Московские каникулы. Как Гоша читать учился
Когда Георгию Приходько, внуку Михаила, исполнилось шесть лет, мы взяли его на лето в Москву.
Гоше предстояло три месяца отдыхать, загорать, учиться плавать. А самое главное - подготовиться к школе. В сентябре он должен был пойти в первый класс!
Мы накупили альбомов, тетрадей, карандашей. Не забыли про краски и пластилин. Я раздобыла развивающие игры, книги и пособия, а также вместе с Гошей мы выбрали некоторое количество игрушек: то, что ему понравилось.
Внука мы не видели месяцами, поэтому решили проверить уровень его подготовки. Со счетом дело обстояло довольно-таки сносно. Я с математикой сама не дружу, и этого не скрываю. Может ребенок сосчитать до двадцати, и ладно. Сумел сложить два и два – молодец! Математическая подготовка ребенка меня вполне удовлетворила.
С голосом и слухом у Гоши обстояло довольно хорошо. Музыкой он занимался с удовольствием! Знал наши сказки «Теремок» и «Страна Вообразилия» наизусть. Слушал еще дома в Северодвинске кассеты, и пел. Он застенчиво признался мне, что хочет стать композитором, как дедушка Миша.
Гоше очень нравилось слушать книжки на ночь.
- Ты умеешь читать? Буквы все знаешь? – спросила я Гошу.
Он подумал минут пять (вообще для Гоши характерна некоторая задумчивость) и ответил, что умеет. Потом долго всматривался в текст.
Время шло, Гоша силился и не мог сложить два слога в слово… Я всё поняла. Катастрофа – самое мягкое выражение, чтобы охарактеризовать уровень Гошиного чтения.
Также обнаружилось, что Гоша не любит заниматься один. Для того, чтобы играть или заниматься, ему требовался напарник, руководитель или советчик.
Исключение составлял процесс поглощения пищи. Поесть Гоша любил! Он вполне самостоятельно, без советчиков справлялся с любым сложным блюдом. Но ел очень медленно, долго сидел в задумчивости, особенно когда оставалось доесть самую капельку.
За эти торможения мы частенько над ним подтрунивали. Гоша никогда не обижался, наоборот, любил эти «импровизированные концерты», в которых являлся хоть и смешным, но главным героем!
Я записывала в дневник все его перлы и забавные моменты нашей семейной жизни. Но не буду отвлекаться. Об этом в следующий раз.
НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ
- Гошик, вот карандаши, альбом. Придумай и нарисуй что-нибудь: машину там, или...что-нибудь. Я должна быстренько суп сварить.
Гоша делал в воздухе неопределенное движение руками, поднимал на секунду карандаш, чиркал на бумаге пару черточек. Это и было «что-нибудь». Потом сидел со скучающим видом и ждал, когда я освобожусь и начну с ним играть или рисовать. Меня сие не раздражало, я понимала, что заниматься придется много.
Это сейчас большинству людей известен психологический термин «зона ближайшего развития…» Тогда мы жили проще, не углубляясь в психологию. Я оказалась в теме, поскольку прочитала книгу Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?» А мой супруг нет. Он и сейчас не доверяет психологам.
Заставая Гошу за пустым сидением или хождением за мной из комнаты в кухню, муж говорил: «Гоша! Что ты ходишь за Галей по пятам? Играй, рисуй. Займись делом. Садись, будешь мне читать!»
В итоге с дедушкой Мишей Гоша так и не читал. Попытки заканчивались плачевно. Внук «тормозил», «зависал», а под конец начинал подвывать. Дедушка выходил из себя, и они разбегались в разные углы, сердитые и беспомощные.
- Он должен читать пятнадцать минут в день! Это минимум! – звучал строгий приказ, который мы с Гошей садились выполнять. Для Гоши, как я вспоминаю сейчас, это поначалу было пыткой. Открывали книгу с крупным шрифтом и я, поставив палец на строку, начинала: «Жили-были…» После этого Гоше нужно было прочитать следующие три слова, к примеру - «старик со старухой». Читал он их пятнадцать минут!
Что только не придумывал хитроумный Гохеридзе, чтобы избавиться от «пытки» книгой. Как-то раз моя дочь Виктория, приехав к нам в гости, вызвалась позаниматься с Гошей. Но через пять минут началось: «Оооо-ох! Мамочка, как ты с ним занимаешься? Это же не ребёнок! Это мучитель какой-то. Да еще и тормоз!»
А Гоша занимался, как обычно: сидел в ступоре и не мог вспомнить букву, или задавал невинные вопросы, отвлекаясь от темы. Сосредоточенно ковырял в носу, чесался. По временам убегал в туалет или ванну. Долго не выходил оттуда, иногда хныкал и подвывал. Говорил, что устал и ждал, пока я сдамся и скажу: «Время закончилось, выходи, читать сегодня больше не будем…» Короче, дело не двигалось. Гоша не мог даже запомнить, о чем читал.
Я понимала, что так происходит из-за внутреннего торможения и некоторых особенностей его организма, не готового к началу учебы. Несколько раз меня охватывало отчаяние и опускались руки. Я даже хотела предложить не отдавать парня в школу, повременить. Но дедушка Миша и слушать не хотел. Поэтому мы с Гошей трудились под его строгим руководством и всё время чувствовали стыд за свою нерадивость.
