Патография режиссёра и поэта Геннадия Шпаликова
Настоящая фамилия отца будущего кинодраматурга была Шкаликов, но обучаясь в Военно-инженерной академии он благоразумно заменил в ней одну букву. Но для судьбы его будущего сына-сценариста этого оказалось недостаточно. Да и семейные условия, в которых он вырос больше предрасполагали к «старой» фамилии. Дело в том, что разница в возрасте между родителями составила десять лет, «муж то и дело ревновал жену – не потому, что для этого был повод, а в силу своего характера. Был он склонен к спиртному, так что жизнь молодой семьи вряд ли была безоблачной». (Кулагин А.В., 2017).
Родившийся в рабочем посёлке Карелии Геннадий Шпаликов «шагать» по Москве начал лишь с 1955 года, когда поступил на сценарный факультет ВГИКа.
Анамнез подросткового и юношеского возраста Геннадия тоже трудно назвать благоприятным: «Геннадию не исполнилось семи лет, как на фронте погиб отец, было десять, когда его направили в суворовское училище, где он начинает писать стихи и вести дневник. В 1955 году – первая публикация стихов в центральной печати». (Волохова Н., 2012).
Сын задумал пойти по стопам офицера-отца, поступил в Московское высшее военное командное училище, но из-за тяжёлой травмы ноги во время батальонных учений с января по март 1956 года находился в Хлебниковском военном госпитале. В марте окружной медкомиссией был признан негодным для дальнейшего пребывания в училище и комиссован по состоянию здоровья.
И… «пошёл в артисты». Выходит давно присутствовала в нём художественная и кинематографическая жилка. Но уже в то время у безусловно талантливого юноши проявилась склонность к алкоголизму.
Шпаликов любил выпивать в компании друзей, чтобы, как писал когда-то незабвенный Венедикт Ерофеев, «Было о чём пить». Выпивки длились ночами, с разговорами и песнями. Постепенно Шпаликов становился всё более зависимым от спиртного.
Следы дружеских выпивок заметны в шпаликовских стихах.
«Сегодня пьём
Опять втроём,
Вчера втроём,
Позавчера –
Все вечера
Втроём.
Четвёртый был,
Но он забыл,
Как пел и пил.
Ему плевать,
Ушёл вчера,
А нам блевать
Все вечера
Втроём…
Пили много, но ухитрялись при этом работать – писать, снимать, сниматься». (Кулагин А.В., 2017).
В 1959 году Шпаликов женился на студентке сценарного факультета Наталии Рязанцевой, но для «размеренной семейно-бытовой жизни, к каковой обязывало рождение ребёнка, они оба приспособлены были мало. Гена уходил в “пике”, порой пропадал на несколько дней, выйдя из дома… в домашних тапочках, потом обнаруживался, подобно булгаковскому Стёпе Лиходееву, где-нибудь в Ялте или Сочи, присылал телеграмму с просьбой выслать деньги на билет». (Кулагин А.В., 2017). Через два года после окончания ВГИКа брак распался. В 1962 году у Шпаликова образовалась новая и прекрасная семья: его женой стала талантливая молодая актриса Инна Гулая.
Геннадий Шпаликов отличался завидной смелостью и дерзостью. 8 Марта 1963 года «на встрече с творческой интеллигенцией» во время резкой критики Генеральным секретарём ЦК КПСС Никитой Хрущёвым фильма «Застава Ильича», поставленного по сценарию Шпаликова, наш герой с трибуны кремлёвского зала бросил упрёк руководству страны в том, что они не поняли идею фильма. Согласитесь, не каждому человеку хватит решимости на такой поступок. После многих «редакций» фильм был выпущен на экран в 1964 году под другим названием («Мне двадцать лет»), но в авторской версии был восстановлен лишь в 1988 году.
Осенью 1962 года по сценарию Шпаликова был поставлен фильм «Иваново детство» (режиссёр А. Тарковский), который завоевал Гран-при на Венецианском фестивале. Шпаликов уверенно становился одним из самых многообещающих и талантливых молодых кинематографистов. Но зависимость от алкоголя набирала своих обороты. И как вполне закономерное следствие злокачественно протекающего алкоголизма к началу следующего десятилетия Шпаликов потерял всё: семью, репутацию, друзей.
Дома Геннадий практически не жил, скитался по друзьям. Но продолжал писать стихи, сценарии. Писал их, где попадется, чаще всего на почте, где всегда в избытке были и чернила, и перья, и бумага – телеграфные бланки. Некоторые друзья первое время помогали ему как могли, затем постепенно помогать перестали. Суживать его “трёшками” на опохмелку желающих становилось всё меньшее.
