общаться на языке статей, на языке книг. Значит, сочинять речь Ленина?…» Сталин сценарий одобрил и переименовал на «Ленин в Октябре». Постановщиком фильма стал выдающийся кинорежиссер Михаил Ильич Ромм(1901-1971).
           Шестого ноября 1937 года состоялся закрытый показ для Сталина, который одобрил фильм, а на следующий день, на торжественном заседании по случаю годовщины революции в Большом театре в Москве состоялась официальная премьера. Фильм имел громадный зрительский успех, а его создатели: Каплер, Ромм и исполнитель роли Ленина - Борис Щукин были награждены орденом Ленина.

После успеха фильма, в 1938 году Алексей Каплер взялся писать продолжение «ленинианы»-«Ленин в 1918 году». Как и в прежние годы, его соавтором стала Татьяна Златогорова. Режиссером снова - Михаил Ромм, а исполнителем роли Ленина - Борис Щукин. И вновь шумный успех и Сталинская премия у всех трех создателей. Имя Златогоровой при этом даже не вспоминалось.
Кроме того, на основе сценария фильма Каплер со Златогоровой написали одноименную пьесу, поставленную в 1940 году Ленинградским театром драмы им. Пушкина.
         
        Судя по некоторым источникам, примерно в это время Алексей Каплер и Татьяна расстались. Вскоре она вышла замуж за ленинградского писателя, автора повести про милицейскую собаку «Ко мне, Мухтар!» - Израиля Моисеевича Меттера(1909—1996). Позднее он написал повесть о том, как отбил свою Тату у Каплера.
         
        Так, в письме из Коктебеля, 12 сентября 1940 года киносценарист и драматург Сергей Александрович Ермолинский(1900-1984) упоминает, что «недавно уехала Златогорова со своим мужем Меттером».
             Молодой тогда писатель Юрий Маркович Нагибин(1920-1994) тоже наблюдал за блистательной супружеской парой, которая появлялась на коктебельском пляже, но при этом не только изменил имя героини Златогорова на Горностаева, но и переставил порядок её мужей, указав, что: «...золотоволосая красавица Горностаева, недавно ставшая женой сценариста Каплина, и молодой ленинградский писатель Мессер, ее бывший муж...», что привело к тому, что теперь даже в Википедии указывается, что её первым мужем был Израиль Меттер.

        О дальнейшей судьбе Златогоровой сохранилось всего несколько воспоминаний.
        Так, писательница, литературовед и мемуарист- Мария Иосифовна (Осиповна) Белкина (1912-2008) описывала свою встречу с ней во время войны в Ташкенте: «Как-то, когда Анны Андреевны Ахматовой не было дома, к ней зашла Златогорова. Это была очень роскошная, модно одетая женщина, особенно роскошная для Ташкента.Под ярким японским зонтиком она прошла мимо арыка, мимо моих окон, где я в тени деревьев пасла сына. Она не застала Анны Андреевны и, возвращаясь назад, попросила меня передать ей сверток, предупредив, что если у меня есть кошка, чтобы я спрятала подальше, ибо это котлеты».
       
       Уже после войны, скорее всего в 1948 году эту «роскошную, модно одетую женщину» арестовали. Никаких упоминаний о причинах её ареста, отыскать не удалось. Да и нужны ли были в те годы причины для уничтожения тысяч людей?
       Вот что пишет Юрий Нагибин «... судьба Горностаевой была уже взвешена, подсчитана и решена: ей недолго оставалось гулять на воле. Я не знаю участи Горностаевой, знаю лишь, что ее фамилия вскоре исчезла с титров фильмов, созданных в соавторстве с Каплиным, исчезла и она сама». И далее о ней: «...Могло ли прийти в голову этой красивой, беспечной, легкокрылой женщине, что в недалеком будущем весь свет навсегда погаснет для нее, а мироздание сведется к вонючей камере и застенку, населенному садистом следователем?»
        В 1950 году, через год издевательств Татьяна Златогорова в тюремной камере покончила с собой.

        Любопытно, что её мужа Израиля Меттера власти не тронули. В 1989 году был опубликован его роман «Пятый угол», где описывается, как в последнюю волну репрессий попадает Катя Голованова, женщина, которую Борис любил всю жизнь. Прототипом послужила Татьяна Златогорова.

     СВЕТЛАНА АЛЛИЛУЕВА
 
         В конце октября 1942 года на подмосковной загородной даче Сталина в Зубалове, куда его пригласил Василий Сталин, у Алексея Каплера произошла встреча и новая, короткая и яркая, как вспышка молнии, любовь с юной дочкой вождя - Светланой. Эта встреча, невольно, бросала мрачную тень на всю его дальнейшую судьбу.
       
        В то время, в разгар Сталинградской битвы, в руководстве кинематографии задумали снять фильм о боевых летчиках. Консультантом вызвался быть Василий Сталин, а к написанию сценария картины решили привлечь Алексея Каплера.Так сценарист оказался на сталинской даче. Впрочем, в тот день дальше шапочного знакомства со Светланой дело не дошло, ограничившись лишь коротким «здрасте – до свидания».
         Прошло около недели.На устроенном Василием вечере по случаю очередной годовщины Октябрьской революции, они снова встретились. Среди гостей были: Константин Симонов с актрисой Валентиной Серовой, писатель Борис Войтехов с актрисой Людмилой Целиковской, кинорежиссёр Роман Кармен с красавицей Ниной Орловой, известные артисты и военные летчики. Гремела радиола, шло веселье, как будто не было войны. В отличие от других, Каплер во время застолья вел себя скромно, пить не любил, так, пригубит одну-две рюмки, и все. Потом отмахивался - мол, не приставайте.
        Вот как описывала последующие события в изданной в 1967 году в США книге «Двадцать писем другу» сама Светлана Аллилуева: «Приехало много народа… После шумного застолья начались танцы… «Что вы невеселая сегодня?» – спросил меня Люся. И тут я стала говорить обо всем – как мне скучно дома, как неинтересно с братом и с родственниками; о том, что десять лет со дня смерти мамы, а никто не помнит об этом и говорить об этом не с кем.»
             Тогда Светлана ещё не знала, что её мать Надежда Сергеевна Аллилуева не умерла, а 9 ноября 1932 года покончила жизнь самоубийством.
 
