Глава 3. Школьные годы чудесные...

               
Школа! О, бальзам души моей! Ну, ради этого стоило пережить заплаканные годы младенчества!
Школа!! За что я ее так уж любила? (Когда меня оставляли из-за простуды дома, я садилась около часов и по минутам пыталась мысленно вопроизвести, что сейчас происходит ТАМ, У НАС. Вот Вера Васильевна входит в класс… все встают… вот кто-то уже у доски… а кто у нас там сегодня дежурный? тряпку-то хоть намочили?...  Ну и т.д.)

За что я ее, школу, так уж любила?! Наверное, совпал ряд факторов. Во-первых, там не отбирали и не прятали на шкаф книжки. И не ругали за то, что читаешь. Во-вторых, драться с мальчишками-одноклассниками куда легче, чем с братом. Они ж не на четыре года меня старше… В третьих, там я перестала быть одёргиваемым «подскрёбышем» (так меня мама называла – в отличие от своего любимого «первенца». Ну, я не знаю – может, ей казалось, что это смешно… для меня это было унизительным с первых проблесков сознания…). В школе я превратилась – в первые же три месяца – в человека, оказывается, на что-то еще и годного  … и – страшно сказать! – вроде как даже в лидера   (ну, меня председателем совета отряда выбрали… в октябрятах…). Это я-то?!?!   Вы же помните ту «буку», которая в песочнице сидела в дальнем углу и никакого, никакого контакта с этим миром не могла установить. Лидер?!?!   Нет, школа – это место очень, очень удивительное…просто волшебное…

Интересно также то, что с самого начала я шла в школу, как на фронт. То есть зная, что там будет что-то очень, очень трудное…но, что бы там ни оказалось, через это нужно пройти… и обязательно ПОБЕДИТЬ. Я не помню, откуда взялась эта установка. По-моему, это просто послевоенный контекст. Нет, после войны, конечно, уже больше десятка лет прошло… Но вы помните, скольких новорожденных мальчишек в те годы называли Викторами («победителями»)? А какие песни по радио пели? Я, когда ногами по стенке колотила, радио-то слушала…

Вы, может, подумаете, деток там окружили любовью… Оставьте иллюзии. Школа была очень жесткой казармой. Очень жесткой. Когда я сейчас вспоминаю это, я не понимаю, зачем это нужно было.
…Пританцовывая от нетерпения, восьмилетний мальчишка тянет вверх руку: «Меня спросите, меня!!» Умилительная картина, правда? 
- Петров! Встань в угол! Подними руки кверху. Вот, и так стой, Всю неделю так будешь стоять. Так и знай: приходишь в школу – сразу встаёшь в угол. Чтобы я не напоминала.
Это называлось: «приучать к дисциплине». Ибо сказано: руку надо поднимать так, чтобы локоть не отрывался от парты. Так – «правильно». А кого спросить – учитель сам знает.
Петров действительно стоял в углу всю неделю. Если он опускал руки на голову, следовал жесткий окрик: «Вверх, вверх руки!!» Шёл урок. Петров из угла бубнил своё нескончаемое: «Веравасильевнапроститепожалуйстаябольшенебуду…» «Ты мне мешаешь вести урок!!»

Где были родители, спросите? Ага, и правозащитники ещё… Родители были на работе.
«Если ты скажешь мне, что учитель тебя ударил – я ДОБАВЛЮ!» Это была крылатая фраза среди родителей. Учитель зря не ударит…   

И эту школу мы ЛЮБИЛИ?!  В общем, да. То есть, не только я. За всех я, конечно, сказать не могу, но многие школу любили. А с чем нам, скажите, было сравнивать? Мы считали, что ТАК НУЖНО. И нам часто читали книжки про героев. Еще песенка была: «Если хочешь стать танкистом – дисциплину соблюдай!» (в других куплетах вместо «танкиста» подставлялись разные другие профессии. Общим был только вывод.

                ---------------------------

Ну, а я? Что – я-то?.. Меня не наказывали. Просто не за что было. Детское своеволие, довольно заметное дома, куда-то исчезло. Я приняла условия игры целиком. За партой я сидела с «правильно сложенными» руками не только весь урок. На перемену я не выходила, продолжая сидеть так же. Да не, не страх. МНЕ ТАК НРАВИЛОСЬ. Я очень горда была, до дрожи горда и счастлива, что я – ученица. Мне больше ничего не надо было. Я была счастлива КАЖДУЮ СЕКУНДУ.
Потом маме сказали, что я не выхожу на перемену. И не прыгаю с девочками через веревочку.
Вот те раз. Уели-таки… Я научилась. Раз надо! Несколько дней  прыгала дома на веранде, пугая Тузика и Мурку. Я быстро научилась! Но меня никогда это особо не интересовало. Были дела поважнее.

Мы вступали в октябрята!  Дело было серьезное, надо было вырезать из картона звездочку, обтянуть ее красной материей и булавкой прикрепить к школьному фартуку. Нет, металлических еще не было. Ну, у нас не было, в нашем таежном углу. Их только к концу года прислали. Не можем же мы откладывать со вступлением в октябрята?! 
Теперь мы «внучата Ильича!!»  А дедушка Ленин в школе так учился – ой-ё-ё! – у него одни пятерки были… Значит, и мы так будем!
Тут начали ставить оценки (первый месяц – или даже первую четверть – их не ставили). У меня первой оценкой была четверка. И второй тоже. И третьей… Нажим у меня был сильный ((  (писали тогда перьевыми ручками, макая их в чернильницу). Я немного расстроилась, но смирилась. Вера Васильевна же сказала, что четверка – это тоже хорошо… Ну, чуть-чуть хуже, чем Ленин… ладно... буду учиться на четыре и пять…
 