В начале 1970-х Шпаликов вёл уже откровенно бездомную жизнь. Иногда ночевал на чердаках тех домов, где жили знакомы, но в квартиру к ним не заходил, не хотел беспокоить. Свою мать он как-то «побеспокоил» появлением в пьяном виде до такой степени, что она позвонила в милицию, и его отвезли в отделение (надо признать, что Шпаликов несколько раз попадал туда и без того)». (Кулагин А.В., 2017).
Пьянство продолжалось, развивался цирроз печени. «Недавние весёлые кутежи в компании стали перерастать в тихое безнадёжное пьянство». (Волохова Н., 2012).
Нельзя не сказать о творческом механизме Геннадия Шпаликова, учитывая, как его высокие творческие успехи, так и заболевание, разрушительным образом действующее на центральной нервной системе. По свидетельству друзей, писатель мог работать пьяным, и потому уже даже не пытался перестать употреблять алкоголь. Литературоведы также отмечают высокий уровень его произведений в 1970-е годы: в них звучит яркая индивидуальная тема хороших, но невыносимых друг для друга людей. Сам Шпаликов, как мы знаем, в это время ушёл из дома, перебивался временным жильём у знакомых.
Сценарии Шпаликова всегда с трудом проходили сквозь цензурные рогатки. Нарастало разочарование в творческой работе. Он всё больше уходил в поэзию. В последние годы жизни для кино работал главным образом как автор текстов песен к фильмам. «Киностудии какое-то время ещё заключали с ним договоры, выплачивали аванс – “подкармливали”, но он катастрофически срывал все планы, и ему перестали верить». (Кулагин А.В., 2017).
В 1974 году Шпаликов неожиданно «вышел из запоя» и стал сочинять новый, но явно «непроходной» сценарий, который назвал «Девочка Надя, чего тебе надо?» По сюжету простая девушка, передовица производства волею судьбы становится депутатом Верховного Совета СССР. Но столкнувшись с государственными чиновниками и поняв их равнодушное отношение к народу не выдерживает: идёт на городскую свалку и, облившись бензином, сжигает себя на глазах у друзей. (Пожалуй, что-то из этого фильма вполне актуально и в наше время, через сорок пять лет). Шпаликов запечатал сценарий в конверт и отослал его в Госкино. Ответа на него он так и не дождался.
Первого ноября Геннадий Шпаликов повесился на втором этаже одной из переделкинских дач, соорудив петлю из своей шарфа и оставив стихотворный экспромт:
«Не прикидываясь, а прикидывая,
Не прикидывая ничего,
Покидаю вас и покидываю,
Дорогие мои, всего!
Всё прощание – в одиночку,
Напоследок – не верещать.
Завещая вам только дочку –
Больше нечего завещать».
Незадолго перед смертью от него ушла жена Инна Гулая, которая, устав бороться с пьянством мужа, уже просто опасалась за судьбу дочери. Родные и близкие Шпаликова обвинили её в том, что она подтолкнула бывшего мужа к самоубийству. Это, по словам матери Инны Гулая, привело к депрессиям, алкоголизму, потере работы и, в конечном итоге, к гибели самой актрисы, которую некоторые также считают самоубийством.
Шпаликову принадлежит весьма откровенное признание:
«Вот я - алкоголик профессиональный, Витя Некрасов тоже, есть ещё люди, а остальные писатели профессиональные, а главный среди них - Евтуженька. В СССР нет выбора вне выбора. Или ты пьёшь, или ты подличаешь, или тебя не печатают. Четвёртого не дано".
В биографии Шпаликова патографический интерес представляют три обстоятельства. 1). Позитивная роль травмы, произошедшей в 1956 г., которая из-за невозможности продолжить выбранную стезю профессионального военного полностью переключила его на творчество. Подобные случаи редко, но встречались в истории искусства. 2). Зависимости от алкоголя, причиной которой были не только трудности творческого характера, но в большей степени психопатические черты личности. 3). Самоубийство в состоянии депрессии. Тот самый «четвёртый» выбор, который он сделал вполне сознательно, и который поначалу отрицал: «Четвёртого не дано».
В диагностическом плане можно предположить наличие у Геннадия Шпаликова синдром зависимости от алкоголя 3-4 стадии.
В 2009 году перед входом в здание ВГИКа был открыт памятник Геннадию Шпаликову, Андрею Тарковскому и Василию Шукшину - трём выпускникам, «определившим художественное лицо отечественной и мировой кинематографии второй половины XX века».
Свидетельство о публикации №220072400406
Владимир Прозоров 05.10.2020 10:35 Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.
Александр Шувалов 05.10.2020 11:13 Заявить о нарушении