          Каплер пригласил Светлану танцевать фокстрот. «Должно быть, я была смешным цыпленком, - продолжает Аллилуева,- но Люся заверил меня, что я танцую очень легко, и мне стало так хорошо, так тепло и спокойно рядом с ним! Я чувствовала какое-то необычное доверие к этому толстому дружелюбному человеку, мне захотелось вдруг положить голову к нему на грудь и закрыть глаза…». После они вышли прогуляться вокруг дачи. Алексея удивили пытливый ум Светланы, хорошее знание английского языка, не по годам взрослые суждения и, конечно, багаж просмотренных фильмов -тех, которые в советском прокате не шли. Как вспоминает Аллилуева: «Каплер был очень удивлен, что я что-то вообще понимаю… Он предложил показать мне «хорошие фильмы». Конечно, Каплер, обаятельный, остроумный стал рассказывать девушке о своей работе в кино, про свою молодость и легко завоевал сердце юной Светланы.
           Каплер сдержал слово и в следующий раз привез Светлане «Королеву Христину» с Гретой Гарбо. «Я была совершенно потрясена тогда фильмом,- пишет Аллилуева, - а Люся был очень доволен мной…»
          
        Ей было 16, а ему 38. Она было дочерью небожителя, вождя, Верховного главнокомандующего, а он – сыном киевского портного, но между ними, как от искры, вспыхнула любовь.
          Вот как описывал Каплера писатель и журналист, во время Великой Отечественной войны – «главный писатель» Партизанского края, редактор газеты «За Советскую Родину» Иван Васильевич Виноградов (1918 - 1995): «В марте 42-го у нас появился киносценарист и драматург Алексей Каплер. Невысокий, плотный, в армейском полушубке и шапке-ушанке, из-под которой выбивались черные кудри.»
         
       Что касается Светланы, то её описывала тогдашняя одноклассница, внучка писателя М. Горького, научный сотрудник Института мировой литературы, хранитель библиотеки М.Горькова- Марфа Максимовна Пешкова(1925):«Зеленоглазая, живая, с копной рыжих волос- чудо! И умница. Светлана была яркая, смелая, ей нравилось поражать воображение слушателей.».
         
        То, что юная Светлана в него влюбилась- не удивительно, но и искушенный в женщинах, дважды или даже трижды женатый Каплер- тоже потерял голову. Возможно в начале, в душе Каплера, как это ни странно звучит, проснулись, неизвестные до этого отеческие чувства к одинокой и почти взрослой Светлане. Возможно, ему льстило внимание дочери вождя, к тому же Светлана была умная, прекрасно образованная девушка, с которой было о чем поговорить, и он, как мальчишка, не рассуждая о последствиях, ничего не мог поделать со своими чувствами.

Они стали встречаться почти каждый день. Каплер приходил к школе на улице Горького, где училась Светлана, и встречал ее там. Он приносил книги, которые сам любил: «Иметь и не иметь» и «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя, «Все люди – враги» Ри;чарда Олдингтона. Кроме того, подарил ей огромную «Антологию русской поэзии от символизма до наших дней», в которой галочками и крестиками были отмечены его любимые стихи.
           Они ходили вместе по улицам темной заснеженной военной Москвы.Посетили холодную военную Третьяковку. В просмотровом зале Комитета кинематографии в Гнездниковском переулке, где устраивались закрытые просмотры шедевров мирового кинематографа, он показал «Белоснежку и семь гномов» Диснея и чудесный фильм «Молодой Линкольн». Появлялись они со Светланой и в театре.
           «Он был для меня тогда самым умным, самым добрым и прекрасным человеком… Он раскрывал мне мир искусства – незнакомый, неизведанный. А он все не переставал удивляться мне, ему казалось необыкновенным, что я понимаю, слушаю, впитываю его слова…»
Между тем все, кто наблюдал этот роман, были в откровенном недоумении и… ужасе. Они советовали Каплеру одуматься и прекратить появляться везде и всюду с несовершеннолетней дочерью вождя. «Ведь это же так опасно!» – говорили они Каплеру. На что тот только смеялся: «Не более опасно, чем встречаться с любой другой московской девушкой».
         
         В конце ноября Каплер улетел в Сталинград— это был канун Сталинградской битвы, а вскоре, развернув «Правду», Светлана прочла статью спецкора А.Каплера под названием «Письмо лейтенанта Л. из Сталинграда».Это была статья в форме письма к любимой. Заканчивалась она прямыми намеками на Светлану: «Из твоего окна видна зубчатая стена Кремля.». Это было затишье, как перед бурей.

