Переосмысление человека

Человек - довольно сложное существо, это для меня уже твердо установленный факт. И чем дальше изучаешь себя, тем больше загадок появляется. И я удивляюсь, когда человек характеризуется какими-то анкетами, «характеристиками», описаниями со слов других как такой-то или не такой-то. Раньше я как само собой понятное для всех верил в то, что есть холерики или меланхолики, пессимисты и оптимисты, экстраверты и интроверты, вспыльчивые и уравновешенные. Но когда стал копать глубже и вникать в сущность человеческой натуры , то с удивлением обнаружил крайнюю ограниченность и поверхностность всех этих характеристик, всей этой систематики, претендующей даже на научность. При всем уважении к психологии, все-таки хочу сказать необходимость углубленного взгляда на человека, а не объяснение всех его поступков сугубо какими-то бессознательными желаниями, инстинктивными побуждениями, влечениями и прочим. Я не думаю, что человек как животные тупо реагирует на внешнюю среду и детерминирован ею. Бихевиоризм и фрейдизм должны уступить место экзистенциальному взгляду на человеческую природу, ее спонтанность и непредсказуемость. Не спорю, что среда играет роль на начальных этапах формирования личности. Но большая часть нашей жизни состоит из постоянного выбора, поступков и их переосмысления, набирания опыта путем проб и ошибок, переоценки ценностей и внутренних изменений в чертах характера, привычках, взгляде на мир. Человек может совершать поступки, которые вообще никак не состыкуются с его взглядами и внешне провозглашаемыми им принципами. Мы можем на практике кардинально расходиться с тем, что утверждаем для себя в теории. Создавая себе некий идеальный образ, мы всячески хотим ему соответствовать, но на практике разочаровываемся как в себе, так и в людях, которые не соответствуют нашим представлениям о них. Или, например, мы мним себя такими беспорочными и правильными, но в этой мнительности зачастую скрывается наше лицемерие, гордыня и высокомерное отношение к другим людям. То есть, в казалось бы, благородном стремлении стать лучше  и совершеннее, может таиться не искренняя работа над собой и своими слабостями, а как раз желание превосходства над другими людьми. Мы  при малейшей возможности , пускай даже и не вслух, но мысленно осуждаем других за их ошибки, трусость, лень, эгоцентризм, безволие. Но при этом как-то забываем про то, что сами пусть и в прошлом, но также совершали ошибки, оступались и вставали, сами обижали других или были кем-то несправедливо задеты, затем затаив злобу на кого-то. Но все эти люди в нашей жизни были как бы некими учителями, также как и мы могли быть ими для кого-то. То есть, люди сходятся и расходятся, но жизнь продолжается, а вы по-прежнему остаетесь наедине с собой. Таким образом, человек на путях жизни как некий игрок, которые набирается опыта и учится спокойно принимать как выигрыш, так и проигрыш. И чем человек мудрее, тем он безразличнее как к успеху, так и к падению. Поверхностный и неосознанный человек определяет свое «Я» категориями социальных стереотипов, понятиями удачника или неудачника, социального статуса, уровня достатка. В случае же крушения всех мнимых приобретений материально мыслящий человек ввергается в апатию, депрессию, озлобленное состояние на окружающий мир. Осознанный же давно все понял и не видит смысла всерьез воспринимать социальные игры, поэтому и не ставит свою жизнь в зависимость от одобрения окружающих, карьерного роста, материальных благ. И уж точно мудрый человек не станет бежать как «белка в колесе» за каким-то «счастьем». В современном мире «счастье» суть просто иллюзия и выгодный товар, ради которого люди готовы истратить все свои молодые силы, время  и свое здоровье.

