Переосмысление человека
Итак, человек впал в заблуждение, поддавшись социальному гипнозу и самообману. Мы стали видеть себя либо такими, какими хотим себя видеть несмотря на очевидное несоответствие, либо же судим о себе по мнению окружающих нас людях. Социальное заблуждение заключается в суждении о себе по тому, что скажут о нас люди, от которых мы ждем похвалы или порицания, одобрения или осуждения. А самообман является всего лишь нашим представлением о себе как об идеальном человеке, либо же стремящимся к идеальному и вот-вот скоро уже ставшим таковым в будущем. Наша гордыня и наш эгоцентризм мешает нам видеть реальность в более объективном виде, мы проецируем на мир и других людей свои представления о них, уже заранее судим, как они должны поступать и чего не должны делать. И в то же время наше желание осуждать других вскрывает наше самомнение, высокомерие и отсутствие самокритичности в отношении себя. Как ни парадоксально звучит, но эгоцентрическое мировоззрение вредит самому же эгоцентрику, так как тот постоянно будет разочаровываться во всем, искать виноватых, злится на других без особой на то причины, обижаться. Такой незрелый человек будет строить из себя либо невинную жертву жестокого несовершенного мира, либо гордого одинокого «мудреца-неудачника», который на всех ворчит и судит других как высший судья. Второе весьма характерно для авторитарного склада личности, желающего переделать людей и мир по своему представлению об «идеальном обществе». К сожалению, история нас ничему не учит и люди зачастую снова повторяют ошибки своих предков, наступая на одни и те же грабли. Мы просто не понимаем самих себя и не знаем кто мы есть, но зато с охотой раздаем всем советы и судим за ошибки. Стоит нам как-то пробиться в чем-то и успешно что-то сделать, то под опьяняющим нас тщеславием от похвал других мы совершенно теряем связь с реальностью, начинаем зазнаваться, строить из себя идеальных наставников. Особенно это характерно для современных представителей богемы, блоггеров и прочих «поп-звезд». Даже наука стала вроде бы и массовой, но на самом деле примитивно подогнанной под обыденность и переданной в руки ловких интеллектуалов информационной медиа-среды, которые неплохо зарабатывают на донесении каких-то фактов, которые и так каждый может узнать самостоятельно. Люди разучились искать истину своими усилиями, несмотря на наш век доступной информации, передав все в руки новых креативщиков и толкователей, лишь бы не напрягаться своим умом. Дело в том, что мы совершенно обленились и хотим пользоваться всеми плодами технического прогресса как само собой разумеющимся. При этом мы гордимся своими достижениями и просвещенным временем, с ухмылкой оглядываясь на невежество и предрассудки прошлых эпох. При этом мы как-то упускаем из виду, что все наши достижения как бы и не совсем наши, а суть плоды общих усилий человеческих поколений от самой древности до настоящего времени. Представьте, если бы узнали Аристотель, Галилей, Декарт, Кант, Ньютон, Вольтер, Тесла или наш Циолковский о том, как мы с пренебрежением относимся к прошлому и гордимся наукой как чем-то нашим достоянием. Я думаю они бы очень огорчились, увидев нашу надменную гордость и превозношением 21 века как чего-то идеального, забывая о трудах людей прошлых эпох, также мечтающих о более справедливом и благополучном мире. К чему я все это? К тому, что пора задуматься над тем, куда мы стремимся и отдавать должную благодарность тем, благодаря которым мы имеем эти самые блага научно-технического прогресса.
