Переступая порог

   ПЕРЕСТУПАЯ ПОРОГ



   - Ты уже знаешь, что пожелаешь выпускникам вашей Школы Человека?

   - Мы ещё не начали, а ты уже говоришь о подведении итогов. О напутствии я ещё не думала. Но уже очень волнуюсь – сказала Ягаида. – Ведь, я – не какой-нибудь великий  полководец, недрогнувшей рукой посылающий тысячи людей на смерть. На мне – бОльшая ответственность: я посылаю людей на жизнь. И не тысячами, а по одному. Каково человеку будет в жизни, которую он воспринимает в десятки раз острее обычного человека?
И в которой он будет гораздо чаще натыкаться на «острые углы».
   При этом, полководец отвечает, всего лишь, перед императором…

   - А ты - перед кем?

   - Я - старый человек. Часто мне просто не хватает дыхания говорить громкие слова. И, всё-таки, как каждый человек, я отвечаю перед Богом.

   - И ты как-то чувствуешь и мыслишь Бога?

   - Бога нельзя ни видеть, ни мыслить. Когда мы рассуждаем о чём-то абсолютном: о Боге, Вечности, Бесконечности, то, с точки зрения земных задач, на решение которых «заточено» наше мышление – эти рассуждения безумны. Органами чувств  мы не воспринимаем эти категории. И, всё-таки, мы как-то «соприкасаемся» с ними – иначе они никогда не могли бы достигнуть нашего сознания. Человек может не знать многих уже «открытых» законов Природы, но, всё равно, подчиняется им. А есть ещё законы «неоткрытые» человеком. И «неоткрытым» законам мы подчиняемся тоже.
   Подчиняясь «неоткрытым» законам, я отвечаю перед Богом.

   - И Бог спрашивает с тебя?

   - Бог спрашивает с каждого человека. Многие предпочитают не слышать

   - А что же надо услышать?

   - Давно и хорошо известную вещь. Голос Совести. Если - про полководцев, то на государственной службе Голос Совести услышать почти невозможно. И, к сожалению, это - не только про полководцев. Государство существует по своим законам, а на человека действуют другие силы. И когда они «работают» вместе, кто-то из них терпит неизбежный ущерб.

   - А Спаситель, давший людям импульс нового мировосприятия на пороге крушения античного мировоззрения, как Он мог послать в жестокий мир своих учеников и последователей, зная их земную судьбу?

   - К Спасителю не применимы «мерки», которыми «меряют» нас, смертных. Он пришёл с миссией. А мы, всего лишь,  осуществляем свои судьбы в узких рамках относительной свободы, предоставляемой выпавшими обстоятельствами и нашими скромными способностями.

   - А выход за пределы «скромных способностей» и вИдение иных миров, в которые стремятся некоторые мистики, «расширяющие» своё сознание?

   -  В каждой конкретной жизни наша «база» - материальный мир. Все наши представления о материальных и духовных категориях произносятся  словами, возникшими в материальном мире.   
   Некоторые люди работают над «расширением» сознания. В случае успеха, а в сегодняшнем мире этого добиваться всё труднее, расширяется мир, который человек может постигнуть. Это – действительное богатство.
   Но это – не иные миры, а иные уровни нашего мира. Хотя я тоже - не без странностей, но не стремлюсь их «видеть». Вероятно, мне это «не положено». Но иногда они сами «приходят» посмотреть на меня. И, наверное, видят. И дают силы для совершения нужных дел и не дают -  для ненужных. Этим не позволяют сбиться с пути и направляют на совершение того, что положено.

   - И ты знаешь, что положено? Что же является вашей целью?

   - Видишь ли, Сократ говорил, что у него есть «даймон», который говорит, чего делать не надо, а что делать надо – не говорит. И у меня – то же самое. Поэтому я делаю только то, против чего ничто во мне не возражает.
   А цель нашу совершенно точно сформулировал ещё Карл Маркс: «…возвращение человека к самому себе…»

   - Так вы ещё и марксисты?

