О проекте А. Уоллеса

Это статья из проекта 4. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.
 

Один известный отечественный философ, который в прошлом подвизался писанием рефератов зарубежных статей и книг, сказал, что напишешь реферат - сам лучше поймешь, что прочитал. Такое средство самоорганизации, пауза, выход на «плато», соответственно, ниже почти что реферат. Поскольку речь идет если не о великих, то точно о выдающихся людях, то естественно возникает ну совершенно непреодолимое желание нацарапать корявыми буквами на их пьедесталах «здесь был я», что и сделано ниже в виде моего мнения. При этом надо хорошо понимать, что главное в моем эпистолярном жанре не результат («а что я говорил?!»), а сам процесс.


В самом первом тексте я писал, что интересуюсь экспериментальными исследованиями на стыке науки и религий.  Кажется, Джон Полкинхорн, один из классиков этого жанра, физик и евангелический священник, сформулировал тезис о том, что наука – это место встречи религий. Я бы ожидал, что на этом месте обсуждаются не только богословия и теологии, философии и догмы веры, этические нормы, а и исследования конкретных эмпирических фактов, которые еще не вошли в оборот большой науки. Если для их понимания понадобится новая эпистема, новая парадигма, то они возникнут сами собой, по ходу дела.


1. Три проекта.


Один проект такого типа, о котором я писал, порожден диалогом отечественных ученых с Его Святейшеством Далай Ламой XIV (ЕСДЛ), который начался 3 года назад, ему посвящена статья «Кто мы?». Другой такой проект – исследования группы П.В. Флоренского, о нем 3 статьи. В этих материалах неоднократно упоминался Алан Уоллес (США, 1950 г.р., alanwallace.org, учитель медитации и тибетского буддизма, дзогчен, ЕСДЛ – один из его учителей),  он стоит у истоков института ЕСДЛ, MLI (mindandlife.org), на протяжении 30 лет участвовал во встречах ЕСДЛ с западными учеными, я приводил его достаточно резкую оценку этих встреч. Сейчас я хочу кое-что зафиксировать по международному медитационному проекту самого А. Уоллеса, который получил одобрение ЕСДЛ и продолжает его международный медитационный проект Шаматха (shamatha.org). В целом он находится в том же русле, что и проект наших ученых (точнее, наоборот): стремление к синтезу описаний от первого и третьего лица. Однако, если наши академики говорят о двух его возможностях: монах-исследователь и ученый-практик медитации,  развивая первую - то Уоллес идет по иному пути. Монахи-исследователи наших академиков конфессиональны, они из монастырей тибетского буддизма (Индия), 7 из которых объединены в 2 научных центра. Уоллес, похоже, претендует на над или кросс-конфессиональность и не только. Это пока только декларации о намерениях, но мне не хочется ждать несколько лет их первых публикаций, интересен и начальный этап.


Если условно ранжировать эти проекты только по статусу привлеченных ученых, то первым будет проект П.В. Флоренского, т.к. он – профессор, д.г.-м.н. С моей точки зрения, П.В. Флоренский с коллегами уже сделали фундаментальное открытие цивилизационной значимости, но будет ли ассимилирована наукой эта эмпирия? Хочется сказать, что вряд ли, т.к. исходя из направленности, самоидентификации техноцивилизации  будущим, а не прошлым, не почитанием предков, я бы не ожидал этого. Если из шкафов и выпадают скелеты прошлого, то проблемы решаются по мере их поступления, опираясь на технологическую мощь. Хотя П.В. Флоренский и говорит в интервью СМИ по поводу схождения благодатного огня на православную Пасху в храме Гроба Господня в Иерусалиме и регулярных погодных аномалиях на горе Фавор, которыми также занималась их группа, что «мы этими чудесами прибиты к космосу». И хотя он с А.В. Московским и сотрудничают с уфологами, исследуя миро, но пока не видно, чтобы это имело конкретные последствия в духе SETI. Чтобы Флоренский с Московским подсказали астрономам, куда направить телескопы, чтобы наконец-то узреть братьев по разуму, причем не первых попавшихся, а наших творцов. Правда, мы, простые смертные, о таких событиях скорее всего и не узнаем одновременно с «компетентными органами».