Накануне Нового, 1943 года, Каплер вернулся в Москву. Они встретились. Девушка умоляла его больше не видеться и не звонить друг другу. Однако сама первая не выдержала и позвонила. И все снова закрутилось…
            Поскольку рядом со Светланой всегда находился сотрудник личной охраны, на Лубянке были прекрасно осведомлены об их отношениях. Однако до поры до времени не решались беспокоить Сталина сообщением, видимо надеясь, что всё окончится. Но когда стало понятно, что эта история не только не близится к завершению, чекисты решили действовать.
          
        В феврале 1943 года помощник начальника личной охраны Сталина полковник Румянцев звонит Каплеру и просит его оставить Светлану в покое. «Уезжайте из Москвы, или у вас будут неприятности»,– предупреждает полковник. Писатель Константин Симонов, узнав о звонке, немедленно едет к Каплеру и уговаривает по-скорее уехать из Москвы. Каплер соглашается, но просит позволить проститься со Светланой, поскольку у нее в конце февраля день рождения.

В последний день февраля Каплер встречается со Светланой в пустующей квартире на улице Чкалова, что возле Курского вокзала. Телохранитель Светланы находится здесь же, но сидит в соседней комнате. Однако его присутствие не мешает говорить друг другу в любви. «Мы знали, что видимся в последний раз. Нам было горько и сладко. Мы молчали, смотрели в глаза друг другу и целовались. Мы были счастливы безмерно, хотя у обоих наворачивались слезы.».- описывает Аллилуева эту встречу.
        Вечером об этом уже знают на Лубянке, и следует доклад Сталину.
       
       Через день, второго марта, когда Каплер уже собрал вещи, чтобы отправиться в Ташкент, где режиссер Фридрих Эрмлер начинал по его сценарию съемки фильма, ставшнго одной из лучших картин о войне «Она защищает Родину» с незабываемой Верой Марецкой, но по дороге на аэродром решил заскочить в Малый Гнездниковский переулок, чтобы получить деньги за сценарий. Когда он покидал здание Управления, к нему подошел незнакомый мужчина и попросился к нему в машину. Там он ткнул Каплеру в лицо удостоверение сотрудника МГБ и повез его на Лубянку.
             Каплеру предъявили надуманное обвинение в шпионаже в пользу Англии на том основании, что он не раз встречался с зарубежными журналистами и кинодеятелями, хотя речь шла об иностранных деятелях культуры, приезжавших в Советский Союз. О реальной причине - Светлане - ни слова. Приговор оказался немыслимо суровым- Алексей Каплер - лауреат Сталинской премии, награжденный орденом Ленина, был выслан на пять лет в Воркуту.

      Вновь Каплер и Аллилуева встретились через 11 лет во время проходившего в декабре 1954 году второго съезда советских писателей. За эти годы оба сильно изменились. Светлана успела дважды побывать замужем, а Каплер не мог избавиться от воспоминаний о лагерях, которые последовали за их романом. Светлана стала говорить, что все эти годы думала только о нем. Алексей ответил, что у него есть жена, которая спасала его и поддерживала в годы заключения.
         Много лет спустя в своих мемуарах Аллилуева гораздо теплее писала о Каплере, чем о своих мужьях. Кажется, та детская влюбленность была единственным эпизодом в ее жизни, когда она была по-настоящему счастлива.

В 1943 году Светлана с отличием окончила школу и хотела поступить на филологический факультет МГУ, однако такое ее решение Сталину не понравилось и она подала документы исторический факультет. После окончания университета и аспирантуры Академии общественных наук при ЦК КПСС, в 1954 году она защитила кандидатскую диссертацию. С 1956 по 1967 год - работала в Институте мировой литературы, была переводчицей с английского языка и литературным редактором, выполнила перевод нескольких книг, в том числе произведений английского философа-марксиста Джона Льюиса, и британского журналиста и общественного деятеля Эндрю Ротштейна(1898-1994)«Мюнхенский сговор» (1959).
         
        Светлана была действительно талантлива, прекрасно владела стилем, написала несколько книг, в том числе о писателе Борисе Пастернаке и «Книгу для внучек». А её книга «Двадцать писем к другу» тут же стала бестселлером.

        А вот личная жизнь Светланы никак не складывалась. Больше чем два-три года она ни с кем не жила.
         Весной 1944 года, едва ей исполнилось 18 лет, она вышла замуж за одноклассника и товарища её брата Василия Сталина, в будущем известного правоведа, доктора юридических наук, заслуженного деятеля науки России- Григория Иосифовича Морозова(1921-2001).  В 1949 году они развелись. Позднее она писала в своих дневниках, что не любила этого мужчину, а мечтала вырваться из-под опеки отца.
         Вторым ее мужем в 1949 году стал сын второго секретаря ЦК Андрея Жданова- Юрий Андреевич Жданов (1919 - 2006). По воспоминаниям тех, кто его знал, Юрий был не только талантливым ученым, доктором химических наук, членом-корреспондентом Академии гуманитарных наук России и лауреатом Госпремии СССР, но и порядочным человеком, который всегда держался просто, без зазнайства, а возглавляя сектор науки ЦК, выступил против всемогущего академика Трофима Денисовича Лысенко. Но и этот брак в 1952 году распался.
            С 1957 по 1959 год был брак с племянником первой жены Сталина, африканистом, доктором экономических наук - Иваном Александровичем Сванидзе(1927- 1987).
         Недолго продлился и следующий брак с индийцем Браджешем Сингхом. Индиец был из богатой семьи и на 15 лет ее старше. По признанию Светланы, с ним она впервые познала, что такое настоящая любовь. Но в 1966 году Сингх умер.
          Последний раз в 1970 году она вышла замуж за американского архитектора, ученика Франка Ллойда Райта - Уильяма Питерса(1912-1991). Брак, как и все предыдущие завершился через три года, но Светлана сохранила за собой имя Лана Питерс.
Она несколько раз уезжала и возвращалась в США, жила в Грузии, в Швейцарии, Индии, Австралии, Англии, Франции, но всегда для всех осталась дочерью Сталина. «Где бы я ни была, даже на каком-нибудь острове — я всегда буду политическим заключенным имени моего отца», - призналась когда-то Светлана Аллилуева.
Профессор Маршалл Голдман(1930-2017) из Центра российских исследований Гарвардского университета сказал: «Она пыталась вести нормальную жизнь, но как можно нормально жить, когда на тебе бремя имени Сталина, бремя его грехов? Она была обречена, ее судьбу можно назвать трагичной».
         Умерла Светлана Аллилуева 22 ноября 2011 года, в возрасте 85 лет в доме престарелых в штате Висконсин, США.

