Батюшка

 Истинный пастырь всегда пойдет туда, где его ждут и нуждаются в пастырской опеке,
                и обойдет стороной ситуацию, при которой есть опасность соблазна или недоразумения.
                Митрополит Антоний. 26.11.2006.

             
                В юности довелось мне  видеть человека, которого еще при жизни считали чуть ли не святым. По крайней мере к нему так относились жители маленького городка на западе Белоруссии. Но начнем по порядку.
         Первый раз я увидел его в церкви. Был праздник Пасхи и все православные собрались в храме. Столько народа для маленького городка!  Церковь была битком забита народом и еще  масса народу было возле храма. Меня это удивляло, и мой молодой ум требовал ответов на вопросы, которые то и дело возникали в моей голове. А лучшим ответчиком на мои вопросы была моя бабушка. Только теперь, вспоминая тот праздник Пасхи, я понимал, как я доставал свою бабушку. Она мужественно и терпеливо отвечала на каждое мое "Почему?". Странная вещь произошла в этот день.  Мужчина с бородой, такой весь блестящий, и с таким низким голосом, раздавал всем  маленькие печенья, как мне казалось, и давал выпить красное вино. Все пили то вино в храме. И дети, и старики.
          Очередь дошла до моей бабушки. Она взяла печенье и выпила красное вино. Этот бородатый мужчина подошел ко мне, но был остановлен моей бабушкой. Она что-то сказала ему и он отошел от меня, ничего мне не дал, и даже не предложил.Сказал какие то хорошие слова и все.  Не помню сейчас, но тогда я был конкретно обижен и на бабушку, которая помешала, и на мужчину в сверкающих одеждах. Как так, все пили вино, ели печенье, а я нет?  Обида была конкретная. С бабушкой не разговаривал весь вечер и пол ночи.
      Служба закончилась и все стали расходиться по домам. Моя бабулечка понимала, что я жутко обижен и всячески пыталась мне объяснить, почему так получилось, почему мне нельзя было выпить то вино. Долго объясняла мне, что я, видите ли, другой веры, католической. И мне нельзя в православной церкви пить кагор и есть  Пасху.Сказать по правде, это вызвало у меня еще больше вопросов, но тогда я замолчал, раз нельзя мне пить вино,то и не надо.Хотя дядьку с бородой я запомнил. Жадина,решил я. Пожадничал печенья.
      Это была наша первая встреча. Потом, через много лет, приезжая к бабушке, я его видел часто, но внимания на него не обращал.До одного момента.
  У бабушки был день рождения. Приехали мои родители, приехали мои тети и дяди.
Стол ломился от вкусняшек. Все ходили кругами, кого-то ждали. И вот пришел тот, кого так ждали все в нашем доме. Да, пришел именно тот священник, который в моем детстве не дал мне выпить красного вина. Одет был просто. Черная сутана, так она, наверное, называется, и большой крест на груди.
       -Батюшка! - так к нему обращались все присутствующие. Моя мама, женщина строгих правил, изменилась на моих глазах. Моя мама была счастлива от того, что этот священник посетил наш праздник. Да что там мама, я просто был поражен, все, без исключения все, смотрели на него таким взглядом, которого я никогда у них не видел. У каждого глаза сверкали, и в этих глазах светилась любовь. А этот мужчина вел себя так, как будто хорошо знал каждого, так, как будто он рос вместе с моими родными. Да и вел себя просто, никакой заносчивости, излишней набожности. Поднялся из-за стола,  помолился. Бога поблагодарил, попросил у него не оставлять каждого из присутствующих своей милостью, закончил молитву словом "Аминь" , и все приступили к трапезе.
         Я наблюдал за ним весь вечер. Не буду кривить душой, вечер удался на славу. Все поздравляли мою бабушку, говорили ей такие нежные и душевные слова,что я не смог удержать слезы,плакал от радости. Вечер подходил к концу. Священник стал собираться домой.Сказал,на прощание,пожелания и, нетвердой походкой ,направился к двери.
