Партия 2017 г. Конституция страны. ст. 010
(Раздел 01. Право. Глава 01. Природа и сложившаяся организация права.)
1. Социальный контроль:
1.1. система методов и стратегий, с помощью которых индивид согласовывает своё поведение с социальными предписаниями и ожиданиями окружающих, а общество оценивает и регулирует различные сферы своей жизнедеятельности.
1.2.наблюдения людей за поведением индивида на соответствие социальным требованиям и ожиданиям.
1.3.целенаправленная деятельность по поддержанию общественного порядка, основанная на проверке (слежении, сравнении, сопоставлении) соответствия функционирования (деятельности, поведения) какого-либо объекта с ожидаемым — нормативно закрепленными или запланированными.
1.4. процесс, при помощи которого социум в целом, отдельные его сферы, системы управления, подсистемы, социальные единицы определяют, правильны ли их действия или решения, нуждаются ли они в корректировке.
1.5.система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом.
2.Социальный контроль:
включает социальные нормы, санкции, власть (управление, регулирование).
осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей;
обеспечивает следование социальным нормам.
- - -
2.1. Задачи социального контроля:
соизмерение (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными (нормативными);
использование средств и процедур, направленных на оценку проделанной работы,
выявление отклонений и их причин, их предупреждение,
применение санкций для устранения выявленных отклонений.
2.2. Задача социального контроля также состоит в критическом анализе причин отклонения, разработке мероприятий по их устранению.
3. Основные механизмы социального контроля:
3.1. Механизмы, запускающие процессы побуждения индивидов принимать нормативные требования общества как свои личные, отвечающие своим внутренним установкам (социализация);
3.2.Механизмы, позволяющие организовывать общественный опыт членов общества (групповое давление);
3.3.Механизмы, затрагивающие разнообразие формальных и неформальных санкций и поощрений (принуждение).
4.Формы социального контроля.
4.1.Институциональная форма социального контроля реализуется посредством особого, специализирующегося на контрольной деятельности аппарата, представляющего собой совокупность государственных и социальных организаций (органов, учреждений и объединений).
Государственный контроль, к которому относят: политический, административный и судебный.
Политический контроль осуществляется теми органами и лицами, которые реализуют полномочия управления страной Политический контроль могут в определенной мере осуществлять получившие поддержку большинства народа политические партии, особенно представленные в органах власти.
Административный контроль осуществляется исполнительными органами всех ветвей власти. Здесь, как правило, реализуется контроль вышестоящих должностных лиц за действиями подчиненных, создаются инспекционные и надзорные органы, которые анализируют выполнение законов, нормативных актов, управленческих решений, изучают эффективность и качество административной деятельности.
Судебный контроль осуществляют все имеющиеся в распоряжении общества суды: общие (гражданские), военные, арбитражные и конституционный суд.
4.2.Неинституциональная форма социального контроля — особый вид саморегулирования, контроль за поведением людей со стороны массового сознания.
Его функционирование основано преимущественно на действии нравственно-психологических механ1.измов, состоящих из непрерывного мониторинга поведения других людей и оценок соответствия его социальным предписаниям и ожиданиям.
Человек, осознавая себя, наблюдает за другими членами социума (организации, группы, общности), постоянно сопоставляя себя с ними, усваивая в процессе социализации определенные нормы поведения.
Восприятие человека, всей среды людей существляется под воздействие психических ыреакций, взаимных оценок. Взаимные контактам людей формируют социальные ценности, социальный опыт и навыки общественного поведения.
Формой неинституционального контроля выступает общественный публичный контроль со стороны общества в лице общественности, отдельных граждан, социальных организаций и движений, общественного мнения.
5.Типы социального контроля
В зависимости от формализации используемых средств выделяют два типа социального контроля:
неформальный — используются неформальные (преимущественно моральные) способы регулирования, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм посредством социализации, действует преимущественно на уровне первичных групп, семейного воспитания и ближайшего социального окружения, в ходе которых происходит усвоение требований общества — социальных предписаний; общественное (коллективное, групповое) мнение, открытость, публичность и гласность — основные инструменты такого контроля общества над поведением социальных слоев и групп;
формальный применяются формальные (преимущественно правовые, официальные) способы регулирования, для его осуществления вырабатываются особые своды правил, которые носят обязательный характер и их выполнение контролируется официальными органами, учреждениями и должностными лицами.
6. Девиантность.
6.1.Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимися от нормы, или девиантным.
6.2.Под девиантным поведением в узком понимании подразумеваются такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания.
7.Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
8.Социальное взаимодействие и социальный контроль.
8.1.Социальное взаимодействие образуется социальными связями как взаимодействием индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
8.2. Взаимодействие — это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем.
8.3 Ввзаимодействие» выражает характер содержания отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям).
8.4.Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
8.5. Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.
8.6. Субъективная сторона взаимодействия — это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.
8.9. Механизм социального взаимодействия включает:
индивидов (совершающих действия);
изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями;
влияние этих изменений на других индивидов;
обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.
8.10.Способ взаимодействия включает шесть аспектов:
Передачу информации;
Получение информации;
Реакцию на полученную информацию;
Переработанную информацию;
Получение переработанной информации;
Реакцию на эту информацию.
Свидетельство о публикации №220072000140