И тут пришел страшный день. Мы учились писать цифру 3. Что-то плохо у нас получалось, учительница нервничала. Потом сказала, чтобы дома каждый написал по две строчки. Что две-то? Я написала четыре! О качестве я как-то даже и не думала, мне казалось, меня автоматически должны похвалить за перевыполнение плана.
Каков же был мой ужас, когда с проверки работа вернулась, изрядно исчерканная красным карандашом (корявые буквы подчеркивались) и с оценкой «Три!»   Я ЖЕ ОКТЯБРЁНОК!!! Больше того, я – ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОТРЯДА!!   
Я не помню, как я вела себя в школе, но всю дорогу домой плакала. А идти далеко было, километра два. Вдоль Мариинского тракта, через железнодорожный переезд, мимо комбината, через всю улицу Суворова… Домой я пришла, распухшая от слез и деморализованная совершенно. Выхода не виделось. Жизнь была кончена… 

Мама отнеслась к моему горю как-то растерянно. Она никак не могла понять, что уж такого случилось. Она сказала: «У Вовки даже двойки были». Причем тут Вовка?!?! Я - ОКТЯБРЁНОК!!! Кажется, она сказала, что Вовка – пионер. Но это меня не убедило.
Я проплакала до вечера. Мама тем временем пересмотрела мои тетрадки и стала говорить, что эту тройку я уже «исправила» (следом за ней стояли две пятерки: учительница проверяла сразу несколько работ). Я никак не могла взять в толк, что значит «исправила»: тройка же СТОИТ в тетради. Ее всегда можно увидеть… Это пятно на всю, на всю жизнь…
Шок был настолько силен, что следующую тройку я получила… только в седьмом классе. Так же неожиданно, за какую-то случайную домашнюю работу. Нет, не плакала. Но «поднажала». Больше троек не было. О двойках и речи нет. Практически весь школьный период я была отличницей.

… К середине десятого класса  я обнаружила, что НИ ОДНОЙ двойки за
 обучение в школе мной не получено. ЭТО БЫЛ ПОЗОР.  Дело в том, что к этому времени взгляды на жизнь у меня изменились: ценной к этому времени считалась жизнь, В КОТОРОЙ ПОПРОБОВАНО ВСЁ. А тут – нате вам… Десятый класс тогда был выпускным. Школа кончается!!!! 
А органическая химия как раз только началась. Химия была после физкультуры, а после физкультуры переодеваться надо…и я на перемене прочитать параграф не успела (а в старших классах я в основном учила уроки все-таки на переменах – так-то я больше общественной работой увлекалась…да и в молодежной газете печаталась уже). Звонок. Вызвали. Нет, я что-то говорила… но терминология не шла на язык совсем… новый предмет-то… «В общем, Людмилина, другому бы я троечку поставила, а тебе не буду!» - сказала химичка (слава Богу, отношения у нас были натянуты еще неорганической химией: она ведь пришла на место моего любимого учителя… Ивана Яковлевича… а какое сравнение?!?! Ещё и бородавка на носу…((  ).
…Я изумленно глядела в дневник. Вот она! НАСТОЯЩАЯ ДВОЙКА!!! Счастье-то какое!!!!   Удача сама шла в руки. Этого упускать было нельзя. За неделю я получила ШЕСТЬ ДВОЕК!! По одной по каждому предмету. Как-то так все удачно сложилось, учителя не сопротивлялись совсем… Популярность моя выросла страшно. На улице останавливали незнакомые дети и спрашивали: «А правда, что у отличницы – двойки?» 
Да. Их было ровно шесть. Вообще-то до конца года время еще оставалось… и время от времени я сидела, вобрав голову в шею и говоря себе: «Ну вот… седьмая…». Но седьмой я так и не получила. Школа кончилась. Двоек мной получено ровно шесть.

 Дальше:  http://proza.ru/2020/07/18/1862
                ------------------------------


Рецензии
Действительно много схожего в наших школах. И родители тоже обещали добавить, если учитель школьной линейкой прихлопнет. По просьбе учителя мой брат нарисовал нам плакат, где размещались наши октябрятские звёздочки. Еженедельно подводили итоги учёбы, лучшая звёздочка вешалась на ракету, хорошая на самолёт, средняя на автомобиль, похуже на слона, а отстающая звёздочка (настоящий позор) на черепаху. В звёздочке пять человек, в мою включили двух двоечников, как тут оказаться на ракете? Спортзал нам заменял парк над рекой или парк у летнего кинотеатра "Мир", только там был асфальт и даже в плохую погоду можно было проводить занятия, а ещё там весь день играло радио на столбе и периодически проходила передача "Производственная гимнастика" или утром "На зарядку становись". И учителя работали не за зарплату, а по велению души, ходили с нами в походы, на реку, в степь за первыми подснежниками или тюльпанами.

Евгений Селезнёв   14.10.2024 22:02     Заявить о нарушении
Точно! И ракеты с самолетами были, и черепаха... )

Людмила Людмилина   14.10.2024 22:41   Заявить о нарушении
Надо сказать, в моей жизни было трое Селезнёвых:
- Валерка Селезнёв (одноклассник, на фото он в верхнем ряду второй слева: рубашка в клеточку);
- Геннадий Селезнёв (политик, председатель Госдумы РФ второго и третьего созывов. Встречались где-то на "красных митингах" и в "Правде" - это уже в 1990-х);
- Надежда Алексеевна Селезнева (руководитель Исследовательского центра по проблемам образования). Это уже 2000-е.

Все - чистые однофамильцы, не имеющие друг к другу никакого отношения.

Людмила Людмилина   14.10.2024 23:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.