Второй проект такого типа порожден диалогом с ЕСДЛ, он второй, т.к. в нем задействованы академики РАН.  Он только начался и первые результаты могут быть к концу года, на конференции «Буддизм и наука» в Москве, как о том сообщил в поздравлении ЕСДЛ с 85тилетием А.Я.Каплан. Академик РАН С.В. Медведев надеется, что они смогут вырастить в монастырском сообществе когорту монахов-исследователей, которые смогут соединить описания от первого и третьего лица (13.07.20, savetibet.ru). Двухнедельный ознакомительный курс по современной науке о мозге им читают академики С.В. Медведев и К.В.Анохин, а также А.Я.Каплан.


Medvedev Tukdam Project нацелен на изучение тукдама, посмертной медитации, сопровождающейся нетленностью тел, аналоги этого феномена известны и в христианстве. К.В. Анохин не ожидает от этого проекта фундаментального прорыва в науке о сознании, это не та критическая для науки и буддизма ситуация, которую он видит в исследованиях воспоминаний прошлых жизней. Правда, насколько я понимаю, хотя он и говорит о 18тидневном тукдаме, но, по-видимому, не учитывает, что иногда он переходит в реализацию радужного тела, в результате которой физическое тело адепта исчезает (в той или иной степени). Тукдам – это не прямой путь к радужному телу, есть более короткий путь. По мнению, католического священника п. Френсиса Тисо, посланного Ватиканом развивать диалог с буддизмом, радужное тело похоже на воскресение Иисуса Христа, чему он посвятил книгу, опубликованную в 2016 г. Соглашаясь с ним, А. Уоллес писал, что проверить это сходство мы не можем, а вот радужное тело в принципе доступно изучению. Имея в виду гипотезу палеоконтакта, которую я тут развиваю, этот феномен также может имеет цивилизационное значение, но не в духе SETI с их поиском братьев по разуму извне, а в том смысле, что приличные люди давно покинули и продолжают покидать эту юдоль скорби, перебираясь в места получше.


Так или иначе, но диалог отечественных ученых с ЕСДЛ только начался.


В научный же совет проекта А. Уоллеса  (Сenter for Сontemplative Research org, CCR) входят 2 лауреата Нобелевской премии: Элизабет Блэкберн (нобелевская премия по физиологии и медицине 2009 г.) и Стивен Чу (нобелевская премия по физике 1997 г.). Вместе с ними еще 2 физика, 2 нейроученых и один философ физики.  Из прошлых материалов по этому проекту можно понять, что Уоллес, как учитель дзогчен, помещает планку на такую высоту, что нормальному человеку Запада и в голову не придет, что она там может быть. Как-то не верится, чтобы ученые такого ранга «повелись» на его обещания, правда, в последней книге одного из членов научного совета его проекта речь идет о необходимости диалога науки и буддизма на новом уровне.


Сайт центра (Колорадо, США) не изобилует информацией, но поскольку он однотипен с центром в Италии, который сейчас временно заморожен из-за ковида, то на сайте итальянского центра есть масса информации о его целях, миссии, интервью Уоллеса СМИ и др. Открытие центра в Колорадо, США планируется в октябре, может быть, к тому времени пандемия спадет. Уоллес в 2003 г. основал институт Santa Barbara Institute, с которым плотно сотрудничает центр, но принадлежит не ему, а недавно учрежденной некоммерческой религиозной организации.  Миссия института Уоллеса обозначена на главной странице сайта. В начале 21 в. человечество стоит на пороге революции в понимании сознания, идущей в направлении синтеза описаний от первого лица созерцательных традиций и третьего лица науки. Беспрецедентный кризис, с которым сейчас столкнулось человечество, во многом происходит из индустриальной революции, начавшейся 150 лет назад, и доминирования глобальной культуры материализма как мировоззрения, гедонизма как главной ценности жизни и потребительства как ее стиля. В ответ на катастрофическую потерю смысла и деградацию окружающей среды, вытекающих из этой триады, Уоллес видит миссию своего института в том, чтобы пролить свет на истинные причины ментальных траблов и истинное благополучие, обратившись внутрь, чтобы изучить ум непосредственно вместо поверхностного исследования его проявлений в поведении и его нейрокоррелятов.


Миссия самого центра CCR формулируется как синтез описаний от первого и третьего лица для осуществления “Human Genome Project of Consciousness”.  Эта же амбициозная цель уже заявлялась и в проекте Шаматха более 10 лет назад, его масштаб и значимость Уоллес уже тогда сравнивал с проектом генома человека. Одна из ключевых его метафор – телескоп ума по аналогии с телескопом Галилея, одним из важнейших технических открытий на заре науки нового времени. 


