О сахарном диабете с высоты птичьего полёта. Ч. I

Человек, которому хочется выглядеть квалифицированным диетологом, не может себя ограничить тривиальным заявлением о том, что тот или иной продукт питания очень полезен. Это будет похоже на разговор двух бабок на садовой скамейке. Диетолог стремится рассказать читателю, почему именно он будет полезен. Хотя даже современные бабки не ограничиваются такими скупыми ультимативными заявлениями. Они, будучи, как правило, "на ты" с интернетом, оперируют вполне научными терминами, подчерпнутыми из продуктов научно-популярной деятельности невероятно расплодившихся специалистов в области диетологии.

Почти любая современная бабка знает, что в рисе полно витаминов. Вот, например, наводка простолюдинов на необходисть поедания риса, рассказанная записными диетологами: "Среди основных минералов и компонентов, которые находятся в его (риса) составе, можно выделить... кальций...рибофлавин, тиамин..." Читатели монументальных трудов псевдодиетологов понятия не имеют о том, что для того, чтобы получить дневную дозу рибофлавина (витамина В2), равную тому, что содержится в одной капсуле за несколько центов широко распространённого поливитамина В100, нужно съесть 250кг риса, для дневной дозы тиамина (В1) - 125кг, ниацина (В3) - 3кг, пиридоксина (В6) - 50кг, фолиевой кислоты (В9) - 3.5 кг, а кальция слишком много везде, от него нужно скорее избавляться. Но как раз в рисе его невероятно мало. Чтобы получить дневную дозу кальция в один грамм, нужно съесть 125кг риса. На тему гомерической безграмотности широко расплодившихся диетологов я писал ранее: http://proza.ru/2017/08/14/1907, http://proza.ru/2020/05/25/539, http://proza.ru/2020/07/16/1508.

Витамины для нас производят микробы толстой кишки. Это - наши домашние живые существа, можно сказать домашние животные, которых нужно знать, как кормить для того, чтобы они нас "квалифицированно" снабжали витаминами, без которых люди не жильцы на белом свете. Без витаминов не работает подавляющая часть клеточных ферментов, благодаря действию которых мы живём. Но, как правило, каждый человек сталкивается с небольшими на первых порах патологиями в содержании витаминов, которые могут со временем расширяться и приводить к тяжелым заболеваниям. По этой причине приём витаминов служит профилактике заболеваний, что очень не нравится лечебной медицине, у которых профилактика отнимает больных, т.е. заработок.

Так вот, я начал с того, что каждому из диетологов, сильно расплодившихся на базе интернета с его неограниченным объёмом индивидуальных СМИ, очень хочется сказать что-то очень умное, не имея, как правило, фундаментальных знаний в области медицинской биохимии и эволюционной биологии. На самом же деле все удивительно полезные свойства риса, описанные в статье "Что произойдёт с организмом, если каждый день есть рис" представляюсь собой такую же гомерическая чушь, как и первый из восьми пречисленных пунктов, рассказывающих о том, как много витаминов и кальция в рисе. Главное в рисе - это содержание в нём 78% крахмала, в то время как, например, в картофеле его 25-30%. Почти в каждом из продуктов питания есть что-то главное. Сформулировать это главное без фундаментальных знаний в области биохимии пищеварения очень сложно. В рисе же главное - 78%-ное содержание растительного полимера глюкозы - крахмала.

В процессе пищеварения крахмал риса превращается в моносахара, которые в печени в свою очередь превращаются в животный полимер глюкозы - гликоген. Гликоген откладывается в печени и мышцах и извлекается с помощью гормона глюкогона поджелудочной железы. Если говорить научным языком, простому читателю это будет не очень понятно. Например: "Механизм действия глюкагона обусловлен его связыванием со специфическими глюкагоновыми рецепторами клеток печени. Это приводит к повышению опосредованной G-белком активности аденилатциклазы и увеличению образования цАМФ. Результатом является усиление катаболизма депонированного в печени гликогена (гликогенолиза). Глюкагон для гепатоцитов (клеток печени) служит внешним сигналом о необходимости выделения в кровь глюкозы за счёт распада гликогена или синтеза глюкозы из других веществ - глюконеогенеза". Для нормальных людей, не получивших специального образования, злоупотребление научной терминологией вредно. Поэтому я постараюсь объясить по-простому, чем в отличие от сладкой водички полезен рис, которым питается вся Азия и не только. В наше время в мире производится более полумиллиарда тонн риса, что соответствует в настоящее время среднему потреблению риса на одного человека в день, равному 180 граммам.