   - В том, в чём Маркс был прав, как таблица умножения, было бы абсурдно не соглашаться с ним. Например, с мыслью о том, что для того, чтобы человек стал философом, учёным, художником, поэтом, для начала, нужно, чтобы он просто был. А дальше началась экономика.   
   И сегодня экономика продолжает стоять во главе угла существования государств. В условиях господства экономической культуры, превалирующей является стоимость раба, а не ценность человека.
   Поэтому, с тем, что такое человек, полной ясности ни у кого нет и сегодня.

   - И, всё-таки, вы собираетесь «возвращать человека к самому себе»?

   - Да. Но мы бы не взялись за это неподъёмное дело, если бы на сегодня не накопилось в людях столько социального пессимизма. Если бы не ощущалось, что сегодняшняя цивилизация достигла какой-то, возможно, очень драматической точки. И может быть, даже - не поворотной. Цивилизация стала способна накормить человечество и дать каждому крышу над головой. Но не спешит это делать. А главное – не знает, что делать дальше.
   И мы, для себя, решили жить по шкале ценностей, на первой строке которой - ценность человека.

   Мы не знаем, какой «механизм» в человеке вдруг начинает считать достигнутое достаточным и навсегда останавливает человека на достигнутом.
   Первобытные народы, «выбравшие» не самый «удачный» способ взаимоотношений с действительностью, тысячелетиями живут в своём «остановившемся» времени. Их жизнь очень конкретна и не требует обобщений. Они знают, что в лесах растут сосна, ель, берёза, но не знают, что они – деревья. Такое обобщение им не нужно в жизни. Как и многие другие обобщения, к которым пришли «цивилизованные» люди. Эти народы так и остались в «детстве» человечества. 
   Первобытное «детство» длилось очень долго. Десятки тысяч лет. Гораздо дольше жизни человечества в «цивилизованном обществе». Можно только удивляться, почему же закончилось первобытное «детство»: оно было таким естественным: человек почти не отличался от животного. А Природе так привычно, в течение миллиардов лет, создавать животных. И тут, невольно,  возникает мысль о том, что человека создала не Природа. Или – что Природа тоже не безошибочна. Но способна исправлять свои ошибки: наиболее «продвинутые» цивилизованные государства всё больше начинают напоминать рационально организованные сообщества коллективных млекопитающих, безнадёжно зависящих от своих «муравейников». 
   Повышение уровня материальных удобств плохо сказывается на нашем интеллектуальном благополучии: в нас подавляются стимулы для «поумнения».
   Это – возвращение в мир животных, живущих как общественные насекомые. И всё бы ничего, но - у общественных насекомых и просто – насекомых - индивид не становится индивидуальностью и ценности не имеет…   
   При этом, сейчас возможности человека столь велики, что суетой по благоустройству своей «норки», он разрушает мир, в котором живёт.

   - И вы – спасители мира? И сражаетесь за индивидуальность человека?

   - Мир не нуждается в нашей защите. Он способен постоять за себя. А мы – просто люди, которые не хотят становиться муравьями.
      
   - И вы защищаете себя?

   - У нас нет врагов. Кроме стихийности свойств современного человека: чувства, мышление и веру в человеке до сих пор формируют стихии.
   Вероятно, невозможно в реальном мире гармонично развиваться физически и духовно. В природе даже бесстрастный кристалл растёт с нарушениями кристаллической решётки: на него действуют очень разнонаправленные силы. Что уж говорить о таком уязвимом существе, как человек, всё ещё находящемся в процессе становления…
   Корни, привязывающие человека к его дочеловеческому прошлому – и в его организме, и в его сознании. А сознание развертывает перед человеком его мир.   
   Мы до сих пор очень не свободны в своих чувствах, мышлении и даже – в вере.
   В людях, чаще, чем принято думать, в разных формах, проявляются древние состояния сознания, когда люди ещё не умели ни мыслить, ни веровать. Вера рождалась страхом. Мышление граничило с безумием. Это иррациональное состояние заставляло людей воздвигать идолов, поклоняться им, приносить жертвы и защищаться от сонмов духов, ломящихся в их спутанное сознание, бесчисленными, по большей части, безумными, ритуалами. Психотерапия каменного века.   
   Сегодня эти состояния, нередко, диагностируются как проявления обсессивно-компульсивного расстройства, при котором сознание неловко цепляется за случайные переживания и заставляет мышление работать иррационально. И тут нас снова, как в давно ушедших временах, окружают идолы и ритуалы. Мы становимся повышенно внушаемыми. И слабеет «самостоянье» человека.
   Управлять чувствами и мышлением можно только Волей. Но это такое трудноуловимое движение души, что для многих проще отрицать его, чем проявлять.
   Выявление и укрепление Воли, формирующей чувства и мысли, является первой из наших задач.