В чуть более развернутом виде (сайт института Уоллеса) - миссия центра состоит в подготовке высококвалифицированных созерцателей, практиков шаматхи и випассаны.  Шаматха – состояние глубокой медитации (согласно Уоллесу, не менее 4 часов полной абсорбции) еще не изучалось наукой и это одна из целей центра, в котором созданы все условия для такой практики в течение многих месяцев и лет. В шаматхе достигается тот уровень сознания, который с точки зрения тибетского буддизма, продолжается из одной жизни в другую. В то же время подчеркивается, что шаматха – это не только достижение буддизма.


В этом состоит, по-моему, важнейшая кросс-конфессиональная особенность проекта Уоллеса. Хотя в светской, западной культуре нет никаких мотиваций для многочасовой медитации, но если все-таки принять ценность такой практики, например, для самопознания, то больше ни во что и ни в кого верить не надо, только в эффективность техники, например, осознаваемого дыхания (далее, осознание мыслей, далее осознание осознания - эту последовательность предлагает Уоллес, очевидно, что в ней нет ничего конфессионального). Внеконфессиональность в этом смысле утверждается по всему спектру практик, которым учит Уоллес в направлении реализации радужного тела. Он сам не один десяток лет практикует шаматху, випассану и трекчо, о чем он рассказывал в одном из интервью СМИ. 


Достижение шаматхи обычно проходит несколько стадий и их описание как с точки зрения первого лица самих практикующих, так и третьего лица, сотрудничающих с ними ученых, оценивается как беспрецедентное сотрудничество, которое повлечет «парадигмальный сдвиг в понимании природы подлинного благополучия, потенциала ума и роли сознания в окружающем мире». CCR также будет обучать профессионалов созерцательного вопрошания. Об этом моменте я уже упоминал, Уоллес считает возрождение традиции созерцательного вопрошания миссией своей жизни. Такое образование созерцателей требует многих лет сотрудничества с учеными и по его окончании они смогут поделиться своим опытом «в областях психического здоровья, образования, бизнеса, спорта, искусств и др». Это также ключевое отличие проекта Уоллеса от проекта наших ученых. Эту традицию созерцательного вопрошания ЕСДЛ назвал випассаной в своем послании-одобрении CCR. Уоллес писал, что до сих пор в науках о человеке доминирует описание третьего лица, в котором испытуемые выступают как некая безликая масса, которая интересует исследователей только по ряду объективных показателей (возраст, пол и др.). Он надеется, что настоящее сотрудничество, так сказать синтез субъекта и объекта исследований, может быть достигнут именно на пути его центра.


2. Состав научного совета проекта А. Уоллеса.


Э. Блэкбёрн (1948 г.р., США), цитогенетик, получила нобелевскую премию по физиологии и медицине в 2009 г. за исследования по теломеразе, которая «отсчитывает» срок нашей жизни на молекулярном, клеточном уровне. У нее с Уоллесом есть как минимум одна публикация, в которой исследовалась эта самая теломераза у участников трехмесячного медитационного ретрита Уоллеса (проект Шаматха) и было показано, что регулярная длительная практика медитации несколько замедляет старение. В одной из своих книг (переведена на русский) Блэкберн писала, что она практикует медитацию. Таким образом, ее интерес к проекту А. Уоллеса понятен.


Стивен Чу (1948 г.р., американский китаец) – физик-экспериментатор, лауреат Нобелевской премии по физике 1997 г., в 2009 – 2013 гг. министр энергетики США при Обаме, по своей разнообразной активности он трудно обозримый человек, в том числе и в смысле членства в академиях наук разных стран. В контексте же тематики «Наука и религии» стоит упомянуть, что он – академик Папской академии наук.


На обновленном сайте центра Уоллеса CCR (Колорадо, США) информации о самом проекте практически нет, поэтому из него нельзя понять, чем Уоллес со своими медитаторами может быть интересен Чу. Из материалов к итальянскому центру было видно, что у Уоллеса очень серьезные виды на физику: от квантовой механики до космологии. Но все эти восхитительные общие слова вряд ли могут заинтересовать даже студента-физика,  не говоря уже о нобелевском лауреате. Экспериментаторам нужны не общие слова о последних глубинах мироздания на мега и микро уровнях, а конкретная эмпирия. Ее в принципе можно видеть в книге следующего члена научного совета проекта, но как-то это все-таки, по-моему, несерьезно для лауреата нобелевской премии. Вот радужное тело это - да, не говоря уже о космических высотах планки Уоллеса.