Когда человек пьёт сладкую водичку, ест пригорошнями конфеты и кладёт пять ложек сахара в стакан чая, то сахар быстро попадает в кровь из желудка и тонкой кишки. Сахар (сахароза) состоит из димера глюкозы и изомера глюкозы - фруктозы, который превращается в глюкозу. Глюкоза и её изомеры прямиком попадают в плазму крови. Плазма крови представляет собой жидкую часть крови, в которой взвешены форменные элементы - эритроциты и тромбоциты. Процентное содержание плазмы в крови составляет 50-60 %. В другой род биологической жидкости - лимфу - глюкоза не попадает. В лимфе нет эритроцитов, но много лимфоцитов. Функция лимфы заключается в возвращении белков, воды, солей, токсинов и различных метаболитов из тканей в кровь для последующей их утилизации. В организме человека постоянно осуществляется процесс апоптоза - регулируемого процесса программируемой клеточной гибели, в результате которого клетка распадается на отдельные компоненты, минуя стадию воспалительной реакции. Часть этих компонентов утилизируется, а часть выводится из организма. В организме среднестатистического взрослого человека в результате апоптоза погибает ежедневно порядка 50-70 миллиардов клеток. Большая часть продуктов апоптоза клеток поступает в кровь через лимфу.

Среди компонентов разложения живых клеток находятся ощутимые количества биологических катализаторов - ферментов, которые имеют различное происхождение. 1) Секреторные ферменты синтезируются в печени, эндотелии кишечника, сосудов и поступают в кровь, где выполняют свои функции. Например, ферменты свертывающей и противосвертывающей системы крови. 2) Тканевые ферменты клеток органов и тканей попадают в кровь при увеличении проницаемости клеточных стенок или при гибели клеток тканей в результате апоптоза. В норме их содержание в крови очень низкое. Некоторые тканевые ферменты имеют диагностическое значение, т.к. по ним можно определить пораженный орган или ткань, поэтому их еще называют индикаторными. Например, креатинкиназа, кислая и щелочная фосфатаза и т.д. 3) Экскреторные ферменты, синтезируемые железами ЖКТ (печень, поджелудочная железа, слюнные железы) в просвет ЖК тракта и участвующие в пищеварении. В крови эти ферменты появляются при повреждении соответствующих желез. Например, при воспалении слюнных желез появляется амилаза.

При потреблении простых углеводов, превращающихся в глюкозу, они практически сразу же попадают в плазму крови. Совершенно иная ситуация возникает при потреблении крахмала. Молекула крахмала – очень крупный полимер, образованный множеством молекул глюкозы. В сыром виде крахмал заключен в гранулы, которые должны быть разрушены, чтобы он смог превратиться в глюкозу. Обработка и приготовление пищи приводят к разрушению части крахмальных гранул. Попав в рот, пища в ходе пережевывания смешивается с имеющей щелочную реакцию слюной, которая и начинает процесс пищеварения; слюна обеспечивает тесный контакт пищевых частиц с содержащимся в ней ферментом птиалином, растворяет некоторые легко растворимые вещества, размягчает более плотные частицы и покрывает пищевой комок слизью, облегчающей глотание. Действием птиалина (слюнной амилазы) на крахмал, прошедший тепловую обработку, или на декстрин начинается химическая стадия пищеварения (декстрин представляет собой низкомолекулярный углевод, хорошо растворяющийся в воде, а мальтоза или солодовый сахар, является природным дисахаридом). Под действием слюнной амилазы крахмал превращается в декстрин, а часть декстрина – в мальтозу. Количество и состав слюны, т.е. степень начального переваривания пищи на начальном этапе зависят от стимуляции слюнных желез. Уже сама мысль о пище вызывает психогенное слюноотделение, а присутствие пищи во рту рефлекторно активирует секрецию слюны.

