О бедном чинуше замолвите слово

Вместо введения.
Богат всё-таки русский язык, неисчерпаемо богат. Уменьшительно-ласковое окончание «-уша» может использовать с оттенком пренебрежения, как в заглавии. Интересуют слова, в некотором смысле могущие быть синонимами: бюрократ, формалист, чиновник.
***
Лет тридцать назад, в начале производственной деятельности, автор этих строк услышал мнение заводского юриста, бывшего сотрудника МВД: «Мы боремся не со всеми бюрократами, а только с теми, кто не хотят работать; с теми же, кто хотят работать, мы не боремся». Мнение запомнилось, отложилось – не следует думать, что в силовых структурах работают одни недоумки.
***
В СМИ некоторые деятели позволяют себе (адресованные народу) высказывания: «Во всех ваших проблемах виноваты чиновники». Если эти деятели сами чиновники, то данное высказывание как минимум некорректно (есть народная пословица «На воре шапка горит»). Если эти деятели журналисты, то данное высказывание тоже, э-э, как бы мягче сказать, есть попытка добиться дешёвого авторитета (журналистов, думается, не всех, не жаловал «наше всё»: «Ежедневным враньём зарабатывают себе на жизнь»).
***
Думается, порядочных (как, впрочем, и непорядочных) можно найти среди всех сословий. Мы не будем сильно углубляться, достаточно вспомнить фильм «Бумер». Но наша задача локальнее – рассмотреть чиновничество с как можно более разных углов зрения.
***
1. Чёрт позорный.
Как-то раз, будучи заводским инженером, я был направлен в Отдел прибрежторга регионального минторга – завизировать (а як же ж? – целый международный!) – контракт. И чего? Этот тварь мне заявил: «Как же вы надоели». (Он же сам готовил письмо в таможню, чтобы те отсылали нас – как бы участников внешнеэкономической деятельности – в прибрежторг визировать контракты.)  Зуделись у меня кулаки набить ему морду, или хотя бы сказать: «Знаешь что? Если бы ты у себя на Ближнем Востоке так бы мне сказал, я бы смолчал. Но тут тебе не Ближний, а Дальний Восток – это моя родина, и никакая тварь не смеет мне говорить, что я на – моей! земле – ему надоел». Но пришлось молчать – за моей спиной был заводской коллектив. И после этого он удивляется, что его нацию, мягко говоря, недолюбливают. Есть мудрая кавказская пословица: «У себя на родине ты – посланец своей семьи; вдали от родины ты – посланец своей родины». А можно и шире глянуть: он – не образец для подражания, таких чиновников надо гнать поганой метлой.
2. Сучара ментовская.
Однажды прибыл в паспортный стол – получить паспорт (т.с., исполнить гражданский долг) за десять минут до обеденного перерыва. И что? Эта гадина, моя, кстати говоря, соплеменница, мне заявила: «Я занята, приходите после обеда». Пришлось выйти, час! – крутиться возле автовокзала, попутно пообедав – не терять же зря время? И через час зайти. И что? &^*^%! Минутное дело – достала мой паспорт, сверила, и отдала; в хорошем, кстати говоря, настроении. Надо было ей харкнуть в морду, но – мало ли чего? – боимся – как бы чего не вышло. Можно было написать заяву её руководству о бюрократических проволочках, но – время дорого – поскакал на работу. Да и что бы это изменило?
3. Ментовские (как бы) войны – 2.
Середина 90–х годов. Шёл я домой пешком – денег на прогон не было! – из нашей заводской общаги, предварительно помогши отделовской  коллеге обналичить зарплату (купив на родном заводе кондитерку и сдав в магазин под реализацию, разумеется, с коллегой согласовав). На пути  стоял (тогда ещё милицейский) УАЗик. Из открытой дверцы молодой русский сержант, годный мне если не в сыновья, то хотя бы в младшие братья – значительно младшие – спросил:
- Ты  почему такой пьяный? – и это при всём том, что я был, что называется, «ни в одном глазу».
- Пить не на что, - с откровенной злобой ответил ему я; хоть и знал, что это чревато – он был меня, думается, покрепче, экипирован, и с подельниками; но я не боялся – невыносимо  обрыдло унизительное безденежье, и его  – несправедливое! – отношение вдруг подняло во мне звериную ненависть к хозяевам жизни и их охранникам.
***
У бандитов есть правило – никогда не отнимать у человека последнее. Справедливое, честно говоря. Хоть что-то человеку надо оставлять – хотя бы паршивый клочок. Мне сломали жизнь – честную жизнь, мне почти год не платили зарплату, и вдруг какой-то урод, пусть и облечённый государством властью, будет надо мной выкомыриваться. У меня не осталось ничего – только моя гордость, и вот именно за неё я был готов вступить в неравный бой с представителями власти.
