Фрау Ольга

      Мы лежали на Патонг-Бич в тени большого цветного зонтика в шезлонгах и кайфовали. Ласковое Андаманское море лениво плескалось в двух шагах. Но купаться никто не спешил, потому что с часу до трех было самое пекло. Вдоль рядов шезлонгов  деловито сновали тайцы-разносчики со своим нехитрым товаром: сарафанами всех цветов радуги, шелковыми парео, жемчужными бусами, мороженым и фруктами. Свой товар курортникам они предлагали не слишком назойливо, однако время от времени кто-то откликался и начинал торговаться. Это было хоть какое-то развлечение. Самым интересным было, когда женщины начинали выбирать одежду.
      Женщины всего мира похожи по сути  - и вопрос «идет-не идет» переводить не надо.

      Вот какая-то группа женщин остановила торговца одеждой и начала оценивать товар. Немолодая полноватая женщина поднесла к лицу бирюзовое платье, потом белое, черное, малиновое… И тут случилось чудо – она помолодела на десять лет и стала обворожительна. Женщины вокруг шумно заговорили и засмеялись. Та, что мерила, решительно отодвинула платье и покачала головой.
С этим я не могла примириться, решительно встала и пошла к ним. Дочка потянулась за мной. Она лукаво улыбалась, предвкушая спектакль, шоу.
      - Что ты им можешь сказать? Ты хоть знаешь, какой они национальности? – говорила она на ходу.
      - Ничего, разберемся.
     Мы подошли к женщинам. Я взяла из рук торговки малиновое платье и протянула его той даме:
      - Take it, please. You are beauty in it. (Возьмите это, пожалуйста. Вы – красавица в нем!)
      Все засмеялись и наперебой заговорили по-немецки. Это были немки.

      - Ду-рак кра-сно-е лю-бит. Так, кажется? – вдруг по слогам произнесла пожилая сухощавая дама, глядя на меня с улыбкой.
      - Вовсе нет, - буркнула я, - у нас Красная площадь значит красивая, а не дурацкая. И красна девица - то же.
      Вдруг до меня дошло, что мы перешли с английского на русский, и я заинтересованно спросила:
      - У Вас была русская бабушка, поэтому Вы знаете русский?
      - Нет, не была бабушка. Я сама выучила. Плохо знаю.
      - Очень хорошо.
      - А Вы в России в каком городе живете?
      - В Москве!
      - Я была в Москве три раза, давно, понравилось.
      - Сейчас город стал слишком большой, очень много людей, машин, стало сложно в нем жить. А Вы из Берлина?
      - Из Мейнца, такой маленький город. Меня зовут Ольга. А Вас как зовут?
      - Люба и дочку Люба.
      - Садитесь, давайте поболтаем, а то я начинаю язык забывать.