После кратковременного пребывания во рту полужидкая пищевая масса, благодаря перистальтическим движениям пищевода, попадает в желудок. Здесь действие слюны продолжается до тех пор, пока кислота желудочного сока не пропитает пищевую массу и не разрушит амилазу слюны. Жир остается в желудке относительно долго, а вот углеводы быстро проходят через него. Поступающие в кишечник продукты желудочного пищеварения смешиваются с секретом кишечных стенок и двумя щелочными жидкостями – соком поджелудочной железы (панкреатическим соком) и желчью, которые выделяются в кишечник в области сфинктера привратника, отделяющего желудок от тонкого кишечника. Эти щелочные жидкости нейтрализуют поступившую из желудка кислую массу, приводя к окончанию желудочной фазы пищеварения.

Одновременно под влиянием ферментов панкреатического и кишечного сока начинается последняя стадия процесса пищеварения. Секрет поджелудочной железы содержит высокоактивный фермент – амилазу, которая расщепляет крахмал, уцелевший после слюнной и желудочной фаз пищеварения. В кишечном соке присутствуют ферменты, разрушающие промежуточные продукты расщепления крахмала. Панкреатическая амилаза (амилопсин) превращает сырой крахмал, не разрушенный амилазой слюны, и все остатки прошедшего тепловую обработку крахмала в декстрин, а декстрин в мальтозу. Кишечные ферменты мальтаза, сахараза и лактаза гидролизуют соответствующие дисахариды (мальтозу, сахарозу и лактозу) до составляющих их моносахаридов. Эти простые молекулы углеводов всасываются через слизистую оболочку кишечника, и кровь переносит их в клетки различных тканей. В толстый кишечник попадают отходы пищеварения. Таким образом, глюкоза, поступившая в пищу из сахара, сразу направляется в плазму крови, в то время как глюкоза, поступающая в виде продуктов переработки крахмала, медленно направляется в кровь и откладывается в виде гранул животного полимера глюкозы в клетках различных типов, главным образом в клетках печени и мышц. Только гликоген, запасённый в клетках печени (гепатоцитах) может быть переработан в глюкозу для питания всего организма. В мышцах же гликоген перерабатывается в глюкозу исключительно для локального потребления.

Я думаю, что совершенно понятно, чем отличается поступление в кровь глюкозы в виде простых сахаров и глюкозы, извлечённой из её полимера гликогена по мере потребности. Соответственно очень сильно отличается воздействие двух типов поступления глюкозы на организм человека. Для этого важно понимать, что к потреблению сахарозы человечество стало привыкать по эволюционным меркам совсем недавно. Среднее годовое потребление сахара на человека в Европе в середине XIX века было 2 кг, в 1920-м году - 17 кг, в 2000-е - 37 кг. Человек - животное растительноядное, которое отделилось от человекообразных обезьян более четырёх миллионов лет назад. В те времена мичуринов не было, очень сладких фруктов тоже. Вся глюкоза, необходимая для выработки АТФ, то есть для реализации возможности жить, поступала только из растительного крахмала. Газированную сладкую воду наши древние предки не пили. Потребление небольшого количества свободных простых углеводов, содержащихся в растениях, как и потребление очень редкого в древние времена натрия, поощрялось выделением дофамина, потому с тех очень древних времён мы любим сладости и солёности. Но то количество сахарозы, которое потребляет современный человек, эволюцией не было предусмотрено, отсюда - многочисленные отрицательные последствия потребления сахара и отсюда понимание того, что потребление растительного крахмала - это то, на чём эволюционно формировался обмен веществ человека.

(Окончание следует)


Рецензии