Рецензия на фильм Бэтмен 1989г
Сегодня мы поговорим об одном из самых известных героев комиксов – Бэтмене -ровестнике Второй мировой войны! Культовый герой комиксов, борец с преступностью долгое время оставался на страницах журналов, пока в 1960 годах не был снят телевизионный сериал о нем и его приключениях.
Несмотря на успех, многие читатели ждали более глубокой работы, а точнее, полноценного фильма о похождениях любимого героя. И вот, в конце 80-х годов прошлого века, компания "Ворнер Бразерс" решалась на страшное – осуществить мечту многомиллионной аудитории и представить киноленту о супергерое. Время было подобрано идеально: тогда же была запущена большая работа по обновлению серии комиксов и прочтению образа героя.
Режиссером фильма выступил Тим Бертон - человек, про которого существует фраза «у него свои тараканы в голове». Но, может, эти «чудесные тараканы» нам и подарили ту кинокартину, которую так долго ждали преданные фанаты серии комиксов о герое.
Итак, начнем.
Готэм-Сити - место, где порок чувствует себя более чем уверенно и даже вольготно. Гигантский вымышленный мегаполис предстает перед нами не как «рай на земле», а как этакая земля Нод, где обитают падшие души. Темные подворотни, грязные улицы, нехватка освещения, скученность населения и застройки в стиле пугающей готики, падение нравов, чудовищная экологическая ситуация (это когда завод Эксис Кемикалс в черте города!), гигантские фабрики с высоченными трубами, что застилают солнце...все это настолько вопиюще, что так и хочется спросить: что критикует Бертон, не саму ли американскую реальность? Де-факто городом правят мафиозные кланы, которые с помощью коррупции, шантажа и запугивания безнаказанно совершают преступления.
Одной из значительных заслуг Бертона, на мой взгляд, является то, что ему удалось создать мощный сильный образ страшного города, который сам является источником зла.
Прекрасным фоном для картины служит саундтрек, написанный тогда еще молодым композитором Дэнни Эльфманом. Бертон пошел на риск, заключив соглашение с начинающим, но талантливым музыкантом, и не прогадал. После «Бэтмена» карьера Эльфана, как говорится, «взлетела».
Следует отметить прекрасную работу костюмеров и дизайнеров. Так, в городе удивительным образом сочетаются стили и моды 40-50х годов, а также современная на тот момент американская мода. Фетровые шляпы и костюмы-тройки гангстеров и журналистов, куртки-косухи и высокие прически тут и там мелькают в кадре. Особый шик – форма полицейских Готэма! Кожаные куртки, высокие сапоги и перчатки - будто под стать мрачным и ветреным ночам города.
Бертон с блеском решил важную задачу: он совместил мир комикса и реальный мир, тонко сплев их, он добился прекрасного визуального эффекта. Ощущение этой раздвоенности прекрасно и не отпускает ни на секунду.
По стилистике некоторые сцены очень близки к нуару. Например, сцена, где встретились лейтенант Экхарт-коррумпированный представитель полиции и Джек Напьер - «правая рука» мафиозного владыки Карла Гриссома, перестрелка на заводе химикатов.
В фильме много серо-темного тона, что также приближает Готэм к страшной средневековой сказке. Именно на средневекового рыцаря и похож Бэтмен актера Майкла Китона.
Мне кажется, его Бэтмен - это не просто супермачо с гигантскими мускулами, который сражает врагов одним ударом, а женщин одним взглядом. Нет! Это в первую очередь, человек остро чувствующий зло и принявший важное решение для себя – служение обществу. Бэтмен Китона романтичен, как и подобает быть рыцарю по правилам куртуазности, и даже застенчив, скромен, прост в обиходе и быту. Он привлекателен не только как герой в броне и маске, но и как представитель настоящей элиты общества, который думает не только о личном обогащении, но и об общественном благе.
