Ландшафт и личность

Б. Б. Родоман

ЛАНДШАФТ И ЛИЧНОСТЬ:
ОТ ПРИСВОЕНИЯ К ОТДАЧЕ

        Аннотация. Рассматриваются стадии отношения личности к окружающей среде на примере сферы досуга (рекреация, туризм): 1) присвоение вещей; 2) присвоение / накопление носителей информации; 3) потребление событий – ощущение без присвоения; 4) отдача информации; 5) отдача вещей; 6) и далее -- сопереживание, повторение предыдущих стадий с младшим / подчинённым партнёром / спутником. Психологическое пространство изображено на чертеже (картоиде) в виде кольцевого пруда, по которому человек движется в лодке, удаляясь от острова "Ego" и приближаясь к внешнему берегу "Alter".
        Ключевые слова: присвоение, отдача, сопереживание, стадии, кризисы.

        Предмет этой статьи – стадии отношения к окружающей среде, которые отдельный человек в идеальном случае может пройти по мере накопления опыта и в процессе своего духовного развития.
        1. Присвоение вещей: рассматривает среду, ландшафт как кладовую, из которой можно кое-что унести, увезти домой; собирает растительное сырьё, образцы минералов и пород, охотится, ловит животных, покупает или делает из добытого материала сувениры, превращает своё жилище в музей и склад трофеев.
        2. Присвоение информации, точнее, изготовление или присвоение вещественных средств отражения среды и своего с нею контакта: накапливает фотоснимки, слайды, книги, буклеты, карты, дневники и в конце концов тонет в своём информационном потопе.
        3. Потребление событий: забросив коллекционирование, получает удовольствие от непосредственного и неповторимого постижения окружающей среды, без помех и озабоченности, без попыток унести с собой материальные следы и свидетельства восприятия.
        4. Отдача информации: не удовлетворённый индивидуальным, эгоистическим потреблением впечатлений, организует прогулки и путешествия для других, новых людей; использует свой туристский опыт в педагогической работе, в научном, литературном, художественном творчестве.
        5. Отдача вещей: коллекции и архивы, ценные для общества, дарит научному учреждению, музею или частным лицам, способным их лучше сохранить.
        6 и др. Сопереживание: вместе с младшими товарищами, учениками, слушателями, спутниками, детьми снова переживает пройденные стадии, в какой-то мере участвуя в соответствующих занятиях.
       
                ПОПЫТКА ВСТАВИТЬ РИСУНОК ПРОВАЛИЛАСЬ

        Файл с иллюстрацией слишком большой (более 300 Кбайт). Вам необходимо оптимизировать иллюстрацию и закачать её ещё раз.
        Б.Р.: В статье "Поляризованный ландшафт" чертёж был гораздо сложнее и к тому же многоцветный, и там он получился.

        Рисунок. Личностные стадии (уровни) отношения людей
к окружающей среде

        1) Присвоение вещей, 2) присвоение носителей информации, 3) ощущение без присвоения, 4) отдача информации, 5) отдача вещей; ______ первичное переживание,  - - - - -  сопереживание.

        Развитие личности в сфере досуга изображено спиралью (см. рисунок). Человек как бы плывёт в лодке по кольцевому пруду, удаляясь от островка эгоизма и приближаясь к внешнему берегу альтруизма. Сплошная кривая линия соединяет стадии первичного переживания от 1 до 5; прерывистая кривая – сопереживание без разделения на стадии. Сопереживание может начаться и до того, как пройдены все стадии первичного переживания. Внутренняя зона «пруда»  – преобладание эгоизма, внешняя – альтруизма. В этой схеме жизненные пути многих людей обобщены и как бы спроецированы на одну линию. Далеко не каждый человек проходит все стадии. Их может пройти и ряд поколений.
        Переход личности на другую стадию нередко сопровождается своего рода кризисами. Обозначив косой чертой границу между пронумерованными стадиями, укажем местоположения кризисов: 1/2 – кризис стяжательства; 2/3 – информационный потоп; 3/4 – кризис эгоизма; вся стадия 3 может рассматриваться как сплошной кризис 2/4; далее 4/5 – продолжение кризиса 1/2. Таким образом, прямые, разделившие пруд на четыре сектора (квадранта), пригодны для обозначения кризисов.
        Внешним поводом для выделения личностных уровней послужило учение С. Кьеркегора,   различавшего три «стадии жизненного пути» человека: 1) эстетическую – наслаждение жизнью для себя, погоню за внешним и блестящим; 2) этическую – жизнь для ближних, регулируемую их оценкой, поисками одобрения, стремлением поступать «хорошо»; 3) религиозную – жизнь для Бога (а в атеистической интерпретации – служение сверхценной идее, высшему благу человечества и т. п.), регулируемую совестью, даже вопреки давлению окружающих. В приведённой здесь градации от кьеркегоровского прототипа сохранилось немногое. Учтена возможность вторичного подключения к низшим уровням при сопереживании, поэтому траектория развития личности сделана спиральной. Всё содержание настоящей статьи почерпнуто из личного опыта автора и  наблюдений за спутниками и товарищами по туристскому образу жизни, без использования научной литературы.
       
Опубликовано:

        1. Inimesed puhkemaastikul // Eesti loodus, 1979, No. 8, lk. 494 – 499.
        2. Уровни использования окружающей среды и общение людей в сфере досуга // Рек¬реация и охрана природы. – Науч. тр. по охране природы, вып.  3. – Уч. зап. Тартуского ун-та, вып. 495, 1981, с. 15 – 21.
        3. Man’s attitude to the Environment as an indicator of the personal ecological maturity // Ecology & Democracy. The Challenge of the 21st Century. – Proceedings of the First International Conference. – ;esk; Bud;jovice, 1994, p. 174 – 176.
        4. Ландшафт и личность (Отношение людей к окружающей среде в сфере досуга)  // Наука о культуре. Итоги и перспективы (Приложение к «Панораме культурной жизни стран СНГ и Балтии»), вып. 3. – М.: Рос. гос. биб-ка. Информкультура, 1995, с. 19 – 31.
        5. Ландшафт и личность (Отношение людей к окружающей среде в сфере досуга)  //  Родоман Б. Б. Поляризованная биосфера: Сборник статей. – Смоленск: Ойкумена, 2002, с. 179 – 197.
        6.  Этические уровни отношения человека к ландшафту в сфере досуга // География и туризм. Научный журнал. Вып. 1. Пермь, 2018, с. 45 – 53.
       
        Статья дорабатывалась не менее 14 раз, в том числе для журналов, которые её отвергали, и для распространения в самиздате.
       
        Подготовлено для «Academia.edu» 12 июля 2020 г., а для "Проза.ру" (пока без рисунка) 13 июля 2020 г.









 


Рецензии