David Presti, профессор нейробиологии, психологии и когнитивной науки в UC Berkeley. Начиная с 2004, он учил нейронауке тибетских монахов и монахинь в Индии, Бутане и Непале, что является часть современного диалога между наукой и духовностью, инициированного ЕСДЛ. Именно в начале нулевых ЕСДЛ инициировал проект наука для монахов, в рамках которого и происходит такое обучение. Его последняя книга Mind Beyond Brain. Buddhism, Science and paranormal (2018, 2020) написана со специалистами в конкретных вопросах, в частности, с Б. Грейсоном (1946 г.р.), патриархом исследований околосмертного опыта, и Дж. Такером, продолжателем великого дела Я. Стивенсона из универа в Вирджинии по исследованию воспоминаний прошлых жизней детьми.  В этой книге Прести пишет о сиддхах, о психокинезе и ясновидении, прекогниции, которые уже представляют интерес и для физиков.


В научном совете проекта Уоллеса есть лауреат премии Темплтона 2019 г., бразилец, физик-теоретик, космолог Marcelo Gleiser (1959 г.р.), профессор физики и астрономии в Гановере, ведущий пропонент той точки зрения, что наука, духовность и философия – это дополняющие друг друга выражения человеческой потребности постичь мистерию жизни и неведомое. Т.е. он не верит, что наука одна может познать конечные истины о реальности. Gleiser заслужил международное признание благодаря книгам, эссе, выступлениям на ТВ и конференциях, продвигая свое видение науки как духовного вопрошания об истоках вселенной и жизни на Земле. На родине его книги – бестселлеры, он первый латиноамериканец лауреат премии Темплтона. В конце 90-х, когда мы еще дружили с американцами, в Кремле с получением премии Темплтона за выдающийся вклад во взаимодействие науки и религий приветствовали вовсе не российского, а американского ученого Я. Барбура – тогдашний президент РАН Ю. Осипов и один из высших иерархов РПЦ.


Еще один член научного совета проекта Уоллеса – бразильянка и его ученица, Elisa H. Kozasa, профессор нейронаук, Brain Institute of Hospital Israelita Albert Einstein, Brazil. Она – пионер в области созерцательных наук Латинской Америки, участвовала в диалогах ЕСДЛ с учеными, посвященных созерцательным наукам, в 2006 и 2011 гг. в Бразилии. Шестой дан черного пояса айкидо.


Cледующий член научного совета - Piet Hut (1952 г.р.), голландско-американский профессор астрофизики и междисциплинарных исследований, Institute for Advanced Study at Princeton. В знак признания его достижений в планетарной динамике и участия в создании фонда защиты Земли от астероидной опасности его именем назван астероид 17031 Piethut. Он участвовал во встрече физиков с ЕСДЛ, а также в экономическом форуме в Давосе.


Последний член научного совета, если мне не изменяет память, то только он и Блэкбёрн входили в научный совет итальянского центра Уоллеса, Michel Bitbol (1954 г.р.), философия физики, PhD, Director of Research at the Centre National de la Recherche Scientifique. Он работал вместе с одним из отцов-основателей MLI – Ф. Варелой.


3. Христианский аспект проекта А. Уоллеса.


В конце своего послания-одобрения этого проекта ЕСДЛ пишет, что новый центр принесет больше пользы, если в нем будут учить не только буддизму, не только шаматхе и випассане, но и «воззрениям, медитации, образу жизни западных традиций Христианства».  Сами постройки, включающие часовню с колокольней, где теперь размещается центр Уоллеса, в течение длительного времени принадлежали Nada Carmelite Hermitage, в котором практиковалось христианское созерцание. Собственно для индивидуальной практики предназначены 11 келий, планируется строительство еще около 20.  Итак, максимум 30 человек на несколько лет. И есть еще замороженный проект в Италии, где институту Уоллеса принадлежит земля и строения и в который уже вложено более $1 млн. Как сообщает нам всеведующий интернет.


Помимо Уоллеса, как руководителя медитационного проекта, есть еще 3 учителя медитации: 2 буддиста и буддо-христианка Eva Natanya. она имеет как теологическое христианское образование (США), так и PhD в религиоведении, 20 лет изучала практики йоги, медитации и философии с учителями из США, Англии и Индии, последние 3 года провела в уединенном ретрите.


Из того, что находится в открытом доступе или хотя бы декларировано сейчас как цели и миссия CCR, больше ничего христианского извлечь не удается, а последние книги Уоллеса, в которых он показывает очень дальнюю перспективу распространяемого им учения, как я уже писал, поднимают планку на невообразимую высоту великого переноса/вознесения. 


Статья из сборника проекта 4.


Рецензии