   ВАЛЕНТИНА ГЕОРГИЕВНА ТОКАРСКАЯ

В 1945 году, упрятанного в далекую Сибирь, как «социально опасного элемента», Алексея Каплера в Воркуте нашла новая страстная любовь - умная, душевно тонкая и изящная Валентина Токарская.

Валентина родилась 3 февраля 1906 года в Одессе, и, возможно, именно этот факт был причиной того, что она всю жизнь оставалась никогда не унывающей, всегда изящной женщиной.
         Ее отец был провинциальным актером и, неудивительно, что девочка уже в пять лет читала стихи на детских праздниках. В 1914 году. после выступления отца перед ранеными, царь подарил ему булавку с бриллиантом для галстука.

Некоторое время семья жила в Петербурге.«Я болела в петербургском климате, - вспоминала Токарская,- и папа увез нас в Киев. В Киеве Валентина училась в одной из лучших в городе - Фундуклеевской женской гимназии. Впрочем, как вспоминала актриса : «Я терпеть не могла учиться, но выступала в концертах. Первый приз мне всегда был обеспечен.»
          С тринадцати лет Валентина начала брать уроки в киевской частной балетной школе хореографа и педагога, балетмейстера Киевского театра оперы и балета(1920-1925) Ильи Алексеевича Чистякова(1871-1944). Ученики школы изучали не только хореографическое искусство, но также грамматику, иностранные языки, пение и ораторское искусство. Более того, единственным требованием Чистякова был талант ученика, поэтому за обучение в школе не нужно было платить, что само по себе было весьма необычно для того времени.
             Потом отец ушел к другой женщине, и она с четырнадцати лет начала сама зарабатывать деньги, танцуя перед сеансами в кинотеатре .
          После реводюции в Киеве постоянно менялась власть. Было голодно. Меняли вещи на продукты. Валентина с матерью перебралась в Ташкент, где жизнь была как в мирные дореволюционные годы. Валентина стала танцевала в местном оперном театре. Там она вышла замуж за певца – тенора, с которым в начале 1920-х годов переехала в Москву.
      
     В Москве она с успехом выступала в оперетте. На одном из представлений ее увидел режиссер Николай Осипович Волконский(1890-1948) и пригласил в Московский мюзик-холл. Валентина замечательно пела и танцевала, и очень скоро стала примой.
           Когда в 1937 году мюзик-холл был закрыт, попала в труппу московского Театра Сатиры, где ею восхищались многие знаменитые писатели.
          
        В 1941 году Токарская в составе одной из первых фронтовых бригад отправилась в действующую армию. Там артисты попали в окружение. Скитания по лесам и деревням закончились тем, что пришлось регистрироваться в управе и просить разрешения кормиться своей профессией. Актёры собрали небольшую бригаду и подготовили концертную программу. Отступающие немцы погнали артистов с собой все дальше и дальше до самой Германии.
            
        Когда в конце 1945 года В.Г.Токарская смогла вернуться в Союз, тут же оказалась в советских застенках и была отправлена в ссылку. Таскала бревна на лесоповале, работала в санчасти.
          
       Ей повезло.Зявку на знаменитую актрису прислал воркутинский лагерный театр. И хотя в театр её, первое время, водили под конвоем, а в местных газетах писали: «Актриса, играющая такую-то роль, справилась неплохо», то есть без имени и фамилии, но в бараке ей отделили угол, занавеску повесили, вроде комнатки получилось: кровать и стул. В Воркуте, считала сама Токарская, она сыграла свои лучшие роли и даже сама поставила два спектакля как режиссер.
         
       Не могу не отметить, что это был не какой-то провинциальный театр. В то время, в Воркуту из лагерей собрали политических зэков — бывших актеров, музыкантов, художников. И уже в первые пять лет после создания театра число артистов перевалило за 150. На его сцене играли: главный режиссер Большого театра Борис Мордвинов, дирижер Евгений Выгорский, солист питерской Мариинки Теодор Рутковский, первый исполнитель песни «Широка страна моя родная» Борис Дейнека, исполнительница старинных романсов Татьяна Лещенко-Сухомлина, звезда мюзик-холла Лола Добржанская.
         
        В Воркутинской колонии режим для Каплера был вполне мягким: к тяжёлым работам он не привлекался, ему разрешили оборудовать фотолабораторию, а начальник лагеря - генерал-майор Михаил Митрофанович Мальцев(1904-1982), слывший покровителем искусств, позволил ему покидать территорию, обнесенную колючей проволокой. Более того, в лагере он имел небольшую комнатку – лабораторию, где проявлял фотографии. И среди лагерного начальства, и среди заключенных он пользовался уважением - мог сделать карточку, чтобы послать близким.
         
