Что такое педагогика?

Чтобы не читать скучных лекций на эту тему, я написал роман в легкой, немного фантастической форме, где, повторяясь по нескольку раз, на большом количестве примеров, ответил на этот непростой вопрос. Но попытавшись приблизиться к публикации своего романа, мне с удивлением приходится признать, что читателям надо объяснять то, что написано. В книжке все покрыто вуалью сюжета и далеко не всем удается продраться сквозь ее дымку.

Итак преступим.

Определение: педагогика – это процесс воспитания и обучения. В 99% процентов случаев при упоминании слова педагогика подразумевают воздействие на детей, но по своему опыту, я уверен, что обучать и воспитывать надо и взрослых.

Образование – это процесс внесения в голову обучаемого каких-то знаний. Этим занимаются преподаватели-предметники. В их распоряжении классы, планы, учебники, методички и прочая сопутствующая механизация. С этим более-менее все понятно, потому что наша школа занимается только образованием… короче, все детально описано со всех сторон.

Воспитание – это процесс формирования ПРИВЫЧКИ правильного с точки зрения коллектива поведения. По этому вопросу тоже много чего написано, особенно в советское время, но 90% (по моим ощущениям) этих публикаций говорят о чем-то своем, а не о воспитании.

Воспитание и образование – это два самостоятельных процесса, которые имеют свои цели, свой инструментарий и свою инфраструктуру. Они плотно переплетены друг с другом, но полностью не сливаются. Существуют два подхода в попытках их соотнести: первый, доминирующий, официальный – «воспитываем, образовывая», второй, образование – одна из целей воспитания.

Первый подход ограничивает воспитание непосредственным ментальным и эмоциональным воздействием учителя-предметника на учеников. Второй подход подразумевает формирование мотивации в учебе и потребности в знаниях.

Кому интересно разобраться во внутренней кухне образовательного процесса, достаточно почитать работы В.Ф. Шаталова. Этот гений педагогики создал все: учебники по всем предметам, методики преподавания и принципы организации образовательного процесса. Его система работает в 60 странах мира, кроме России, понятное дело. «Нет пророка в собственном Отечестве». В.В. Путин вручил ему орден Дружбы народов, но школы для работы, о чем он просил, не дал. Но не будем грустном.

Дальше я буду говорить только о воспитании, поскольку с ним связаны практически все педагогические путаницы.

Воспитание осуществляется двумя методами. Первое – это прямое воздействие педагога (родителя) на воспитуемого. Сюда попадают всяческие беседы, наставления, нотации, выговоры, прямые наказания и все такое прочее. Сюда же относится и личный пример педагога, что особенно актуально в семейном воспитании. В нынешней школе этот метод единственный. Он очень неэффективен.

А.С. Макаренко писал: что первое, что сделает любой нормальный человек, когда поймет, что его воспитывают, встанет на дыбы.

Второй метод воспитания – метод параллельного педагогического воздействия. Его разработал и первым опробовал на практике А.С. Макаренко. Механика этого метода следующая: организуется некая реальная деятельность, которая с одной стороны должна стать значимой, важной для каждого члена коллектива, а с другой задавать логику коллективным усилиям и ценностям, а уже они, эти усилия и эти ценности, воспитывают. Для каждого члена коллектива создается объективная и важная для него среда оценок его «стоимости» в глазах окружающих близких людей.

Деятельность может быть самой разной: хозяйственной, как у А.С. Макаренко, образовательной, как у В.А. Сухомлинского и В.Ф. Шаталова, патриотической, как у А.А. Захаренко, научно-производственной, как в 1 трудовой колонии, про которую снят первый звуковой советский фильм «Путевка в жизнь» и ее посещал Нильс Бор.

Организатором воспитания вторым методом может быть ТОЛЬКО директор школы\предприятия\полка. Учителя-предметники не могут этим заниматься в связи с полным отсутствием НЕОБХОДИМЫХ возможностей. Более того, вся воспитательная кухня должна быть от них скрыта в голове директора, чтобы она не стала достоянием коллектива. Помните о вставании на дыбы. Но цели и приемы воспитания надо скрыть, положив их на виду всего коллектива, потому как они должны стать основой коллективных ценностей, надо постараться сделать их такими.

Чтобы деятельность, которой занимается коллектив, сделать значимой для каждого своего члена, совершенно необходимо создание и развитие РЕАЛЬНОГО самоуправления хозяйственной деятельностью. Для этого директор должен постепенно, по мере укрепления самоуправления и развития его эффективности, делегировать органам самоуправления свои функции и полномочия, до тех пор, пока не останется одно право «вето» любого решения.

Для организации процесса воспитания таким образом у директора должно быть достаточно свободы действий в хозяйственной, административной и учебной части. Такое возможно ТОЛЬКО в условиях децентрализации управления педагогическим процессом.

Поскольку наша система среднего образования предельно, невообразимо централизована, авторские школы в стране возникали очень редко (я почти все их перечислил, то есть достаточно пальцев на одной руке) и ОБЯЗАТЕЛЬНО в глухой глубинке. Видимо по этой причине все они возникли в сельских школах, причем в глухих селах на Украине. Чиновникам туда добираться было лень, я думаю.

Прежде, чем затронуть последний вопрос – о принципах управления Системой Среднего Образования (ССО), надо ответить на фундаментальный вопрос: педагогика – это наука или искусство? Вроде бы риторический вопрос, но от ответа на него зависит выбор одного из двух способов управления ССО: министерско-научного и творческо-общественного - то есть управлять ССО надо, как производствами или как театрами?

Основатель современной «научной педагогики» К.Д. Ушинский в предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии» писал: «…Но ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в этом строгом смысле, а только искусствами, имеющими своею целью не изучение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность - будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое также не зависит более от воли человека. Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идеал его творчества. Всякое искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства не наука; теория не излагает законов, существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке.»

Первый подход, его авторами являются А.В. Луначарский и Н.К. Крупская, подразумевает создание Академии педагогических наук, которая генерит научно-выверенные рекомендации, Министерства образования, которое эти рекомендации спускает вниз и контролирует их выполнение, а также исполнительных органов – школ, реализующих научно-выверенные рекомендации, которые спускаются из Министерства. Вот такой вот «Дом, который построил Джек» получается.

Второй подход подразумевает создание эффективной системы фиксации и распространения передового опыта педагогов до всех директоров школ. И кроме всего прочего требуется создать систему общественного назначения директоров, которая должна совмещать ужа с ежом – ответственность директора за результаты и достаточную свободу в принятии решений.

Мне ближе второй подход, и его я описал в своей книжке, пытаясь ответить на вопрос: «А как наша школа должна выглядеть и как ее построить?»

На этом думаю закончить свое эссе. Конспективно я изложил все принципы и походы педагогики, а для того, чтобы поглубже погрузиться в технику этого процесса, читайте мой роман «Второгодник» - http://proza.ru/2020/07/16/1415


Рецензии
Я думаю, важно создать такую среду, где бы раскрывались врожденные таланты детей. Не навязывать метод, а наблюдать, как он сам ищет свой способ выражения. Так раскрывается талант в полную меру.

Вазалия Валенсия   02.05.2021 08:07     Заявить о нарушении
Мне думается, что не надо раскрывать таланты!!! Нужно организовать жизнь богатую, насыщенную, интересную и важную для каждого человека, будь то ребенок или взрослый. А таланты сами проявятся, раскроются и окрепнут — этого не может не произойти при таком подходе.

Олег Литвишко   02.05.2021 17:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.