Провожать его отправились мои дяди. Именно в тот вечер я стал присматриваться к священнику, которого жители этого городка называли "Батюшка", и вкладывали в свои слова самые нежные нотки.
Я часто видел как он идет по улице, не пропуская ни один дом. Каждый спешил к нему. Кто поздороваться, кто поговорить, кто попросить помощи.И он не отказывал никому. Он часами мог стоять и что-то рассказывать, объяснять.Мог принять приглашение и зайти в дом к людям более старшего возраста, к инвалидам.Он никому не отказывал. Для каждого у него находилось теплое слово или дружеский совет. Наша улица заканчивалась и начиналось поле. Так вот, там стоял дом одного страшного человека. Как сейчас помню его фамилию- Жук.
       Так вот, этот Жук в войну был полицаем. После войны его судили, он получил огромный срок, отсидел, и вернулся в свой городок. Никто с ним не разговаривал в городке, все его презирали. И только Батюшка  говорил с ним, только Батюшка его не винил.Просто заходил в его дом и часами беседовал.О чем можно было говорить с таким человеком,не знаю.
      Мне трудно было  понимать его. Я тогда вообще был далек от христианских заповедей. Только любопытство и ничего более. Меня интересовало другое, почему мои родные, да и все в этом городке, смотрят на Батюшку с такой любовью?????
    - Бабушка!-как то в один из вечеров спросил я у моей любимой,- бабушка, а скажи мне, что такого в этом священнике, что вы так перед ним млеете??
    -Бабушка, что такого в нем, что вы смотрите на него словно перед вами святой?? - я задавал вопросы и смотрел на реакцию своей любимки.
    -И это не только ты, но и мама моя, мои дядьки и тетя. Я вижу это в каждом взгляде того, кто с ним общается.
Моя бабуля, при упоминании Батюшки, сразу как-то светлела, морщинки разглаживались и появлялась добрая, такая родная мне улыбка.
    -Сынок,- она часто называла меня так,- если тебе так интересно, спроси у мамы. Я знаю, она даст тебе точный ответ на все твои "Почему?"
        Я решил последовать ее совету и, вернувшись домой после каникул, завел разговор  с мамой.
То, что рассказала моя мама, повергло меня в шок. Я долго не мог успокоиться. Переживал каждое слово из сказанного мне. И только после услышанного стал понимать,почему все в этом городке так относились к Батюшке.
     -Слушай, -сказала мама, -слушай сынок, ты это должен знать.Ты должен знать,что пережила твоя мама и твои дяди,да и большинство жителей этого городка.Слушай и помни.
         Рассказ мама начала с начала войны. Маме тогда было восемь лет, школьница.Вот так одним махом закончилось и детство, и школьные годы. Война. Какое страшное слово. Слово, в котором собраны неизвестность и ужас, страх и боль. И все это пришлось испытать
моей маме, девочке-школьнице. Она помнит как ушли наши войска, отступая. Помнит как вошли немцы в город, как город был засыпан снегом.Снег летом???? Но это был не снег. Немцы врывались в дома евреев и грабили, грабили.
Они разрывали перины и подушки, ища там еврейские тайники.И пух, гусиный пух , превратил город в город,засыпанный снегом. Евреев всех согнали в одно место, огородив это место колючкой. Они там работали, а немцы их охраняли.Потом их группами стали вывозить.И больше их никто не видел в том городке.
       Местные жители особо то и не пострадали. На удивление, к местным немцы относились дружелюбно. Мама рассказала мне, как немцы приходили в дом, как вежливо просили яиц, молока, и всегда платили за взятое.Детям дарили шоколадки, играли с ними.
Было непонятно, почему к одним немцы относились как к животным, а к другим совершенно иначе. Постепенно жизнь стала входить в колею. Работали, жили, рожали детей.
       Были и партизаны.Так, одно название. Маленькие группки, которые жили в лесу, прятались, изредка делая набеги на своих же .То огород пограбить, то за самогоном придти. Порою нападали эти, так сказать, "партизаны" и на немцев. То тут убьют немца, то там. Заберут деньги, оружие. И чем дальше, тем больше.Собирались в группы, грабили, убивали.И мирных и немцев.Все сходило им с рук.
