Две большие разницы

Я органически не выношу протяженные видео. Но уже третий день меня тянет продолжать знакомиться с дискуссией между Борисом Акуниным и Дмитрием Быковым протяженностью в час 18 минут.

Ссылка на видео:
Предваряет эту дискуссию вступление Д. Быкова: "Наши товарищеские отношения с Григорием Шалвовичем Чхартишвили, он же Борис Акунин, всегда омрачались моей симпатией к Советскому Союзу и его антипатией к нему. Акунин - человек очень корректный, поэтому как-то странно в его случае выглядит ну прямо ненависть к советскому. А я человек довольно диссидентский, я из диссидентской семьи, мы всегда читали самиздаты. Для меня очень странна моя симпатия к советскому, которую многие принимают за антипатию к русскому. Вот мы и решили на карантине, раз уж у нас есть свободное время, проговорить наконец, подискутировать друг с другом, за что мы любим и за что не любим советскую власть. И что от нее сегодня осталось, а что навеки утрачено. Об этом мы и будем спорить: грубо, резко, переходя на личности."

Моя позиция в этой дискуссии однозначно близка к позиции Б. Акунина. Я ненавижу СССР от "Всегда готов!" до "Такого оружия нет больше нигде в мире!", от Ленина до орденоносца Брежнева до алкоголика Ельцина, от КГБ до МВД... Список ненавидимостей могу продолжить до бесконечности. Но в то же время многие резоны Д. Быкова считаю вполне по делу. Да, были в СССР шарашки, в которых делалась наука, но сегодня нет в России ни шарашек, ни науки. И многое в таком же духе. Противоречие между представлениями Б. Акунина и Д. Быкова реально и исторически ощутимое, между СССР и современной Россией невооруженным глазом видны две большие разницы. Больше получаса слушать интересную дискуссию я не смог и не только потому, что больше 5-10 минут сосредотачиваться не способен.

Мне стало ясно, что смысл всего этого интересного обмена мнениями нетривиальных людей сводится к очень простой формуле: разница между СССР, как очень плохим государством, и Россией, как государственного масштаба мафией, сводится к тому, что властвовавшее над страной Политбюро всеми силами не допускало ко власти охранку и строго за этим следило. А маниакально больной на власть алкоголик Ельцин из чисто личных позиций передал власть в стране в руки охранки. И мало кто отдаёт себе отчёт в том, что подобное произошло впервые за всю историю человечества.

Геродот описывает, как Дарий пришёл во власть в Персии. Юноши, свергшие мага (не помню, их кажется было семеро), договорились о том, что рано утром они выедут на вершину горы и царём станет тот, чей конь первым заржёт. Конюх Дария засунул руку в гениталии кобылы и, когда претенденты на власть выехали рано утром на вершину горы, поднёс руку к морде коня Дария, от чего конь заржал. Геродот расказывает, что заслуги конюха были отмечены на стелле, посвящённой воцарению Дария. Можно предполагать, что дариевский конюх был человеком умным, но несложно представить себе, что было бы, если бы этого конюха назначили царём Персии. Нет сомнений, что в первую очередь он заботился бы о персидских конюхах и их помощниках. Любая охранка - закрытая организация, цели которой не имеют ничего общего с заботой о народе. Поэтому несложно понять, что между СССР и Россией большая разница и в чём именно эта разница...


Рецензии