Псалтирь. Старинные вещи

   Когда мне становится грустно, люблю перелистывать Псалтирь, который перешёл ко мне от моего прадеда Григория Самсоновича. Книга конца девятнадцатого века, особой ценностью не обладает, но для меня она просто бесценна.

   В традициях многих семей в подобных книгах было делать записи, которые отражали значимые, чаще трагические, события. Слабым карандашом на полях обозначена дата: 1918 год, месяц март – возвращение с войны Анисима. Анисим был родным братом моего прадеда. Той весной он пришёл с фронта Первой мировой войны, получив орден Святого Георгия за битву при Митаве. Чернильным пером отмечен март 1925 года и март 1926 года, но пояснений к записям нет. Жаль, что так и останется неизвестным, что же произошло тогда.
 
  А вот удивительный документ, где перечислены все родители и близкие родственники на отдельно вложенном листе на странице со службами поминовения усопших от живых.  В нём прадед указал своих родителей, дедушек и бабушек, прадеда и прабабушку. Подчерк красивый, ещё с дореволюционным письмом. Целая родословная. Его заботливая рука сделала многочисленные закладки на страницах служб и молитвах в зависимости от времени суток, церковных праздников, на случай постигшего глубокого несчастья или великой радости. Псалмы были неотъемлемой частью жизни обычной дореволюционной сибирской семьи. Слог высокой поэзии и душевности! Жаль, что мы утратили часть нашей самобытной культуры и не умеем утешить ни себя, ни близких.

    Несколько дат, связанных с жизнью самого Григория Самсоновича, который вернулся домой с Первой мировой войны в 1928 году из Австрии, где был в плену. Он вписал это своей твёрдой и уверенной рукой. Отмечены трагические события, связанные с арестами близких людей в годы политических репрессий. Особой закладкой заложена страница с молитвами о сохранении здравия и сделана небольшая запись: «Чтобы вернулся живым сынок Савушка». Страничка эта замусолена, видимо родители часто молились за его спасение, и Савелий Григорьевич вернулся с Великой Отечественной войны домой живым и здоровым. Несколько закладок вложены на странице, где молитвы, обращения к Всевышнему, наполненные глубоким философским смыслом.
 
   Конечно, подрастающие в семье дети, оставили свои автографы, в том числе моя мамочка и я. Помню, дедушка сердился, заметив в моих руках его книгу. А мне очень хотелось внести туда запись, ведь их столько много! И я писала украдкой о том, что мне исполнилось пять лет, потом восемь и последнюю запись сделала в девятилетнем возрасте. Потом я поняла, почему это расстраивает дедушку и перестала писать в ней.

   Закрываю толстую в деревянном переплёте с железными замками дорогую мне книгу. Как много она мне рассказывает, и каждый раз нахожу в ней всё новые и новые для себя открытия.

   Царствие Небесное всем, кто когда-то оставил свои записи и закладки в этой чудесной книге. Аминь.


Рецензии
Дай Бог всем понять поистине бесценную суть этой великой святой книги и людей, молитвенно трудящихся над её страницами!
С уважением и вниманием...

Андрей Март   01.09.2021 08:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.