          В один из дней случилось страшное.Утром, в каждый дом,стали  врываться вооруженные немцы. Куда-то пропала их доброта и вежливость. Они стали сгонять всех, как скот, к бассейну, который был в этом городке. Бассейн под открытым небом. В мирное время там отдыхал весь городок. Так вот, к нему стали сгонять все население этого городка. Только стариков, которые не могли идти, не трогали. Моей бабушке повезло, она была беременной и должна была вот-вот родить. Ее пощадили немцы, не погнали.
      Мою маму и двух ее братьев погнали на этот пляж перед бассейном. Страшная картина предстала перед ее взором. Пляж был оцеплен немцами-автоматчиками, по углам стояли пулеметы. В этот квадрат согнали весь город. Немцы взяли на изготовку.
    Ждали команды. Среди немцев болтался пьяный полицай Жук. Он орал, что жители городка снабжают партизан всем необходимым, и поэтому они нападают и убивают доблестных воинов вермахта.Что наказание не заставит себя ждать Немцы не шутили.Все это понимали. Еще минута-другая, и всех  расстреляют. Немцы ждали приказа офицера. Вышел переводчик и стал переводить приговор. Немец-офицер объяснял жителям, за что они сейчас будут все уничтожены. За сотрудничество с партизанами.
    Ничего не могло спасти людей. Никаких надежд. Молились, понимая, что это последние их минуты.
     Именно  в этот момент, через толпу обреченных, прорвался священник. Священника не тронули немцы,когда сгоняли народ, но он пожелал остаться со всеми. Он тоже был в этой толпе приговоренных. Офицер поднял руку. Еще секунда и все.
     - Остановись,гер офицер!- священник вышел из толпы и направился к офицеру, -выслушай, прошу, выслушай!!!
     Удивлен был офицер. Выслушав переводчика, он приказал священнику подойти. Я не могу вам описать то, что чувствовала моя мама, да и все жители в ту минуту. Но, думаю, что лучик надежды, маленький  такой лучик, засветился в темноте.
А священник и офицер говорили. Священник что- то горячо объяснял офицеру. Тот внимательно слушал, редко перебивая и утверждая, что если местные помогают партизанам, а те убивают немцев, то местное население должно понести наказание.Наказание смертью..........Священник стал на колени перед немецким офицером,поднял руки к небу.Он молил,он просил.Не за себя.Он просил за свою паству.
      Я только могу представить, что творилось в головах у людей тогда, как лупило набатом их сердце. Я  только могу  представить.
Умолил все- таки священник офицера. Что он ему обещал, чем клялся, неизвестно и по сей день.Офицер опустил руку и помог подняться священнику.
Была дана команда, немцы открыли проход и убрали автоматы. И народ, весь народ этого городка, побежал. Люди бежали, плакали,  кричали.
        -Христос воскрес!!! Христос воскрес!!!
Вот так же бежала моя мама, бежали  ее братья. Бежала, плакала и славила Бога. Этим священником ,который сумел спасти от смерти население городка, был Батюшка, именно этот Батюшка.
         
      
    

P.S. Вот так и выходит у нас,что одних священников называют попами,а других Батюшками. Каждого по заслугам.


Влад Маринокс.


Рецензии
Англичанин!

Как ты ухитрился поставить этот рассказ именно так - в самом начале, что я его даже не успела прочесть. И куда сам исчез? На Фабуле - вижу, здесь - нет. Или уже отдался хирургам? Наши - лучше. Желаю удачи!
О рассказе! По-Станиславскому отвечу - ВЕРЮ! Сильно написано, и страшно даже представить этот ужас.
Спасибо!
С уважением!

Пыжьянова Татьяна   22.11.2020 13:20     Заявить о нарушении
Привет Таня!! Да, рассказ правдив. Есть такой маленький городок в Беларуси- Коссово. Там все это и происходило.

Влад Маринокс   22.11.2020 14:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.