     Побывавший в Воркуте в 1945 году тогда ещё молодой журналист, а после сценарист, драматург и кинорежиссёр Леонид Данилович Агранович (1915-2011) так описывал встречу с Каплером: «Алексей Яковлевич в заключении выглядел по-домашнему в своей сатиновой толстовке или спецовке. Принял он меня, как друга детства, хотя впервые услышал мою фамилию. Здесь были и работа его, и жилье. В большой комнате-ателье, куда вход был с улицы, кроме стационарного фотоаппарата стояли еще два-три примитивных осветительных прибора, ширма, светлый и темный задник-фон и переносный отсвечивающий экранчик. В задней маленькой комнате помещались только матрас на чурках (неприбранную постель хозяин предупредительно сгреб в изголовье), табуретка, стол, заваленный покоробившимися снимками.И еще была темная лаборатория-чуланчик с красным фонарем, кюветами, увеличителем. И с дверью — черным ходом. В общем, режим жизни для Каплера образовался тут вполне терпимый, если не считать, что он был зэк и тянул свой срок, а весь его комфорт висел на волоске.»
         
        Между тем, жизнь в Воркуте шла своим чередом. Накануне выхода театрального спектакля и после премьеры - в местных газетах публиковались рецензии и фотографии. Однажды Валентина разговорилась с тюремным фотографом, помнившим ее на московской сцене. Ее красота, жизнерадостность и очарование покорили Каплера.
        «В Каплера нельзя было не влюбиться»,- рассказывала Токарская. Они стали встречаться, проводя в крошечной каплеровской каморке минуты свободного времени. В черной лагерной безысходности они отогревались друг возле друга.
      На случай облавы, изобретательный Каплер придумал и сам сделал потайную дверь в шкафу. Если кто-то посторонний заходил в фотографию, Валентина исчезала в шкафу и через минуту-другую оказывалась на улице, в глухом переулке.
       
     Когда в 1948 году у Каплера окончился срок, он, не смотря на строгое предписание, заехал в Москву. Снова был арестован, но вместо Воркуты был отправлен в исправительно-трудовой лагерь в Инту (Коми АССР).
        Там уже не было никаких поблажек. Наравне с остальными заключенными Каплер надрывался в шахте, некоторое время работал санитаром в больничном бараке. Только письма Токарской, полные нежности, любви и безумной эротической страсти, буквально вытащили Каплера из петли, когда в минуты отчаянья он собрался наложить на себя руки.
       
    Каплер пробыл в заключении почти десять лет. В марте 1953 года «Отец народов» отправился к праотцам. Каплер и Токарская попали под амнистию. Они вернулись в Москву и тут же расписались.
            Жизнь постепенно налаживалась. Она поступает в Театр сатиры, он пишет сценарий к ставшей популярной комедии «За витриной универмага», а позже- «Полосатый рейс» (совместно с Виктором Конецким), преподает на сценарных курсах при Союзе кинематографистов.
       
     В 1954 году Каплер знакомится на курсах с молодой слушательницей, поэтессой Юлией Друниной. Любовь вспыхнула сразу, но оба пытались сохранить семьи, и еще шесть лет боролись со своим чувством.
       
     В конце-концов, Валентина узнала о романе и ушла от него. В 1960 году Каплер и Токарская развелись. Алексей предложил по-честному поделить квартиру и дачу, но Валентина оставила ему все и вновь оказалась одна. Каплер пытался сохранить дружеские отношения, писал ей отовсюду, умолял смириться с его новой жизнью и в память о перенесенных испытаниях остаться близкими людьми. Токарская не отвечала на письма и бросала телефонную трубку.
         
    В 1956 году Токарская снялась в популярном в те годы детективе «Дело № 306», где она сыграла фармацевта Карасёву, она же немецкий агент Магда Тотгаст.

     В.Г.Токарская продолжала до последнего дня играть на сцене Театра Сатиры. И хотя роли у неё, в основном, были небольшие, но всегда яркие, запоминающиеся.
       «К сожалению, я не мог ей предложить ничего достойного,- говорил о В.Токарской главный режиссер театра Валентин Николаевич Плучек. - Когда она просила меня позволить ей хотя бы молча постоять в углу сцены, я понимал, что все внимание зала все равно будет сосредоточено на ней.».
            В 1993 году В.Г.Токарской было присвоено звание народной артистки России (минуя звание «заслуженной»). Свое девяностолетие 3 февраля 1996 года Валентина Георгиевна отметила на сцене Дома актера. Весь вечер она рассказывала, пела и танцевала.
          Валентина Георгиевна Токарская скончалась 30 сентября 1996 года.

   ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ДРУНИНА

В 1954 году на сценарных курсах при Союзе кинематографистов, где Каплер преподавал, его настигла последняя любовь - молодая поэтесса Юлия Друнина.
     Ей было всего тридцать-ему пятьдесят. Об их любви говорили по всей Москве. Казалось, что Юлия и Алексей Яковлевич буквально созданы друг для друга. «А ведь я, правда, никогда не думал, что могу так мучительно, до дна, любить. Жил дурак дураком».- признавался Каплер. По общему мнению друзей и знакомых, это был один из тех редких браков, которые совершаются не на грешной земле, а на небесах.

Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве. Ее отец Владимир Павлович Друнин(1879—1942) работал учителем истории в 1-й московской спецшколе ВВС; мать— Матильда Борисовна Друнина (1900—1983), работала в библиотеке и давала уроки музыки. Так что любовь к литературе ей прививали с самого детства. Стихи Юля начала писать еще в школе, посещала литературную студию при Центральном Доме художественного воспитания детей, а в конце 1930-х годов - заняла первое место на поэтическом конкурсе. Тогда же ее стихи напечатали в «Учительской газете» и передали по радио.

       После начала Великой Отечественной войны, прибавив себе год, Юлия записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Российское общество Красного Креста), работала санитаркой в главном госпитале. Окончила курсы медсестёр. В конце лета 1941 года с приближением немцев к Москве, была направлена на строительство оборонительных сооружений. Там во время одного из авианалётов она потерялась, отстала от своего отряда и была подобрана группой пехотинцев, которым нужна была санитарка. Вместе с ними Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника. Уже в самом конце труднейшего пути, при переходе линии фронта, когда в группе оставалось всего 9 бойцов, командир батальона подорвался на противопехотной мине. Вместе с ним погибли ещё двое бойцов, а Друнину сильно оглушило.
            Второй раз она попала на фронт через полтора года, в санитарный взвод. В 1943 году Друнина была тяжело ранена — осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать — спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В том же году, в госпитале она написала своё первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:
В декабре 1944 года Юлия возвращается в Москву. Несмотря на то, что шла уже середина учебного года, она приходит в аудиторию Литературного института, садится за парту и, так как была фронтовичкой с орденами и медалями, попросить ее уйти никто не решился, и она начинает посещать занятия первого курса. В 1945 году ее стихи были  опубликованы в журнале «Знамя», а через три года вышел ее сборник «В солдатской шинели». О ней заговорили как об одном из самых талантливых поэтов военного поколения.
          
        В Литературном институте Друнина познакомилась со своим однокурсником, фронтовиком, комиссованным по ранению, и начинающим поэтом Николаем Старшиновым(1924-1998). Вскоре они поженились. В 1946 году родилась дочь Елена. Из-за замужества и рождения дочери Юлия пропустила несколько лет учёбы в институте и окончила его только в 1952 году.

      В начале 1945 года в журнале «Знамя» появились подборка стихотворений Юлии Друниной; в 1947- её принимают в Союз писателей, а в 1948 - выходит её первая книга «В солдатской шинели».
      
    Друнина была красивой женщиной и всегда выглядела очень молодо. «Мама была очень красивой, загадочной, по-девичьи худенькой, - рассказывала дочка Друниной - поэтесса Елена Липатникова,- но под хрупкой внешностью таился подлинный кремень».
          Некоторые из знакомых считали даже, что Юлия совсем не взрослеет. Она оставалась не только по-юношески искренней и чувствительной, но еще и ребячливой в своих увлечениях и пристрастиях.
             «Каплер был человеком скромным, почти незаметным - вы не выделили бы его из толпы, но в общении раскрывался так, что его обожали все - и старые, и малые.»,- рассказывала подруга Друниной, жена поэта Сергея Орлова- Виолетта Степановна.
         «Достаточно было одного взгляда на Алексея Яковлевича, - рассказывала Елена Липатникова,- чтобы понять его доброту, большое обаяние, деликатность, да и просто мужскую красоту.»
         
        Писатель и журналист Андрей Маркович Максимов (1959) в доме родителей которого часто бывали Каплер и Друнина, рассказывал: «Каплер был похож на волшебника: густые белые волосы и удивительно доброе лицо. Его не страшно было ни о чем спросить, несмотря на то, что он был невероятно знаменит, а Друнина была невероятно, как-то не по-здешнему красива.»

        Любовь у Каплера и Друниной вспыхнула сразу, но, их «тайный роман» длился шесть лет. Шесть лет они боролись со своим чувством, пытались расстаться, чтобы сохранить семьи, осознавали, что их близкие ничем не заслужил такого удара. но все равно ничего не могли с собой поделать. С другой стороны, пришлось испытать немало косых взглядов, связанных в ту пору с таким разрывом.
Каплер ухаживал красиво: дарил цветы, помогал налаживать отношения с издательствами, с трепетом и восторгом читал ее новые стихи, ходил на ее выступления.
         
        В 1960 году Алексей развелся, Юля - ушла из семьи. Они стали наконец мужем и женой. «Алексей Яковлевич сумел окружить ее такой теплотой и заботой, - рассказывала Виолетта Орлова,- что Юля ощущала себя счастливой каждый час, каждую минуту.»
           «Однажды, — вспоминал поэт и переводчик, один из первых переводчиков Шолом-Алейхема на русский язык Марк Андреевич Соболь(1918-1999), — я сказал Юле: «Он стянул с тебя солдатские сапоги и переобул в хрустальные туфельки». Она, смеясь, подтвердила».
            «Алексей Яковлевич Каплер относился к Юле очень трогательно – писал Николай Старшинов в книге «Планета «Юлия Друнина»,- заменял ей и мамку, и няньку, и отца. Все заботы по быту брал на себя.».
              «Алексей Яковлевич взял на себя все бытовые проблемы. Он полностью избавил от них маму. - рассказывала Елена Липатникова.- Она не знала, где платить за квартиру, как починить машину или вызвать мастера, если в доме что-то ломается. В нашем доме не было культа еды, и Алексей Яковлевич безропотно оставался без своего любимого вкусного и сладкого. Если приходили гости, то он заказывал блюда в Елисеевском гастрономе или ресторане.».
           «У них постоянно кто-нибудь гостил.- рассказывала Виолетта Орлова - Алексей Яковлевич был известным человеком в мире кино, общался с кинематографистами всего мира. Приезжая в Советский Союз, они, в свою очередь, обязательно бывали у него в гостях.».
            «В то время никто не слышал о мобильных телефонах, тогда и обычные-то были редкостью, но он находил способ напомнить любимой жене о себе - всюду, где бы она ни была, посылал ей телеграммы.- рассказывала Виолетта Орлова - Помню, пока мы с ней ехали в поезде из Москвы в Симферополь, их приносили трижды. Но больше всего меня удивило, когда однажды в самолете к Юле подошла стюардесса и с улыбкой сказала: «Вам телеграмма!». Я и представить себе не могла, что телеграммы можно посылать в самолет. Он мог, например, зная, что она возвращается из-за границы, поехать встречать ее из Москвы в Брест. Когда поезд остановился, все ахнули: на перроне стоял Алексей Яковлевич с огромным букетом цветов. Такой красивой любви я больше никогда не видела!».
         