Итак, человек впал в заблуждение, поддавшись социальному гипнозу и самообману. Мы стали видеть себя либо такими, какими хотим себя видеть несмотря на очевидное несоответствие, либо же судим о себе по мнению окружающих нас людях. Социальное заблуждение заключается в суждении о себе по тому, что скажут о нас люди, от которых мы ждем похвалы или порицания, одобрения или осуждения. А самообман является всего лишь нашим представлением о себе как об идеальном человеке, либо же стремящимся к идеальному и вот-вот скоро  уже ставшим таковым в будущем. Наша гордыня и наш эгоцентризм мешает нам видеть реальность в более объективном виде, мы проецируем на мир и других людей свои представления о них, уже заранее судим, как они должны поступать и чего не должны делать. И в то же время наше желание осуждать других вскрывает наше самомнение, высокомерие и отсутствие самокритичности в отношении себя. Как ни парадоксально звучит, но эгоцентрическое мировоззрение вредит самому же эгоцентрику, так как тот постоянно будет разочаровываться во всем, искать виноватых, злится на других без особой на то причины, обижаться. Такой незрелый человек будет  строить из себя либо невинную жертву жестокого несовершенного мира, либо гордого одинокого «мудреца-неудачника», который на всех ворчит и судит других как высший судья. Второе весьма характерно для авторитарного склада личности, желающего переделать людей и мир по своему представлению об «идеальном обществе». К сожалению, история нас ничему не учит и люди зачастую снова повторяют ошибки своих предков, наступая на одни и те же грабли. Мы просто не понимаем самих себя и не знаем кто мы есть, но зато с охотой раздаем всем советы и судим за ошибки. Стоит нам как-то пробиться в чем-то и успешно что-то сделать, то под опьяняющим нас тщеславием от похвал других мы совершенно теряем связь с реальностью, начинаем зазнаваться, строить из себя идеальных наставников. Особенно это характерно для современных представителей богемы, блоггеров и прочих «поп-звезд». Даже наука стала вроде бы и массовой, но на самом деле примитивно подогнанной под обыденность и переданной в руки ловких интеллектуалов информационной медиа-среды, которые неплохо зарабатывают на донесении каких-то фактов, которые и так каждый может узнать самостоятельно. Люди разучились искать истину своими усилиями,  несмотря на наш  век доступной информации, передав все в руки новых креативщиков и толкователей, лишь бы не напрягаться своим умом. Дело в том, что мы совершенно обленились и хотим пользоваться всеми плодами технического прогресса как само собой разумеющимся. При этом мы гордимся своими достижениями и просвещенным временем, с ухмылкой оглядываясь на невежество и предрассудки прошлых эпох. При этом мы как-то упускаем из виду, что все наши достижения как бы и не совсем наши, а суть плоды общих усилий человеческих поколений от самой древности до настоящего времени. Представьте, если бы узнали  Аристотель, Галилей, Декарт, Кант, Ньютон, Вольтер, Тесла или наш Циолковский о том, как мы с пренебрежением относимся к прошлому и гордимся наукой как чем-то нашим достоянием. Я думаю они бы очень огорчились, увидев нашу надменную гордость и превозношением 21 века как чего-то идеального, забывая о трудах людей прошлых эпох, также мечтающих о более справедливом и благополучном мире. К чему я все это? К тому, что пора задуматься над тем, куда мы стремимся и отдавать должную благодарность тем, благодаря которым мы имеем эти самые блага научно-технического прогресса.