   - Значит, есть и другие задачи?

   - Им нет числа. В человеке столько ненужных желаний, посеянных недружественным ему социумом.  Поэтому, сначала человеку надо, действительно, стать самим собой. Конечно, в рамках своей культуры и своих способностей. Определить своё место в жизни, которое есть у каждого, живущего на этом свете. И занять это место. Место в жизни, а не место в обществе, которое может оказаться сумасшедшим домом, и место  в нём – не более, чем палата для душевнобольных.

   - Так, это, в общем-то, психотерапия?

   - В общем-то, не без неё. Но шире и интенсивнее. И с применением ненаучных методов.

   - Каких?

   - Это – не секрет. Но неподготовленному человеку - непонятно. Поэтому я не буду сейчас раскрывать тайны «волшебства». 
 
   Кроме того, мы думаем о перспективных проблемах, за которые человек может взяться после выполнения своих сегодняшних видовых задач.
   В этом у нас есть предшественники в истории. Например, система ашрамов в Древней Индии.. Она предписывала человеку уходить от жизни, наполненной материальными стремлениями, и искать истину после того, как  он исполнял свои видовые обязанности в этой жизни. Этот путь прошли миллионы людей. Конечно, не все находили истину. Но кого-то «осеняло». Отсюда – такое богатство древнеиндийской философии. Исключительно интересной, но, в общем-то, экстремистской по содержанию, потому что, в основном, она создавалась людьми, которые уже всё сделали на Земле. И, вглядываясь в Мироздание, видели что-то далеко за пределами задач рода человеческого на Земле. И видели это холодным взглядом, утратившим теплоту человеческих отношений.
   Мы тоже хотели бы переступить порог. И попытаться проявить в человеке потенциал, которого не требует день сегодняшний. И, при этом, не утратить теплоты.

   Например, человек должен стать существом, переполненным добрыми творящими желаниями. Приходит к нему больной – уходит здоровым, приходит несчастный – избавляется от несчастья, приходит злой – уходит недоумевающим: как это зло могло в нём быть?
   И вообще, человек должен стремиться к тому, чтобы ближний и приблизившийся дальний, сегодня становились, по-человечески, лучше, чем были вчера. И при этом, испытывали огромное удовольствие, чувствуя, что быть хорошим человеком гораздо радостнее, чем быть плохим.
   И общество таких людей должно стать несколько иным, чем сегодняшнее государство.

   - Тут и спасение души рядом?

   - Да. При этом, человек должен испытывать счастье от жизни. А счастье испытывает душа, а не организм. Спасти душу можно, только ощутив её в себе.

   И, ведь, всё  это возможно, если человечество осознает свою самоценность, осознает, какой оно крохотный островок в огромной Вселенной, и на этом островке ничто не разделяет людей, кроме атавизмов животного прошлого и эгоизма дня сегодняшнего.

   - Да вы ещё и мечтатели?

   - Конечно. Ведь, всё, созданное человечеством, сначала было мечтой, потом – желанием и, наконец – свершением.

   


Рецензии
Не увидел фантастики. Фактически это философия, оживлённая диалогами.

Геннадий Ищенко   08.10.2020 05:53     Заявить о нарушении
Так оно и есть. Просто рассказ - в цикле, базой которого является относительно фантастическая вещь.

Александр Гаврилов 7   08.10.2020 18:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.