        Каплер был старше Друниной на 20 лет, но рулевым в семье была Юлия. «Союз мамы с Каплером мог существовать только при одном условии: мама руководила, а Алексей Яковлевич подчинялся. Он принял эту расстановку сил, а остальное уже было проявлением и результатом их необыкновенной, фантастической любви. Мне он говорил неоднократно: «Если мама сказала на белое – чёрное, значит, так оно и есть».
         
        Телережиссер и главный редактор телепрограммы «Кинопанорама» Ксения Борисовна Маринина(1922-2014): «Как-то я позвонила ему по делу, а он попросил меня перезвонить позже: «Ксения, у меня Юлечка приехала... Ой, какая она красивая у меня, если бы вы знали!» Это звучало так потрясающе искренне. Все годы, что они прожили вместе, он не уставал восхищаться ее красотой.»

        Друнина следила за его здоровьем, приучала его к спорту. Все отпуска они проводили вместе — в Крыму, в районе Коктебеля.
«Они часто ездили в Коктебель, тогда ещё посёлок Планерское, в Дом творчества, – весной, в апреле-мае, и осенью, в сентябре-октябре, иногда и часть ноября прихватывали. Там они и отдыхали, и работали. - рассказывала Елена Липатникова.- В мае в Крыму мама отправляла его в море, в воду, которая ещё совершенно не годилась для комфортного купания. Он с сомнением смотрел на воду, слабо возражал, но мама была непреклонна, тогда он покорно раздевался, лез в воду и плыл. Через несколько минут, посиневший от холода, но улыбающийся, Каплер выбирался на берег и говорил: «А ведь пр-р-равда тепло». Она и сама с удовольствием купалась в такой воде.»
         
         В Крыму они ходили по двадцать километров и в дождь, и в зной от Коктебеля до Старого Крыма, а ведь Каплер был сердечником, перенёс два инфаркта, но именно эти постоянные прогулки позволили ему победить болезнь, укрепить своё здоровье. Конечно, ему было физически трудно, но он не роптал. «Обычно мы с Алексеем Яковлевичем шли неторопливо,- рассказывала Елена Липатникова,- а мама, привыкшая в пехоте к длинным и быстрым пешим броскам, медленно ходить не могла. Она устремлялась вперёд, потом, вспомнив о нас, возвращалась назад – словом, проходила путь почти в два раза длиннее, чем мы. Зато пока мы шли, Алексей Яковлевич рассказывал мне всякие байки.»
           Приезжая в Коктебель, Друнина просила у пограничников лошадь, чтобы часок поскакать верхом, а взамен выступала перед ними с чтением стихов.
Если они даже ненадолго расставались, Каплер писал ей:«Прошло ещё 6 лет, и я люблю тебя ещё сильнее, ещё вернее. Давно мы стали с тобой одним человеком (который может даже повздорить с самим собой по глупости, но разделиться, стать снова двумя не может). Ты обрати внимание, как я обнаглел, – раньше писал только о своих чувствах, а теперь расписываюсь за обоих и не боюсь, что ты опровергнешь. Спасибо тебе за всё, жизнь моя». Или «Есть потребность признаться что очень тебя люблю моя бесконечно дорогая. Опять Каплер». Любовь Друниной проявлялась в её стихах: Ты – рядом, и всё прекрасно: И дождь, и холодный ветер. Спасибо тебе, мой ясный, За то, что ты есть на свете.

Они прожили вместе 19 лет, но все эти годы любили друг друга так, будто встретились вчера,. В 1979 году Каплер неожиданно заболел и сгорел буквально за несколько месяцев.
        Елена Липатникова: «Мама неотлучно находилась возле него в больнице. Алексей Яковлевич не боялся смерти, его пугали только две вещи: успеет ли дописать свой сборник киноповестей и как будет жить без него его любимая Юленька?.. Мне кажется, он каким-то необыкновенным прозрением видел все сложности её жизни без него.»
           Николай Старшинов: «После смерти Каплера, лишившись его опеки, она, по-моему, оказалась в растерянности. Вообще она не вписывалась в наступающее прагматическое время, она стала старомодной со своим романтическим характером...» Виолетта Орлова: «Похоронив его, она уже так до конца и не пришла в себя» После похорон Юлия Друнина писала:
«Люди плакали, медь рыдала,
Полутьма вытесняла свет.
По дороге лишь я видала
Удалявшийся силуэт. »
         
        Елена Липатникова: «У мамы были потом мужчины, но увлечения носили мимолётный, как ей думалось, спасительный характер, – никто не мог выдержать сравнения с Каплером.»
          