      Нам было интересно и мы присели.
      - Ну, расскажите, как Вы живете? – спросила я.
      - Живу хорошо. Мы с мужем вырастили двух детей, у нас две внучки.
      - То есть, Вы – счастливый человек! 
      - Можно и так сказать. Мы прожили с мужем хорошую счастливую жизнь. Мне было девятнадцать, а мужу двадцать два, когда мы поженились. Ганс был старше меня на три года. Мы прожили вместе пятьдесят три года.
      - Надо же, какое совпадение! Мне сейчас как раз пятьдесят три года.
      - А мне восемьдесят!
      - Никогда не скажешь. Выглядите на шестьдесят с небольшим. А Ваш муж сейчас в отеле? 
      - Нет, он умер шесть лет назад. Мне до сих пор очень больно.
      - Сочувствую... Не хотите выйти замуж еще раз? Выглядите потрясающе!
      - Нет, что Вы!
      - Одному плохо жить!
      - Я не одна. У меня маленькая собачка, мальчик. Кофе Анан зовут. Он такой же черный и такой же умный. Гулять меня водит – по часу  два раза в день. Мне его из Польши дети привезли. У нас такие собаки очень дорого стоят. Трудно только его оставлять, когда уезжаю на курорт.
      - А дети?
      - Им некогда. Дети работают. Внуки учатся. Собачка одна скучает.
      - Вы вместе живете?
      - Нет отдельно. У нас так принято. У них свои дома, квартиры.
      - Помогают Вам?
      - Нет, скорее я им. Украшения свои снохам, внучкам раздарила. Сыну младшему двадцать тысяч евро дала, когда они дом покупали.   
      - А дорого у Вас жилье стоит?
      - Хорошая большая квартира или дом около ста семидесяти тысяч евро. Но сейчас никто не покупает, денег нет, кризис.
      - У вас дешевле, у нас в Москве столько маленькая квартира стоит. Наверно, потому что у Вас город маленький, а в Берлине, видимо, цены выше, потому что столица!
      - Нет, так же. В Берлине никто не хочет жить, там турок много, они грязные. У меня подруга сдавала квартиру туркам, потом пришлось стены штукатурить и полный ремонт делать.
      - Странно, мусульманство - чистая религия. У них в Коране как постулат записаны чистота помыслов и тела.
      - Не знаю, не знаю, но я не сдаю квартиру туркам. У меня снимал юрист, потом врач. Все очень довольны. Квартира большая, сто квадратных метров, хорошая сантехника, отлично оснащенная кухня.
      - А дорого снимать такую квартиру?
      - Не очень, мои квартиранты платят семьсот евро мне и триста евро по счетчикам. А у Вас есть счетчики на воду?
      - Раньше не было, но мы поставили и очень сильно выиграли в деньгах – стали платить намного меньше. У нас закладывали непомерные расходы воды на человека, а у нас семья большая – девять человек. Мы стали со счетчиком раз в восемь меньше платить. Еще есть счетчики на электроэнергию, они всегда были. А у Вас?
     - У нас счетчики на все. Одни счетчики. Скоро на попку счетчик поставят! – Ольга засмеялась.
     - А налогов за сдачу квартиры с Вас много берут?
     - Не берут. Потому что я живу одна и в том же доме. А если бы не одна и в другом месте – брали бы, такой закон!
     - А есть у Вас где-нибудь традиция жить вместе: родители, дети, внуки.
     - Нет, такого нигде нет. Дети вырастают и уходят.
     - Как же это происходит? Не выгоняете же Вы их?
     - Нет, когда они женятся, они понимают, что пора жить отдельно. Сначала снимают, потом покупают.
     - А если кто-то из родителей остается один и болен, нужна помощь, то дети возьмут его к себе жить, будут ухаживать?
     - Нет, это не принято!
     - А как же?
     - Нанимают помощника, сиделку. Моя соседка наняла женщину из Литвы. Представляете, ей всего пятьдесят пять, а она уже на пенсии. Но пенсия всего двести долларов, вот она и подрабатывает в Германии.
     - А у Вас во сколько на пенсию выходят?
     - В шестьдесят семь.  Если раньше, то пенсия намного меньше. Муж умер, я получаю пенсию за него тоже. Раньше получала сто процентов, сейчас меньше – шестьдесят. У Вас так же?
     - Нет. У нас пенсию мужа женам не платят.
     - А как же жить, на что?
     - Никого не волнует. У нас люди привыкли жить плохо и надеяться только на себя. А у вас, если у старого человека нет денег нанять сиделку, то что? 
     - Идут в дом престарелых.
     - А взамен свою квартиру отдают?
     - Нет.
     - Пенсию?
     - Нет, дома престарелых у нас замечательные, там хороший уход, но стоят три тысячи евро в месяц - пенсии не хватит.
     - И как же тогда?
     - Берут квартиру или дом в залог, расходы записывают, после смерти продают и компенсируют расходы, остальное отдают детям по наследству.
     - А если человек неимущий?
     - Государство берет расходы на себя – социальная программа.
     - Мы были в ГДР еще до объединения и после в Германии – внешне изменения большие. А люди довольны объединением?
     - Кто как. Но нам было раньше лучше.
     - Вы, наверно, в ГДР жили?
     - Нет, в ФРГ. Мы из ГДР в молодости бежали. Жили в ФРГ очень хорошо. Раньше наши власти сильно боялись, что люди захотят в социализм. У нас были бесплатные врачи, лекарства, еще много всего. Была стабильность. Сейчас ее нет. Как только социализм закончился, все льготы отменили, все стало за деньги. А с введением евро все стало еще дороже.
     - С евро во всех странах так. Везде все подорожало. А у нас тоже плюсы и минусы в стране. Раньше мы об импортном телевизоре и мечтать не могли, машины были недоступны.
     - И вас за границу не пускали.
     - Да, даже в страны социализма, не то, что в Тайланд. Но были добрые отношения между людьми, была    стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Бесплатная медицина, образование тоже много значили. Человек знал, случись с ним что: его вылечат, детей выучат. Теперь этого нет. Опять же кризис. На Вас кризис сильно сказывается?
     - Не особенно. Мои деньги в банке, пока проценты получила. А там, кто знает.  Правда, хотела мебель поменять, но не успела. Теперь думаю: старая еще в хорошем состоянии, поживу так. В компаниях у нас стали тоже экономить: увольняют хороших высокооплачиваемых работников без объяснения причин и берут на эти места молодых на маленькую зарплату. У меня так сноху уволили и сына.
     - И выходное пособие не выплачивают?
     - Нет, это выплачивают.
     - А у нас придумали увольнять за опоздание, чтобы выходное пособие не выплачивать… И не поймешь: кризис на самом деле или его так ловко придумали.
     - От власти всегда жди неприятности. Но безработных у нас стало много.
     - Среди приезжих?
     - Даже среди немцев.
     - А как Вы живете одна, как управляетесь?
     - Ко мне приходит женщина помогать, я ей плачу восемь евро в час.
     - Два-три раза в неделю?
     - Нет, раз в месяц. Она моет окна, мне это трудно. У меня очень большие окна: от пола до потолка во всю стену… А так у меня чистенько, я же одна…
     - Вы замечательно говорите по-русски. А читать любите?
По-русски читаете?
     - Люблю. Читала русскую книгу, но в переводе, как в Сибири нашли старинную семью. Очень интересно.
     - Это про Лыковых, наверно. Автор - Василий Песков. Вы знаете, их дочь, Агафья Лыкова, до сих пор жива, живет в одном из монастырей.
     - Мне не с кем говорить по-русски. Мои подруги – немки. Мы на пенсии и каждый год приезжаем сюда на два месяца – декабрь и январь. Когда было цунами, нам деньги вернули, и мы поехали в Аргентину. Не понравилось там – очень большие волны, в море не зайдешь. А здесь хорошо. Тай очень приветливые.
     - Тайцы?
     - Мы их называем «тай».
     - А ваши дети, внуки?
     - Работают. Одна внучка – врач; а другая сначала не хотела учиться, но поработала - и захотела учиться; родители помогли ей, заплатили за учебу.  Моему старшему сыну уже пятьдесят семь. Я его родила через год после свадьбы, а через два года – второго. Решили: хватит двух детей.
      - Неужели девочку не хотелось?
      - Может и хотелось, но нужно было работать, детей растить. Мы хорошую жизнь прожили! Меня муж очень любил…
      - Вы, наверно, в школе вместе учились?
      - Нет, муж воевал. Вернулся с войны,  познакомились и поженились…
      - Война – это тяжело…
      - Да, Ганс по возрасту только под конец войны на фронт попал, а в самом конце войны он чуть не погиб под Кенигсбергом. Не в сражении - в лесу на поляне случайно столкнулся с русским солдатом. Он был совсем молодой, светлый, голубоглазый, как мой Ганс. Русский не стал стрелять, и Ганс не стал – так и разошлись. Ганс его часто вспоминал. Выжил ли?

