Отражение в литературе распада СССР и смены эпох

Несмотря на две мировые войны,  всё же именно распад СССР многие историки и политики, в том числе и действующий ныне политик номер 1 называют величайшей геополитической катастрофой 20 века.

И именно к этому событию по логике должно было бы быть приковано внимание писателей.

Но не приходят на память литературные произведения, описывающие распад СССР,   аналогично тому, как это сделали Маргарет Митчел и Михаил Шолохов.  Есть Интернет. Есть модные имена — Пелевин, например, Акунин. Есть литературные конкурсы, победители. Нет только современных Скарлет и  Григория на всём пространстве Интернета.
   
  Если обратиться к мировым шедеврам  «Унесённые ветром» и «Тихий Дон», можно заметить кое-что общее: 1) романы показывают  кровавый слом старой эпохи и жизнь героев на стыке, подробно описав жизнь «до» , 2)  герои молоды, но не юные, имеют социальный опыт 3)в возрасте 27 (+-) они теряют свой мир, который любили и ничего не хотели менять. 
 Талант Митчел и Шолохова на протяжение десятилетий заставляет миллионы читателей возвращаться в те времена и, сопереживая героям, узнавать о тех временах. А герои стали «лицами» эпох, потому что и Митчел и Шолохов «дошли до боли».

  Воспользовавшись рекомендациями классиков, автор "Трёх Двустиший" попыталась создать таких героев, которые могут стать символами эпохи распада СССР.

 В силу возраста, именно поколению, которому в момент распада было 27 лет, «поручено» небесами отобразить в  литературе свои впечатления о  Распаде.

 Как коррелирует слово распад с ядерным распадом!

 Более старшие, даже после адаптации, теряют пассионарность. Более молодые — не поработав на советских заводах и фабриках, НИИ, не поездив в командировки по стране и не воспользовавшись профсоюзными путёвками,  не обладают полнотой информации о жизни в Советском Союзе.  А точно, правдиво и полно могут  рассказать о том времени только очевидцы и только в определённом временном окне возможностей, пока ещё живы воспоминания и уже проанализирована информация.
   
  Вот, одна из кандидатов на роль «символа» распада — главная героиня романа «Три Двустишия» Марьям — это обобщённый образ восточной советской девушки, - с русским образованием, несмотря на восточный менталитет и традиционное воспитание, она вполне интегрирована в современную жизнь, может проявить самостоятельность и постоять за себя. Марьям приезжает в 1987 Москву по путёвке в «Измайлово». И ей, и другим героям по 25 лет. Они любят свою страну, стиль своей жизни и ничего не собирались менять, как и герои Митчел и Шолохова.
Вот первые впечатления  Марьям в Москве - как советская молодёжь развлекалась:
   «В тот же день Света повела Марьям на дискотеку в измайловский бар «Люкс». Эта дискотека, считавшаяся одной из лучших в Москве, была довольно дорогая.  Ковролит на полу, роскошная стойка бара с высокими табуретами, глубокие, мягкие, обитые матово отливающей кожей диваны, низкие деревянные столики, красиво оформленная площадка для танцев – весь интерьер до мельчайших деталей был выдержан в современном дорогом и элегантном стиле. В воздухе витал тонкий аромат изысканных французских духов. Марьям с удивлением смотрела на девушек, одетых не просто модно и дорого. Эти блестящие лосины невероятных пастельных тонов, чудные сапожки, умопомрачительные кофточки из тонкой, незнакомой и прекрасной материи,  потрясающая бижутерия ... Света принесла коктейли в высоких бокалах и маленькие корзиночки с черной икрой, которые полагались по входным билетам. Коктейль показался Марьям необыкновенно вкусным, Вокруг были молодые, красивые лица, приятная и приветливая обстановка, и Марьям хотелось плакать от счастья».

То есть было какое-то небольшое пространство на круге, общее от пересечения кругов с разными центрами и диаметрами, но это
пространство было небольшим и не сумело поэтому преодолеть ценробежных сил.   Ощущение надвигающейся грозы отражено  в мыслях Сергея(бывшего афганца) во время сцены  в аэропорту, когда Марьям, возвращается домой - это декабрь 1987, - практически последний чисто советский период.
   «Вот, знакомые до боли небритые смуглые лица, женщины в цветастых платках и тяжелых старомодных пальто.
«Скоро всему этому придет конец, этому мнимому братству, и оно уйдет навсегда, как уходит сейчас Марьям», – вдруг пришла в голову Сергею мысль.
       Об этом говорили иногда старшие офицеры в очень неофициальной обстановке, о том, что ЦРУ планирует и готовит распад СССР, используя в своей зловещей игре интеллектуалов- диссидентов и фанатиков-националистов. Только сейчас, такая мысль уже пришла к Сергею, как собственная. Все возможно в этой жизни, если любимая и любящая девушка способна хладнокровно уйти, отвергнув предложение руки и сердца, потому что он как был чужим для нее, так и остался чужим».