        Какое-то время Друнина еще жила по инерции, писала по инерции. В 1985 году стала секретарем правления Союза писателей СССР, входила в редакционную коллегию (с 1990 года общественного совета) издания «Литературная газета». В 1990 году Друнина была избрана в Верховный Совет СССР. Когда она в первый раз пришла во Дворец съездов, к ней кинулся Горбачёв, говорил, как любит её стихи. Ей показалось, что она сможет что-то сделать, что-то изменить, что её голос услышат. Но когда ей дали слово, она вышла на трибуну и стала говорить про Афган, про развал армии, Горбачёв её перебил: «Товарищ Друнина, сойдите с трибуны».
         Со своей гордостью и надеждами, когда она поняла бесполезность своих усилий,не могла этого перенести и в середине 1991 года сложила с себя депутатские полномочия.
         Впрочем, это ей не помешало восторженно, с романтическим подъемом встретить события августа 1991 года и вместе с другими россиянами стоять среди защитников Белого дома.
Наблюдая последовавшие события: крушение идеалов юности, Друнина потеряла жизненную опору. В предсмертном письме она попыталась объяснить причины своего решения: «Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл... ».

Она обдумывала свой уход достаточно долго и обстоятельно. В первую очередь завершила сборник «Судный час», который был посвящен Каплеру, а один из разделов полностью занимали ее стихи - к нему, его письма и записки - к ней...

20 ноября 1991 года, Друнина написала письма: дочери, зятю, внучке, подруге Виолетте, редактору своей новой рукописи, в милицию, в Союз писателей.
           «Оно лучше, - писала она,- уйти физически неразрушенной, душевно несостарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, неверующая. Но если Бог есть, он поймет меня...»
           Зятю Андрею она и адресовала свою прощальную записку: «Андрюша, не пугайся. Вызови милицию, и вскройте гараж».
         
       Елена Липатникова: «Мама уехала на дачу на своём «жигулёнке», поставила машину в гараж, заперлась, приняла снотворное и включила мотор. Я стала звонить ей утром, никто не подходил, тогда мы с Андреем сорвались, поехали на дачу, но было уже поздно.
        На письменном столе была оставлена рукопись новой книги «Судный час».». По завещанию Друниной, ее похоронили рядом с Каплером, в Старом Крыму, где они так любили бывать.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ
1.Валентина Буренко « Дочка відомого мецената та колекціонера В.В. Тарновського – молодшого»»о 2.А.А.Каплер «К истории рода Тарновских»
3.«Скарбниця української культури. Із спогадів Т.В.Тарновської» 4.«Легенды и были Тарновских из Качановки» https://www.vilavi.ru/sud/300706/300706.shtml 5.Дмитрий Капустин «Чехов, мичман Глинка и баронесса Выхухоль» 6.Олександр Безручко «Другий період творчої і кінопедагогічної діяльності О. Я. Каплера на Київській кінофабриці наприкінці 20-х рр. – пер. пол. 30-х рр. ХХ ст. »
7.Мария Белкина «Скрещение судеб» https://lib.co.ua/memoir/belkinamaria/skresheniesudeb.jsp 8.Наталья Громова «Фильм «Закон жизни» в судьбе сценариста Сергея Ермолинского и писателя Александра Авдеенко» 9.Владимир Малышев «Ленин в Октябре»: как создавали образ вождя революции» 10.Александр Рекемчук «Кавалеры меняют дам»
11.Борис Сопельняк «Смерть в рассрочку» http://knigosite.org/library/read/82181
12.И. В.Шуйский «Харьковские вечера Максимилиана Волошина» 13.Алина Ребель «Каплер» https://press.try.md/item.php?id=14596 14.Борис Тух «Политзаключенная имени своего отца» 15.Мара Фрязина «Кремлевская принцесса и ее мужчины. Кого любила Светлана Аллилуева, а кто любил ее» https://teleprogramma.pro/style/sudd/341512/ 16.«Вернуться в Сорренто» http://izbrannoe.com/news/lyudi/vernutsya-v-sorrento/ 17.Леонид Агранович «Воркута. Воспоминания» https://old.kinoart.ru/archive/2003/04/n4-article28 18.Вениамин Полещиков «Артисты воркутинского театра» 19. 20. https://kulturologia.ru/blogs/100517/34497/ 21.Александр Ганулич «Любовь не измеряют стажем» 22. В. Кардин «Реальная судьба и газетная биография» https://lechaim.ru/ARHIV/159/kardin.htm 23.Светлана Кирьянова «Моя Ю» (поэтесса Елена Липатникова рассказывает о матери — Юлии Друниной и отчиме — Алексее Каплере) 24.Андрей Максимов «Кинопанорама любви» https://rg.ru/2014/09/29/maksimov.html 25.Вита Рамм «Алексей Каплер на телеэкране» https://iz.ru/news/354187 26.Виктория Сергеева «Главное в жизни — любовь» http://izvestia.kharkov.ua/on-line/18/1195748.html


Рецензии
Гениальное творение, от всего сердца благодарю, уважаемый Влад. Как много о многих удивительных людях в этой публикации, прекрасны фотографии. Всего Вам доброго!

Галина Ларская   03.12.2022 16:36     Заявить о нарушении
Галина, огромное спасибо! Для меня это особенно приятно, зная какой вы замечательный человек!
Здоровья вам и всего самого наилучшего!

Влад Каганов   03.12.2022 23:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.