Выбор
Наступила зима. Военная академия, то ли первый курс, то ли второй. Зашли в аудиторию, лекция по математическому анализу.
Преподаватель - Лозинский Сергей Михайлович(в то время, председателя ленинградского общества математиков).
Дежурный завернул большой кусок мела в бумагу и положил на полку под доской. Математики Лозинский С.М. и Лозановский Г.Я. любили кусковой мел, чтобы, как камень в руке.
Лозинский С.М. – худощавый, высокий. Манера читать лекции своеобразная - ходит по аудитории и рассуждает, как бы сам с собой.
До начала лекции было время. Кто-то открыл окно. На отливах за окном лежал первый ленинградский снег.
Алексей подошел к окну подышать свежим воздухом, посмотрел на снег и ему пришла в голову мысль.
Он взял снег, слепил из него большой комок - подобие мела, заострил о подоконник край, завернул это в бумагу и положил на полку рядом с настоящим мелом.
Мел кусковой и на полке лежали два одинаковых куска.
Алексей не издевался над педагогом, а предложил Сергею Михайловичу решить проблему выбора из двух равнозначных вариантов. С равной степенью вероятности, педагог мог взять и то и другое. Но применив математические методы, он должен сделать правильный выбор.
В аудиторию зашел Сергей Михайлович, все встали. Он поздоровался, положил портфель и подошел к доске.
Наступила тишина. Курс замер, наблюдая процесс принятия решения в ситуации выбора среди равнозначных альтернатив.
Субъективность и её роль в принятии решений о выборе: Сергей Михайлович посмотрел на два куска мела и наступила пауза, он выбирал.
И выбрал снег.
Что доказало, что жизнь человека определяют случайности и совпадения, а не закономерности и математические теории.
Не помогли Сергею Михайловичу Лейбницы с Больцано-Веерштрассами.
Сергей Михайлович начал писать. Острый край "мела" скользнул по доске. Он предпринял вторую попытку, "мел" снова соскользнул.
Преподаватель медленно поднес ЭТО к глазам, потрогал пальцем ледяной наконечник, всё понял.
Он положил произведение Алексея на полку и спокойным голосом сказал: "Дежурный, обеспечьте занятие мелом".
Дежурный подал преподавателю настоящий мел, после чего Сергей Михайлович немного растянуто произнес: "А человеку, который это сделал, должно быть стыдно".
Не захотел гениальный педагог понять математической основы шутки.
18.07.2020г.
Свидетельство о публикации №220071800518
МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ!
Александр Сергеевич Трофимов 17.10.2023 14:56 Заявить о нарушении
Годы учебы приятно вспоминать.
С уважением и пожеланием творческих успехов.
Александр Сотников 2 17.10.2023 16:30 Заявить о нарушении