Сам распад и 90-е годы прошёл по-разному для разных регионов.  Были регионы, в которых простой народ практически ничего почувствовал,  - по словам политогов, Белоруссия, например. 

   Вот небольшой диалог, демонстрирующий эту разницу. Женщин, собравшихся за гуманитарной помощью, предложил и подвезти добрый человек.
Ты откуда приехал, сынок? Нездешний, –  сразу видно, кожа совсем белая, как будто солнца никогда не видел.
–  Из России приехал я, –  водитель улыбнулся любопытной женщине.
– У вас все же положение получше нашего. С работой лучше. Наша улица почти вся опустела – все стараются уехать в Россию, заработать. Как будто не они хотели независимости. Ну так вот и живи, независимый, –  разгорячилась тетя, –  работай дома у себя! Горланить и митинговать все герои...
 Водитель рассмеялся.» ( "Три Двустишия", 2 часть)

    Делая обобщение в романе «Три Двустишия», автор показала довольно хмурое постсоветское утро в южных регионах постсоветского пространства. Можно сказать АПОКАЛИПтичное средней тяжести.
 
1992 в одной из южных республик

 «Марьям начала разжигать костер из сухих веток, которые она собрала по дороге домой из центра, и того хлама, который нашелся дома. Маршрутки работали, но ездить на них стало теперь не по карману.
 Безработица – практически тотальная, – душила страну, особенно это сказывалось в столице. Будто никогда и не было спешащих по утрам на фабрики и заводы, учащихся в ВУЗах, залитого морем неоновых разноцветных огней вечернего города, очередей в кинотеатры и театры. Жизнь остановилась, дошла до уровня простого выживания в данный час и данный день. Нужно было найти еду и то, на чем эту еду приготовить».

    Да, неодинаково проходил развал.
Кто-то на автобусе в Париж получил возможность съездить, а кому-то пришлось бежать с детьми  от геноцида босиком.

Но для многих это стало окном новых возможностей. Кстати, для Марьям тоже.


    Писатель, создавая образ времени, должен подняться над личным опытом, и постараться  сквозь «всё расхищено, предано, продано» увидеть пробивающиеся ростки нового, дать героям пройти через окна возможностей. Именно это делает литературное произведение интересным для читателей последующих поколений.

       "Три Двустишия" можно прочитать здесь
     https://www.litres.ru/inana/tri-dvustishiya/

пост-скриптум: цена билета в бар "Люкс" в "Измайлово" была 5 рублей.


Рецензии
Первое, жанр эпохальных романов ушел, мир стал сложнее, социальных групп несколько десятков вместо двух - рабочий и колхозница. Второе, если есть предпосылки для романа, то события там будут только не в Москве. Третье. События ещё не закончились, ещё не было гражданской войны, победителей ещё нет.

Петрович Сергей   30.07.2020 12:52     Заявить о нарушении
события там будут только не в Москве - вы хотели сказать, что сказали, или "не только в Москве". События в романе "Три Двустишия" как раз происходят НЕ только в Москве, если дочитать статью до конца - в этом можно убедиться. Насчёт гражданской войны у нас - как говорится "типун вам на язык". Но вот о гражданской войне на родине Скарлет начали говорить, и никто ничего хорошего от этого не ждёт. И потом, если твой ребёнок умер, потому что медицина разрушена и твой муж погиб на лркальной войне(как у моей героини) - это боль не меньше от того, что локальная война и разруха не так эпохальна, как гражданская война героев Митчел и Шолохова. Третье - прежде чем шоворить, что роман - совсем не роман, может стоит прочитать этот роман? Или вы всё заранее про всё знаете.