Для Китона это был важный момент в карьере, ведь до этого он чаще пробовал себя в комедийном амплуа. Очередной риск Бертона обернулся блестящим решением. После Бэтмена репертуар ролей Китона значительно пополнился участием в более серьезных проектах.
Разумеется, по закону жанра главному положительному герою нужен и главный отрицательный. Из всей плеяды суперзлодеев, терроризировавших Готэм, выбор пал на «клоуна-принца преступного мира». Его появление напрямую связано с Бэтменом (как тут не вспомнить вечного булгаковского: «Чем было бы твое добро, не будь зла?»). Когда-то в прошлом он был успешным гангстером, метил на место своего патрона, однако во время очередного «дела» угодил в чан с химикатами, а далее…. Стал тем, кого мы и знаем под этим псевдонимом.
Джек Николсон, уже будучи серьезным актером, успешно справился с новой оригинальной задачей. Джокер Николсона, на мой взгляд, получился самым театральным, самым мрачно-веселым. Для него поза, внешний эффект, не менее важны, чем само действие. Его стихия - разрушение и хаос. Он - адепт «новой авангардистской доктрины», во имя которой изуродовал свою любовницу. Джокер - специфичный творец, для него насилие - акт искусства, и не важно, что вместо полотна или камня живой человек. Его шутки по-настоящему, убийственны и не несут ничего хорошего. Харизматичный, жестокий, он держит в страхе весь город, раз за разом, ярко демонстрируя горожанам «кто в доме хозяин». Так, например, он с легкостью захватывает эфир и мановением руки убирает мэра с экранов. Такой вот Джокер Николсона: архитектор страха, художник боли, скульптор разрушений, танцор смерти. Его банда - шайка фриков с бумбоксом наперевес - готова делать что угодно: будь то травить людей газом или приобщаться к искусству под песню «Принца».
Одной из самых сильных сцен фильма является празднование 200-летия города. В центре действа - безумный паяц-террорист, настоящий фигляр и шут, который только вчера травил этих горожан ядом, а теперь веселит народ! И как веселит! Приспешники бросают в толпу из мусорных мешков (неужто деньги это мусор?) деньги и публика хватает, веселится, и она любит его! Любит своего мучителя и убийцу! О, как переменчива фортуна народной любви! Еще вчера они проклинали его за смерти близких и страх, что он вселил им, а теперь счастливые и смеющиеся они хватают грязные деньги под музыку и безумные танцы этого маньяка. Так и приходят к власти безумцы и фанатики. Джокер-гений! Гений, не меньше! Он был бы замечательным политиком (неудивительно, но деньги он бросал напротив здания мэрии) или шоуменом, но выбрал террор и насилие как форму искусства. Его цель - схватка с Бэтменом, и он явственно дает ему понять, что они оба есть порождение одного горнила. И имя этому горнилу – личная трагедия и желание во что бы то ни стало изменить ход событий.
Конфликт Бэтмена и Джокера, на мой взгляд - это классический вечный конфликт добра и зла. Этакая битва в системе культуры между Аполлоном и Дионисом. Ведь если взглянуть на их конфликт с этой точки зрения, то становится ясно, что Джокер - адепт хаоса и безумия - схож с Дионисом и его вакханалиями, а Бэтмен - это созидатель и хранитель порядка, схожий с Аполлоном, дарующим свет и день людям. Их конфликт разрешается в церкви, что не только показывает степень напряжения конфликта (борьба не столько земных сил, но и высших уровней), но и сближает с готической тематикой.
Итак, фильм Тима Бертона «Бэтмен» безусловно считается одним из самых лучших киновоплощений историй о супергерое. Блестящий актерский состав, замечательный колорит Готэма, тонкая связь между миром комиксов и реальностью – все это стало наградой для фанатов и кинолюбителей.
Смотрите кино! Делайте выводы! Всем здоровья!
Свидетельство о публикации №220072701651