Прощание с Владимиром Высоцким

         В разгар олимпийских баталий 1980 года, 25 июля Москву облетела скорбная весть: скоропостижно скончался актер Театра на Таганке Владимир Высоцкий.
Не имевший официальных званий, тем не менее, популярный благодаря своим работам в кино, а также концертам авторской песни, Владимир Семенович, без преувеличения, был любимцем миллионов. Его личность окружало немало легенд и мифов, в частности, и о "незаслуженных преследованиях КГБ", хотя и среди чекистов было немало любителей его самобытного песенного творчества.
          Благодаря своим зарубежным гастрольным поездкам, Высоцкий также был любим и ценим нашими соотечественниками за рубежом, всегда был фигурой, привлекавшей повышенный интерес журналистов.
          Поэтому следовало ожидать, что это печальное для многих из нас событие, могло вызвать со стороны этих кругов нежелательную реакцию, использоваться как повод для организации разного рода провокаций.
Высоцкий проживал в Краснопресненском  районе на Малой Грузинской улице, 28 (в том самом доме, где размещался Городской комитет художников-графиков).
Около пяти часов утра начальник Краснопресненского райотдела УКГБ  Ю.Л. Левшин 25 июля получил сообщение начальника РУВД  о смерти В.С. Высоцкого. Проинформировав дежурного по Управлению, Левшин стал ожидать дальнейших распоряжений.
           Ветеран управления А.Г. Михайлов вспоминал: «К обеду в МГК КПСС было запланировано совещание по вопросу похорон Высоцкого. Туда выехал мой начальник [отдела]. Позиция управления была проста: Высоцкий – это наше достояние, а его творческое наследие должно остаться на Родине. Не можем оценить его сейчас, пусть оценят иные поколения. Но главное было, что оценивать. Важно очень достойно, как это может быть в данных обстоятельствах, похоронить. Дать возможность  всем желающим проститься с кумиром.
         Эти предложения вызвали кривую усмешку одного из  руководителей московской культурой. Дословно это прозвучало так «Что обсуждаем? Заурядная смерть заурядного человека». Но выступление полковника КГБ было принято как руководство к действию.
          К подбору места захоронения  отнеслись с вниманием. Сначала администрация Ваганьковского кладбища предложила место рядом с могилой Сергея Есенина. Мои коллеги из Краснопресненского райотдела, с которыми вопрос согласовывали, категорически возражали. И правильно! То, что происходило потом, могло иметь и для могилы Есенина и для рядом находящихся захоронений печальные последствия».
          Когда решался вопрос о месте захоронения Высоцкого, Иосиф Кобзон, взявший на себя организацию похорон, предложил похоронить его на площадке перед входом на кладбище. О предложенном им месте захоронения было доложено начальнику Управления Алидину. Он одобрил это решение и дал указание поставить в известность об этом ответственного за организацию похорон  от Моссовета И.Б. Бугаева, который, решив подстраховаться, в разговоре с директором Ваганьковского кладбища сослался на «одобрение принятого решения ведомством Андропова».
          Учитывая беспрецедентную популярность умершего артиста, Алидин также поручил начальнику Краснопресненского райотдела во взаимодействии с милицией принять участие в обеспечении общественного порядка в день похорон на кладбище.
          А информация, поступавшая с мест сбор людей, желающих проститься с Владимиром Семеновичем, вызывала опасения: прибывавших становилось все больше, а действия милиции по поддержанию порядка нередко вызывали негативную реакцию со стороны присутствовавших, что могло привести к возникновению беспорядков.
          Как сказал режиссер «Таганки» Ю.П. Любимов:  - Лишь бы не было Ходынки! [1]. 
           Поэтому для поддержания порядка были задействованы дополнительные силы, в том числе военнослужащие. Очень активно работал сводный комсомольский оперативный отряд под руководством секретаря Краснопресненского РК ВЛКСМ П.Н. Гусева, ныне главного редактора газеты «Московский комсомолец». Ребята участвовали в формировании колонн для прохождения по кладбищу, отсекали от них агрессивно настроенную молодежь.  По сути дела, была организована крупномасштабная операция по предотвращению каких либо чрезвычайных происшествий во время прощания с Высоцким.
          После захоронения артиста, к стоявшим недалеко от свежего могильного холма начальникам Краснопресненского РУВД и райотделу КГБ подошли отец Владимира Высоцкого, его вдова Марина Влади в сопровождении администратора театра Янкловича. Отец Высоцкого пожал им руки и поблагодарил за обеспечение спокойного проведения траурной церемонии, вдова молча кивнула головой. И это стало для нас всех, кто обеспечил достойные проводы поэта в последний путь самой большой наградой. 
          Когда провожавшие Высоцкого  родственники и близкие покинули кладбище, оно было  открыто для прощения с ним всех желающих.  И несколько часов, вплоть до закрытия,  кладбища шел непрекращающийся поток желавших сказать последнее «Прощай!» любимому артисту и барду.
         Утром следующего дня траурная процессия продолжилась, но все обошлось без каких-либо нежелательных эксцессов.
           Можно по-разному оценивать меры по обеспечению порядка, которые были приняты во время похорон Высоцкого.  Но главное - правоохранительные органы и «команда Андропова» свою задачу выполнили.
           На поминках в квартире Высоцкого Ю.П. Любимов счел необходимым сказать: - Мы низко кланяемся городу Москве, сумевшему достойно проводить в последний путь поэта, который всю жизнь пел своим голосом.
          Сотрудники УКГБ не только сделали все, для того, чтобы обеспечить достойные проводы Высоцкого, но и подумали о сохранении его творческого  наследия. После его похорон из Московского управления в горком КПСС  ушла записка «О мерах по сохранению творческого наследия Высоцкого».  (было опасения, что вдова артисты захочет вывезти его архивы и из СССР).
          На записку УКГБ горком партии отреагировал сдержанно, но по существу. В издательстве «Современник» был в спешном порядке выпущен сборник стихов Высоцкого «Нерв». Хоть и малым тиражом,  но выпущен!   
          Однако из легальных грамзаписей барда существовало только несколько малых гибких пластинок. И чекистам было поручено собрать  все, что удастся найти должного качества звучания, для возможно выпуска Гранд диска Высоцкого.
         С выпуском диска помог случай: сотрудник УКГБ, обслуживающий крупнейший в стране Апрелеевский завод грампластинок, обнаружил матрицу для печати пластинок с песнями Высоцкого. Такая пластинка была выпущена по заказу  секретариата Болгарской коммунистической партии, поскольку дочь Генерального секретаря БКП  Тодора  Живкова была страстной поклонницей творчества Высоцкого.  По спецзаказу было изготовлено что-то около 200 пластинок. Но главное – матрица!
         Был срочно отпечатан дополнительный тираж, и голос Высоцкого широко зазвучал для любителей его творчества в нашей стране.

П.С.        И хотя во все светлое верил —
            Например, в наш советский народ, —
            Но не поставят мне памятник в сквере
            Где-нибудь у Петровских ворот.
            Но я не жалею!
         Высоцкий В.С.  У меня было сорок фамилий...


1. «Ходынка» - массовая давка, произошедшая утром 30 мая 1896 г. на одноименном поле на северо-западе Москвы в дни торжеств по случаю коронации Николая II. В результате давки погибли 1 389, и были покалечены более 900 человек.

На фотографии памятник Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре в Москве. Автор - Геннадий Распопов.


Рецензии
Да, разнообразное у него было творчество: и былинно-балладное, и блатное, и военно-патриотическое, и глубоко философское, по соседству с юморным...

Олег Хлобустов   26.07.2025 11:50     Заявить о нарушении