Inana   30.07.2020 15:12   Заявить о нарушении
Это законы лит жанра - война или гражданская война. "Война и мир" (толстой).
Первая Мировая, Гражданская - "Тихий Дон". Маленький человечек в круговороте мировых событий - условие мирового романа. Не большой человечек (царь, король). Да, и судьба одного человека может всколыхнуть небеса, но судьба каждого человека мало чем отличается от судеб других. Но литература - это другое, это не трагедия, не комедия - это художественный вымысел, где важны не страдания, не переживания, а вымысел страданий и переживаний.

Речь не шла о вашем романе, речь шла об отражении в литературе распада СССР и почему это событие не породило новых Шолоховых, Толстых и Достоевских.
Потому что распада кроме вывески не было, потому что ничего в принципе не изменилось, не было катаклизмов, не было социальных потрясений (война), затронувшая все слои общества.

Петрович Сергей   30.07.2020 16:19   Заявить о нарушении
во второй своей рецензии вы практически повторяете мою мысль, что развал произошёл по-разному в разных регионах. Но я дописала, что в одних наслаждались возможностью на автобусе в Париж съездить, а другие с детьми наперевес убегали от геноцида. Геноцида, понимаете? Вы не знаете, что такое происходило на постсоветском пространстве? И происходит с некоторым запазданием сейчас на Донбасе, например? Довольно сильное расслоение общества( с убийствами ) происходило при приватизации ВЕЗДЕ. Самая настоящая гражданская война была в Армении, когда против восставшмх была брошена армия - это то самое "дело 1 марта", которое возбудил сейчас Пашинян против Кочаряна, тогдашнего президента Армении. Не обязательно писателю страдать, можно и на автобусе в Париж ехать, но как можно отрицать происходящий немного поодаль от тебя взрыв.

Inana   30.07.2020 16:55   Заявить о нарушении
Постсоветское пространство - это немного другое. Тут шансы создать бестселлеры есть у бывших союзных республик и, конечно, от лица коренного населения, а не пришлого или сбежавшего. Впрочем, время покажет, это вполне может быть ваш роман, или чей-то еще. Мое мнение, даже скептическое, тут ни каким боком. Если бы меня спросили, что препятствует созданию таких романов, я бы ответил - новые времена и потребности современных технологий, порушенная культура России, деградация общественного сознания, пониженная планка восприятия, которая не одно десятилетие массированно продолжает внедряться в общество. В литературном плане Россия потеряла все свое наследство и потенциал и началось это еще в недрах СССР. Такова печальная действительность. Но надежда умирает последней.

Петрович Сергей   30.07.2020 20:35   Заявить о нарушении
мне один раз 17-летний русский юноша из Воронежа написал, что скачал мой роман(первую его часть) и они читади его всей семьей- я расплакалась, когда прочитала этот комент. И с тех борюсь за свой роман, вы понимаете о чём я. За Шолоховым и Митчел крепко стояли крепкие издательства. Например, с книгой "Убить пересмешника" из-во работало 3(!) года, чтобы довести его до ума. Сейчас есть ЭКСМО, АСТ, конечно, но письма какой-то писательницы из Армении они просто удаляют, не читая. В Армении свой очень "ближний круг" и прорвать его для госзаказа даже теоретически невозможно. Если вас заинтересовало, что же я написала, то пришлите мне на мейл nanika61@mail.ru письмо с 2 словами "Три Двустишия"

Inana   31.07.2020 07:40   Заявить о нарушении
Не сомневаюсь, что ваш роман написан превовосходно, но я уже давно не читатель, и даже не эксперт. Даже грустно иногда, что не можешь читать и видеть то, что нужно, как все. Как и многие, я сталкивался с подобными проблемами и тут не важно, коррупция, свояки, лобби, тупость - результат всегда один. А посылать по электронке в редакции опасно, тк на их месте я бы собирал рукописи и если что́ дельное давал бы начинающим знакомым для раскрутки.Плагиат, вещь обычная. А уж если, прижмет, можно автора и грохнуть. Минус романа в том, что часто в творчестве, он может остаться единственным, пока автор будет добиваться признания. Единственное "родное дитя". Сам автор останавливается в развитии, хотя почти всегда второй роман получается лучше первого, а третий лучше первых двух, при условии, небольшого перерыва и не пустой траты времени на признание.
Сообразив все это много лет назад я просто стал писать, чтобы не терять мастерство, не зациклиться. Но побеспокоился об авторском праве текстов. Хороший текст можно сплагиатить, но продолжить чужой стиль невозможно, потому что это ещё и интеллект.
Можно сделать электронную версию книги, но заработать на этом невозможно.

Петрович Сергей   31.07.2020 08:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.