Выбор

   
    Наступила зима. Военная академия, то ли первый курс, то ли второй. Зашли в аудиторию, лекция по математическому  анализу.
Преподаватель -   Лозинский Сергей Михайлович(в то время,  председателя ленинградского общества математиков). 
     Дежурный завернул большой кусок мела в бумагу и положил на полку под доской. Математики Лозинский С.М. и Лозановский Г.Я. любили кусковой мел, чтобы,  как камень в руке. 

    Лозинский С.М. –  худощавый, высокий. Манера читать лекции своеобразная - ходит по аудитории и рассуждает, как бы сам с собой.
    До начала лекции было время. Кто-то открыл окно. На отливах за окном лежал  первый ленинградский снег.
    Алексей  подошел к окну подышать свежим воздухом, посмотрел на снег и ему пришла в голову мысль.
Он  взял снег, слепил из него большой комок - подобие мела, заострил о подоконник край, завернул это в  бумагу и положил на полку рядом с настоящим мелом.
    Мел кусковой и на полке лежали два одинаковых куска.
 
   Алексей  не издевался над педагогом, а предложил Сергею Михайловичу  решить проблему выбора  из двух равнозначных вариантов. С равной  степенью вероятности, педагог мог взять и то и другое. Но применив математические методы, он должен сделать правильный выбор.

   В аудиторию зашел Сергей Михайлович, все  встали. Он поздоровался, положил портфель и подошел к доске.
   Наступила тишина.  Курс замер, наблюдая  процесс принятия решения  в ситуации выбора среди равнозначных  альтернатив.
Субъективность и её роль в принятии решений о выборе:  Сергей Михайлович  посмотрел на два куска мела и наступила пауза, он выбирал.
   
   И выбрал снег.
Что доказало, что жизнь  человека определяют  случайности  и совпадения, а не закономерности и математические теории.
Не помогли Сергею Михайловичу Лейбницы с Больцано-Веерштрассами.
 
  Сергей Михайлович  начал писать. Острый край "мела" скользнул по доске. Он предпринял вторую попытку, "мел" снова  соскользнул.
  Преподаватель  медленно поднес ЭТО к глазам, потрогал пальцем ледяной наконечник, всё понял. 

  Он положил произведение Алексея  на полку и спокойным голосом сказал: "Дежурный, обеспечьте занятие мелом".
 Дежурный подал преподавателю настоящий мел, после чего Сергей Михайлович немного растянуто произнес: "А человеку, который это сделал, должно быть стыдно".
 
  Не захотел   гениальный педагог понять  математической основы шутки.

18.07.2020г.


Рецензии
Это как микроскопом гвозди заколачивать. Математика - не арифметики не для таких мелочей!
МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ!

Александр Сергеевич Трофимов   17.10.2023 14:56     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв и внимание.
Годы учебы приятно вспоминать.
С уважением и пожеланием творческих успехов.

Александр Сотников 2   17.10.2023 16:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.