***
Сержант глянул на старшого – тот, видимо, поняв, показал: «Пусть идёт» - и я пошёл, радуясь этой, пусть и маленькой победе. Знай наших. Справедливость – это огромная сила, подвигающая иногда на некие свершения. Жаль, что я понял это слишком поздно. А может, оно и к лучшему. Может, я бы и не дожил до этих дней, если бы по каждому поводу поднимался за справедливость. Кто знает?
4. Урод в системе.
А что, если чиновник – журналист, композитор, писатель, учёный или художник? – Ну, автор, вы неправы – таких мало. - - Таких деятелей мало в любой области. Конечно, они чаще всего не делают погоды; но они – есть, и никоим образом не заслуживают, как раньше говорилось в воинской присяге, «всеобщей ненависти и презрения трудящихся».
5. Наш главный капитал – люди.
Я лично знаю одного мелкого госслужащего (Г.) – такая лапочка. В подтверждение своих слов хочется рассмотреть два случая.
5.1. Справедливость превыше всего.
К нему приходит индивидуальный предприниматель (ИП).
ИП.: - Меня оштрафовала одна структура, я оплатил штраф, но квитанцию потерял.
Г.: - Пожалуйста, скажите, номер, дату и сумму платежа.
ИП.: - Номера не помню, дата – такая-то, сумма – 1000 рублей.
Г.: - Подождите, я постараюсь найти в программе.
***
Тут врывается олигарх (О.).
О.: - Я … крупный налогоплательщик !... Мне должны вернуть возмещение по налогу на добавленную стоимость … в размере … три миллиона!.. Не вернули … Где мои деньги?!.. Я требую разобраться!.. Я плачу вам деньги!.. Я подам на вас в суд!..
Г.: - Вы меня извините, но я занят с другим налогоплательщиком…
О.: - Кто? Этот? Мелочь пузатая…
Г.: - Для нас все налогоплательщики равны, сколько бы они ни заплатили – пять рублей или пять миллионов. Очень прошу вас успокоиться и подождать, пока я не закончу. Если вы торопитесь, пожалуйста, обратитесь к другому сотруднику…
О.: - Да как вы смеете?!.. Я теряю деньги… Я пойду к вашему руководству!..
Г.: - Это ваше право…
О.: - Сволочи!.. Сидите тут… Окопались… Я этого так не оставлю… Завтра вы тут работать не будете!
Много приходило таких крутышей, а этот чиновник по-прежнему работает на своём месте. И все мелкие предприниматели очень его уважают. За что? – За справедливость. Видимо, ему не нужны взятки и благосклонность власть и деньги предержащих. Для него главное – честно и справедливо сделанное им дело.
***
Г.: - Я нашёл ваш платёж. Он – был. Чем я могу вам ещё помочь?
ИП.: - Хотел бы получить копию платёжного поручения. Моя благодарность не будет иметь …
Г.: - Я распечатаю и заверю вашу платёжку. Мне достаточно того, что вы больше не будете терять свои финансовые документы. Вы же сами всё знаете. Другой благодарности мне не надо.
ИП.: - Искренне благодарю вас за честный и бескорыстный труд. Все бы госслужащие такими были. Я желаю вам всякого добра.
Г.: - И я вам  желаю добра. Пожалуйста, пригласите следующего, если вам не трудно.
ИП.: - Обязательно.
5.2. Мы тут для того, чтобы помогать людям.
Нашему герою звонит налогоплательщик (Н.), и между ними происходит такой разговор.
Н.: - Я оплатил госпошлину в размере трёхсот рублей, но она до адресата не дошла.
Г.: - Пожалуйста, скажите, номер, дату и сумму платежа.
Н.: - Такие-то номер, дата и сумма.
Г.: - Меня зовут Иван. Вы звоните с мобильного?
Н.: - Да.
Г.: - Пожалуйста, дайте мне свой номер – у меня занята программа, и прямо сейчас я решить ваш вопрос не могу. Как освобожусь, займусь вашим вопросом, и результат сообщу. Я госслужащий, и злоупотреблять полученной от вас информацией не буду – нам это запрещено.
***
Излишне и говорить, что люди ему верят, и дают номер своего мобильного телефона – неохота же тратить свои деньги, доказывая, что ты не верблюд?
Излишне и говорить, что он решает их вопросы, попутно доказывая свою объективность – он им говорит их адрес, указанный платёжке, который они ему не сообщали. Плательщики благодарят, и считают, что он – золото, а не чиновник.
Так и надо работать – быстро, честно, во благо людей – каким бы делом ты не занимался.
Как-то так.
28.07.2020.


Рецензии