Мы прояснили, что зачастую человек не есть какое-то рационально организованное существо. Так как рационалист вряд ли будет спешить кого-то осуждать, не присмотревшись к себе. Также рациональность не всегда есть показатель мудрости, так как в некоторых случаях полезно руководствоваться интуицией, внутренним чувством. Да и созерцание прекрасного, медитации, спонтанность в радостных моментах – все это с трудом можно назвать рациональными категориями. Еще я хочу сказать, что нельзя вешать ярлыки, клише и штампы, а также применять какую-то систематику на человеческую личность. Различные теории личностных типов, соционика, психософия и прочие новомодные направления – все это никак не может дать нам целостную картину душевной жизни человека. Даже психоанализ зачастую имеет дело с внешне проявленными переживаниями, которые могут вскрывать совсем другие, более глубинные надломы в душе или экзистенциальный кризис в жизни человека. Чтобы лучше понимать себя и других, мы должны прежде всего осознать и принять как факт конечность нашей жизни, ее скоротечность и хрупкость. Смерть играет важную роль в этом смысле, заставляя нас помнить о ней как нечто неизбежном, к чему мы неуклонно приближаемся день за днем. Философия не должна так сильно уходить в абстракции и идеалистические представления, впадать в утопические мечтания и проектирование далекого будущего. Жизнь сама есть подсказка, дающая направление нашим духовным поискам. И все, что с нами случается и будет случаться – не что иное, как необходимый жизненный опыт, из которого мы уже сами делаем свои выводы для себя. Путь у каждого свой и глупо думать, что у кого-то он легче, а у кого-то тяжелее. Мы поддаемся завистливому чувству, что у других все не так и в целом лучше. Но в разные периоды жизни мы можем по-разному смотреть на мир и даже на самих себя, так как меняется наша сущность под воздействием жизненного опыта. Бытие в чем-то определяет сознание, когда мы говорим о влиянии нашего опыта на нас самих. Но также и сознание влияет на наше бытие, когда мы учимся подниматься над обстоятельствами и медитативно созерцать происходящее, не впадая в гнев или обиды. Хотя речь тут и идет о нашем внутреннем субъективном бытии, а не окружающем мире, но все-таки это имеет место быть. Однако, если бы все стали так практиковаться в осознанности, то и мир в целом бы изменился. И опять же я возвращаюсь к посылу, что если хочешь изменить мир, то начни вначале с себя. Подводя итоги своего переосмысления человеческой натуры, мне хотелось бы заявить о необходимости в общей философии жизни, которая не строит абстрактных теорий, а опирается на жизненный опыт человека и человечества в целом. Для личности это должна быть экзистенциальная философия, с ее пониманием человека как незавершенный проект, как потенциально возможное вечное совершенствование, прерываемое лишь смертью. А обществу нужны этические ориентиры, гуманистические ценности, идеи солидаризма и коммунитаризма, отказ от конкуренции и борьбы всех против всех за место под солнцем. Крайний индивидуализм зачастую вредит как личности, так и обществу, также как и стадный коллективизм. Возврат к советскому уже невозможен, так как это пройденный этап. Но современные коммунисты и адекватные разумные либералы должны договариваться, выстраивать общие точки кооперации. Социал-дарвинистские, фашистские или религиозно-фундаменталистские воззрения должны быть отброшены, дав дорогу конструктивным гуманистическим идеям социализма, классического либерализма, христианского демократизма, суфизма , дзен-буддизма. Истина где-то посередине, в гармонии личного и общественного, чтобы творческое и этическое в личности поощрялось обществом. Познавая человека как сложное и всегда незавершенное, постоянно изменяющееся духовно-телесное существо, мы способны изменить себя и мир. Споры материалистов и идеалистов бессмысленны, также как споры детерминистов и сторонников абсолютной свободы воли. И довольно абсурдны споры атеистов и верующих, также не приводящих ни к какому конструктивному выходу. Нужно добиваться не победы над кем-то в целях потешить свое самомнение и гордыню, а стремится докопаться до истины. Если же мы будем все время спорить и пытаться кому-то что-то доказывать, то упустим время на самое главное и жизнь пролетит безвозвратно.
С наилучшими пожеланиями, ваш Автор!
Свидетельство о публикации №220072700119
Марина Ермолова-Буйленко 01.11.2020 14:40 Заявить о нарушении
Владимир Савельев 1 01.11.2020 18:25 Заявить о нарушении