Мы прояснили, что зачастую человек не есть какое-то рационально организованное существо. Так как рационалист вряд ли будет спешить кого-то осуждать, не присмотревшись к себе. Также рациональность не всегда есть показатель мудрости, так как в некоторых случаях полезно руководствоваться интуицией, внутренним чувством. Да и созерцание прекрасного, медитации, спонтанность в радостных моментах – все это с трудом можно назвать рациональными категориями. Еще я хочу сказать, что нельзя вешать ярлыки, клише и штампы, а также применять какую-то систематику на человеческую личность. Различные теории личностных типов, соционика, психософия и прочие новомодные направления – все это никак не может дать нам целостную картину душевной жизни человека. Даже психоанализ зачастую имеет дело с внешне проявленными переживаниями, которые могут вскрывать совсем другие, более глубинные надломы в душе или экзистенциальный кризис в жизни человека. Чтобы лучше понимать себя и других, мы должны прежде всего осознать и принять как факт конечность нашей жизни, ее скоротечность и хрупкость. Смерть играет важную роль в этом смысле, заставляя нас помнить о ней как нечто неизбежном, к чему мы неуклонно приближаемся день за днем. Философия не должна так сильно уходить в абстракции и идеалистические представления, впадать в утопические мечтания и проектирование далекого будущего. Жизнь сама есть подсказка, дающая направление нашим духовным поискам. И все, что с нами случается и будет случаться – не что иное, как необходимый жизненный опыт, из которого мы уже сами делаем свои выводы для себя. Путь у каждого свой и глупо думать, что у кого-то он легче, а у кого-то тяжелее. Мы поддаемся завистливому чувству, что у других все не так и в целом лучше. Но в разные периоды жизни мы можем по-разному смотреть на мир и даже на самих себя, так как меняется наша сущность под воздействием жизненного опыта. Бытие в чем-то определяет сознание, когда мы говорим о влиянии нашего опыта на нас самих. Но также и сознание влияет на наше бытие, когда мы учимся подниматься над обстоятельствами и медитативно созерцать происходящее, не впадая в гнев или обиды. Хотя речь тут и идет о нашем внутреннем субъективном бытии, а не окружающем мире, но все-таки это имеет место быть. Однако, если бы все стали так практиковаться в осознанности, то и мир в целом бы изменился. И опять же я возвращаюсь к посылу, что если хочешь изменить мир, то начни вначале с себя. Подводя  итоги  своего переосмысления человеческой натуры, мне хотелось бы заявить о необходимости в общей философии жизни, которая не строит абстрактных теорий, а опирается на жизненный опыт человека и человечества в целом. Для личности это должна быть экзистенциальная философия, с ее пониманием человека как незавершенный проект, как потенциально возможное вечное совершенствование, прерываемое лишь смертью. А обществу нужны этические ориентиры, гуманистические ценности, идеи солидаризма и коммунитаризма, отказ от конкуренции и борьбы всех против всех за место под солнцем. Крайний индивидуализм зачастую вредит как личности, так и обществу, также как и стадный коллективизм. Возврат к советскому уже невозможен, так как это пройденный этап. Но современные коммунисты и адекватные разумные либералы должны договариваться, выстраивать общие точки кооперации. Социал-дарвинистские, фашистские или религиозно-фундаменталистские воззрения должны быть отброшены, дав дорогу конструктивным гуманистическим идеям социализма, классического либерализма, христианского демократизма, суфизма , дзен-буддизма. Истина где-то посередине, в гармонии личного и общественного, чтобы творческое и этическое в личности поощрялось обществом. Познавая человека как сложное и всегда незавершенное, постоянно изменяющееся духовно-телесное существо, мы способны изменить себя и мир. Споры материалистов и идеалистов бессмысленны, также как  споры детерминистов и сторонников абсолютной свободы воли. И довольно абсурдны споры атеистов и верующих, также не приводящих ни к какому конструктивному выходу. Нужно добиваться не победы над кем-то в целях потешить свое самомнение и гордыню, а стремится докопаться до истины. Если же мы будем все время спорить и пытаться кому-то что-то доказывать, то упустим время на самое главное и жизнь пролетит безвозвратно.

С наилучшими пожеланиями, ваш Автор!


Рецензии
Добрый день! Очень обширную Вы тему затронули. В какую сторону пойдет развитие человечество - вопрос очень сложный, тем более нет аналогов в истории современному интернету и всему, что из этого вытекает. Человек стал реально гражданином мира, пусть и виртуального. Будем надеяться, что это приведет к расцвету в итоге, а не деградации. С уважением, Марина.

Марина Ермолова-Буйленко   01.11.2020 14:40     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Марина! Спасибо за отзыв:)! Да, тема актуальна, жаль люди не особо задумываются над глобальными вопросами и о возможном будущем.

Владимир Савельев 1   01.11.2020 18:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.