      У меня голова пошла кругом. Возможно ли? Отца давно нет. И вот спустя пятнадцать лет после его смерти я еду на курорт в Тайланд и случайно разговариваюсь с немкой, которая оказывается женой того немецкого солдатика, что встретился с отцом на лесной поляне под Кенигсбергом! И эта немка сносно говорит по-русски! Может ли быть такое? Или все-таки все в мире не случайно?
 
     - Дорогая Ольга! Это поразительно! Но тот русский солдат уцелел. Вернулся с войны. И умер только в 1983 году. Это был мой отец! Он рассказывал нам тот случай и хотел, чтоб ваш Ганс уцелел в той войне.  Я думаю, он был бы рад, узнать, что так хорошо сложилась его жизнь. Вечная им память!


Рецензии
Хорошо!
И я таких немцев не раз встречал... А история встречи фрау с дочкой нашего солдата, - поразительна!
Такое бывает?
Германия меняется. И не в лучшую сторону...

Белов Владимир   28.01.2024 16:04     Заявить о нарушении
А каких немцев Вы встречали? Хороших, плохих, милосердных? На войне наживаются продавцы оружия и много кто ещё, а страдают простые люди, честные, отважные. Мир меняется не в лучшую сторону. Храни Господь! Всех благ! С уважением, Любовь

Любовь Машкович   28.01.2024 16:34   Заявить о нарушении
Каких немцев встречал?
Разных. И плохих и хороших. Жизнь не красит всех одним цветом...

Белов Владимир   28.01.2024 18:05   Заявить о нарушении
Это верно!

Любовь Машкович   28.01.2024 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.