До и после. ч. 1 Из воспоминаний детства

Сад моего детства был огромнен. Передней стороной он выходил на тихую улицу Пушкинскую, одну из самых старых в городе. В глубине сада стоял большой дом со множеством пристроек. Принадлежал он семье моего папы и жили в нём многочисленные родственники. Сад окружал дом со всех сторон. В задней части дома проживали бабушка и дедушка , мои родитетели, я со старшей сестрой Ритой, папин брат с женой и их дети, мои двоюродные брат и сестра - Боря и Люба.

Самая большая и благоустроенная часть дома, смотревшая в сторону Пушкинской, была заселена семьёй бабушкиной сестры, состоявшей из нескольких поколений , среди которых было трое детей - сестра Ляля и близнецы Маша и Аркадий. С другой стороны жил бабушкин брат с женой. Летом приезжала погостить его внучка Алёнка из Ленинграда. К ней присоединялась ещё одна ленинградская родственница, Галочка. Таким образом наш огромный сад был наполнен детьми. Все они, кроме Риты и Ляли, были или моими ровестниками, или немногим старше меня. Я прожила в этом доме и в этом саду до шести лет. Учитывая такое количество детей, приключений должно было хватать. Беда в том, что я ничего не помню. Всё, что я знаю, не из моих воспоминаний , а из того, что было мне рассказано. Напимер, я слышала про летние спектакли, устраеваемые в саду, на которые даже продавались билеты по копейке. Могу представить эту кипящую и бурлящую жизнь в тенистом, заросшим фруктовыми деревьями саду, которая почему-то прошла мимо меня.

Моя память неожиданно включилась и засияла яркой лампочкой, когда в мои шесть лет  семья переехала из родного Житомира в далёкую Латвию. Уезжали мы не по желанию, а по необходимости. В большом доме у нас была одна комната с отдельным входом. Отсутствие удобств не было главной проблемой. Дело в том, что не было даже элементарных условий для жизни. Мой папа работал инженером в строительной организации. На очередь на получение жилья его взяли, но когда пришло время, в квартире в строящемся доме ему отказали. Папа был хорошим, знающим инженером, но непрактичным и не деловым человеком. Он не знал, что делать, как добиваться того, что ему полагалось. Поэтому он принял решение искать работу с предоставлением жилья в другом городе. После нескольких попыток он остановился на портовом городе Вентспилс в почти иностранной Латвии. Там был необходим инженер в строительном управлении и они вызвали моего папу.

Мы приехали в незнакомый город осенью и нас временно посели в семейном общежитии. С этого момента я помню всё в деталях. Квартира была небольшая, но казалась хоромами. Я помню две раздельные комнаты и длинный коридор между ними, упиравшийся в санузел. Это было просто верхом комфорта. Вот только  во дворе меня ожидало разочарование. Рядом с общежитием был жилой дом и я надеялась подружиться с тамошними детьми, но они не захотели разговаривать со мной на русском языке. В том, что они его понимали, я позже убедилась, когда вынесла во двор новую куклу и они моментально меня окружили. Ну а я, шестилетняя, нашла подружку в двухлетней девочке Тане, очень для свои лет развитой и привязавшейся ко мне.

В Вентспилсе я впервые увидела море. Наверное это было этой же осенью, потому что я запомнила море серым, суровым, в пене холодных волн.

В общежитии мы жили не долго. Дом, в котором нам была выделена квартира, был наконец достроен и мы в него переехали. Квартира  тоже была двухкомнатной, но просторнее - уютной и светлой. Во дворе у меня появилась подружка моих лет - Света, наполовину русская, наполовину латышка. Следующей осенью мы с ней вместе пошли в школу. В школе со второго класса я стала учить латышский, но в памяти осталось только два слова: « юра», что значит море и "юрмала" - взморье.

Через пять лет, когда мне было уже одиннадцать , мы вернулись в Житомир. Первым уехал папа, устроился на работу и в этот раз довольно быстро и беспроблемно получил квартиру в новом доме. Квартира, правда, была тёмной, тесной и неудобной для четырёх человек, но мы прожили в ней многие годы. С моим родным городом связаны все воспоминания моего позднего детства, юности и молодости, но это уже совсем другая история…

На фотографии: в старом саду, я в центре.


Рецензии
Уважаемая Лора!
Написано очень тепло, и ярко напоминает мне мои детские переживания и радости.
Кочевая жизнь, которою вела наша семья, была обречена знакомиться и расставаться.
И я, приходя в очередную новую школу, пережила время, которое сегодня, с высоты своих лет, можно с улыбкой назвать этаким "карантином".
А языковый барьер, это ещё сложней, но жизнь безостановочно и скоротечно идёт.
Меняемся мы, меняется место нашего жительства и судьба нас ведёт за собой...

С уважением и светлым чувством к Вам, я

Надежда Дмитриева-Бон   30.08.2020 22:47     Заявить о нарушении
Я прочла, Надежда, о Вашем детстве и кое-что действительно совпало. Видно, мы росли примерно в одно время.
Тем ни менее,в моей жизни до поры, до времени, после возвращения в родной город, было не много перемен. Я там училась, а потом работала. Это уже в зрелые годы произошёл " большой переезд ".
С большим теплом,

Лора Зелдович   30.08.2020 23:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.