Что значит БЫТЬ государствообразующим народом?

Обозначенная тема стала особенно острой и актуальной в последнее время в связи с известными формулировками поправок в Конституцию России. Часть граждан (кто искренне, а кто  каким-то иным причинам) как среди русских, так и менее многочисленных российских народов восприняли формулировку, скажем мягко, с тревогой.

Почему? Очевидно, что людей встревожило то, что может возникнуть напряженность в межнациональных отношениях по причине неравенства народов, ущемления национального достоинства части граждан. А, главное, из-за отсутствия должного учета вклада различных народов и их представителей в создание и укрепление российского государства.

Однако, на мой взгляд, истинная основа недовольства заключается в том, что за самой формулировкой не был понят её подлинный СМЫСЛ. Ведь статус «государствообразующего народа» это, на самом деле, не привилегия, это, в первую очередь, огромная ответственность. Ведь такой статус отсекает любую возможность «кивать по сторонам» в поисках виноватых в существующих и потенциальных проблемах государства.

Государствообразующий народ, будь то русские в России или иные народы в иных государствах (испанцы в Испании, шведы в Швеции, англичане в Великобритании и т.д.), оказывается в ситуации, когда созданное его усилиями первичное историческое государство исполняет роль своего рода «материнской платы». Именно она задаёт глубинные исторические коды функционирования всего государственного организма, частью которого могли стать и государственные образования (или их элементы) других народов.

По сути нацистские, шовинистические лозунги, типа  «Россия для русских! Греция для греков! Турция для турок!» и т.д., это путь в никуда, а точнее к саморазрушению. У этого саморазрушения есть своя железная логика и она носит универсальный характер. (Относительно России уже было сказано ранее – "Национализм и закон бумеранга" http://proza.ru/2020/07/15/859)

Следует признать, что приоритет гражданской государственной нации над этнической это не чья-то прихоть, это безальтернативная форма существования современных государств, будь то многонациональные Индия, США и Швейцария или государства с преобладанием одного этноса, такие как Израиль, Австрия или Россия.   

Вместе с тем понятие гражданской нации не отменяет сохранение, право на жизнь и учет в государстве этнокультурной специфики, исторической памяти и даже определенных традиций в системе самоуправления составляющих её народов.
Подчеркнем - искусство ведения государственных дел в общих интересах, но без ущемления национального достоинства всех народов и граждан, есть важнейший показатель цивилизованности и политической культуры государства.

Да, можно как бы во имя высоких общегосударственных и политических интересов проигнорировать национальное достоинство и чувства какого-либо немногочисленного народа, как это произошло, например, с черкесами во время подготовки и проведения Сочинской Олимпиады в 2014 году.

И то, что как бы в компенсацию игнорирования в культурной программе Олимпиады истории и даже факта существования местного "туземного" населения  в лице черкесов были проигнорированы и казаки, которые сегодня также являются коренным населением Кубани, чести центральным и местным властным элитам не делает, наоборот. А ведь можно было всё сделать куда как умнее и красивее.

Ведь в конечном итоге стратегически важно не столько то внешнее впечатление, которое оставила культурная программа для гостей, сколько тот «осадок» с которым остались мы – граждане и народы России. Гости разъехались, а нам с этим жить…

Кто-то может сказать - "Да что там ваши проблемы по сравнению с тем, какие они у русского народа?". И во многом в этом будет своя правда. О русском народе, состоянии и специфике его национального самосознания здесь коротко не скажешь. Но эта тема была уже затронута ранее в статье "О самосознании нации" (http://proza.ru/2015/08/27/554).
      


Рецензии