СИЛА СВЯТОЙ ВОДЫ
Однажды, насмотревшись в очередной раз на Гошины выкрутасы, дедушка придумал ПРИБАВЛЯТЬ на чтение столько времени, сколько внук просидел в туалете. Время чтения было увеличено до двадцати минут. Это Гошу потрясло.
Мальчик думал некоторое время и, когда подошел момент встречи с "любимым делом", схватился за живот:
- О-о-ой! Что-то живот заболел! Так си-и-и-ильно…
Гоша стонал и показывал куда-то, повыше пупка.
- Надо же, что это он вдруг заболел? Ну, полежи. На аппендикс вроде не похоже. Он пониже находится. Когда пройдет, мы продолжим, - сказала я, выразительно посмотрев на мужа.
- Оооо! Нет, не проходит, сильнее заболел! – из Гошиных круглых, шоколадно-вишнёвых глаз скатились две «крокодильих» слёзы.
- Миша, я волнуюсь. У ребенка живот болит, причем очень сильно. Он плачет, посмотри. Я сейчас вызову скорую. Пусть приедут и сделают укол. Или может, придётся ехать в больницу...
- Куда укол, в живот? Не надо укол! Сейчас полежу… может само пройдет! - испуганно запротестовал Гошик.
- Надо, Гошенька. Само не пройдет. Придется потерпеть, дорогой. Ты так мучаешься…мне ведь жалко тебя! И потом, вдруг снова заболит? Еще сильнее? Нет, милый, надо! Это может быть воспаление…
- Не наааа-до! Лучше таблеточку, - хныкая, настырно торговался Гоша.
Но я всё-таки позвонила и «вызвала» скорую. Пока ждали, парень у нас уже трясся от неизвестности. Было заметно, что у него мозг «воспалился» от перегрузки.
Тут я как бы случайно вспомнила, что для «облегчения» любой ситуации может помочь крещенская святая вода. При этом заметила, что вода может и не подействовать, ведь Гоша еще не крещеный. Мы хотели крестить его на следующей неделе, готовили его, читали детское Евангелие. Поэтому хитрец с радостью ухватился за мысль о святой воде, зарумянившись от восторга.
- Ну и что, что некрещеный! Она же СВЯТАЯ! Значит, подействует!!! - ухватился за спасительную «соломинку» Гоша.
Мы с мужем переглянулись, и я пошла наливать святую воду. Гоша выпил ее и со стоном лёг. Через минуту сказал:
- Кажется, подействовала. Прошел живот…
- Я очень рада! Тогда отменяем скорую? Сейчас отдохнешь, и закончим чтение. А когда почитаем, пойдем в зоопарк. Хорошо?
- Ну, хорошо.
Скорую "отменили и Гоша внятно, со спокойным достоинством дочитал положенные минуты, после чего мы пошли в зоопарк и ни в чем Гоше не отказывали, восторгаясь его сегодняшним чтением. С этого дня, получая заслуженные похвалы и бонусы в виде развлечений, он читал всё лучше, быстро продвигаясь вперед. Вскоре Гошу крестили в храме Ильи Пророка на Черкизовской, и я стала крестной матерью.
Мой неопределенный мирской статус: «жена дедушки, но не бабушка» сменился на чёткое, емкое и православное: "Крёстная".
Всё лето мы занимались. Гоша много рисовал, пел, читал. Выучил несколько стихотворений, выразительно читал наизусть «Лукоморье» Пушкина…. Он полюбил чтение . Открывал книгу даже без напоминания. Этим летом 2002 года у нас случилось множество поездок по России.
Бывало, наши попутчики в транспорте наблюдали, как Гоша шевелит губами, погруженный в книжку. Они хвалили его и восхищались: «Какой маленький мальчишечка, а сам читает! Надо же, а мы внука не можем заставить…Тебя не заставляют, мальчик?»
Гоша, довольный, отвечал: «Нет, меня никто не заставляет, я сам!»
За усердие Гоша получил в нашей семье почетное звание: «Великий Гох» или «Гох Читающий». Закрывая тему, хочу с радостью добавить: по технике чтения в конце лета Гоша вышел на рекорд!
Он частенько просил засекать время на скорость (любил соревноваться, когда что-то получалось хорошо), и даже обогнал знакомого третьеклассника, прочитав в три раза больше слов, чем тот, за минуту. Кстати, читать Гоша продолжает до сего дня и очень уважает это занятие.
(Продолжение следует…)
***
ГОША СОЧИНЯЕТ СТИХИ.
http://proza.ru/2020/08/05/2271
Свидетельство о публикации №220072601619
А книги Гиппенрейтер крайне полезны! У меня их несколько. И очень полезно для молодых родителей прочесть Глена Домана. Там и про обучение чтению, и про математику с физкультурой ....
На фото прелестнейший ребёнок)
Надежда Розенбаум 12.04.2021 15:29 Заявить о нарушении
Галина Пухова 12.04.2021 21:28 Заявить о нарушении