Квантовое бессмертие

Фантастический рассказ


   Борис лежал на кровати в трёхместной больничной палате с полуоткрытыми глазами. Он уже съел принесённый ему в одноразовой посуде ужин и ждал медсестру. Высокая температура и давление не спадали. Он уже и не помнил, когда чувствовал себя хорошо. Периодически появлялся кашель. Двухсторонняя пневмония давала о себе знать. Вот уже почти две недели Борис боролся с болезнью, но с каждым днём чувствовал себя только хуже. Уколы и таблетки мало помогали, а если и помогали, то ненадолго. 

   Две другие кровати в палате пустовали. Один пациент умер четыре дня назад. Звали его Игорь. Ему было всего сорок лет. Он просто не проснулся тогда утром. Другого пациента, которого звали Павел, два дня назад увезли на ИВЛ, а вчера с ИВЛа увезли… в морг. Ему было около пятидесяти. Обоих врачи так и не смогли спасти. Коварный вирус «сожрал» их почти за две недели. Борис чувствовал, что скоро смертельная очередь дойдёт и до него.

   Борису было пятьдесят пять лет. Конечно, уже не молодой, но и не такой уж и старый. Он надеялся, что ещё может вырваться из цепких лап этой коварной болезни. Несмотря на своё тяжёлое положение, Борис не роптал на свою судьбу. «Кому-то повезло ещё меньше, чем мне» — горько думал Борис, глядя на пустующие две кровати, а также вспоминая свою жизнь.

   За пятьдесят пять лет в жизни Бориса много чего происходило, впрочем, наверное, как и у всех. Были и везения, и горе. В тринадцать лет он потерял своего младшего брата Виктора, который был младше его на два года. Тогда, в тот вечер они, в тайне от родителей, отправились на рыбалку на надувной лодке. И когда они находились на середине реки Виктор тогда зачем-то привстал на ноги, но не устоял, потерял равновесие и упал в холодную воду. У него от холода свело мышцы, и он стал тонуть. Борис бросился к нему на помощь. Он смог снова затащить своего брата в лодку, но тот не подавал уже признаков жизни, захлебнувшись в воде. Борис делал всё что мог, он пытался вывести воду из лёгких Виктора, затем делал ему искусственное дыхание, но всё напрасно. Борис всю жизнь потом винил себя, что так и не мог спасти Виктора. От такого воспоминания Борису стало только хуже, и он отбросил эти мрачные мысли.

   У самого Бориса жизнь сложилась неплохо, даже удачно. Хорошая жена, двое детей, хорошая работа. Были и моменты смертельной опасности, но Борису в этих ситуациях невероятно везло. Он даже сам не мог понять почему. Например, был случай, когда во время срочной службы в Армии, в Афганистане, он как-то попал в окружение. Душманы окружили небольшой каменный полуразрушенный дом, где он находился. Его сослуживцам удалось с боями выбраться оттуда, правда с потерями. Борис был ранен в ногу и не смог сбежать. Патроны закончились, но оставалась одна граната. Он не хотел сдаваться в плен, так как знал не понаслышке, что делают с пленными. Когда трое «духов» ворвались в дом, Борис демонстративно выдернул чеку гранаты и кинул гранату в незваных гостей, которые находились уже в трёх метрах от него. Эти трое от страха угрозы смерти что-то заорали на своём языке и пулей выбежали из дома. А граната… не взорвалась! Что-то внутри не сработало. Взрыв потом какой-то прогремел, но снаружи дома. Затем послышалась автоматная очередь. Сослуживцам снаружи удалось перебить всех «духов» и таким образом спасти Борису жизнь. Раненая нога со временем полностью зажила. Отслужив в Армии, свои положенные два года, Борис благополучно вернулся домой.

   Воспоминания Бориса прервал звук открывающейся двери. В палату вошла медсестра в защитной маске и тонких защитных перчатках. Она принесла Борису две пилюли и пластиковый стаканчик с водой и поставила всё это на прикроватную тумбочку. С собой у неё были ещё две ампулы и шприц.

— Пора пить лекарства и делать укол, – произнесла медсестра и стала приготавливать инъекцию. – Как самочувствие?

— Да, всё так же, Наташ, — тихо ответил Борис, назвав её имя, — стабильно неважное.

— Не унывайте, надо всегда надеяться на лучшее! – попыталась взбодрить его Наталья.

— Конечно, надо, — согласился Борис и вздохнул, глядя на две пустующие кровати. Затем он взял принесённые ему пилюли и запил их водой.

Наталья сделала Борису укол, затем померила ему температуру бесконтактным градусником, поднеся его ко лбу. Потом тонометром померила давление.

— Ну, сколько там? – поинтересовался Борис.

— Тридцать семь температура, а давление пока тоже повышенное, — ответила Наталья, — это уже лучше, чем было.

— Надолго ли? – вздохнул Борис. – Уже почти две недели температура и давление скачут то вверх, то вниз и никакого пока улучшения.

— Не волнуйтесь! Лекарства, что мы вам даём считаются одними из лучших, – снова пыталась успокоить Наталья, – вы главное сами не впадайте в уныние и всё будет хорошо!

— Хотелось бы надеяться, — улыбнулся Борис.

— Ну, если улыбаетесь, значит будет всё в порядке! – ответила Наталья, и собрав пустую одноразовую посуду с тумбочки пошла на выход, сказав напоследок: — Если что нужно, зовите!

   После ухода медсестры Борис опять погрузился в воспоминания. Ему вспомнился ещё один невероятный случай везения. В молодости он занимался парашютным спортом. Всего у него было сорок два прыжка. И вот однажды он чуть не погиб. Во время одного из прыжков у него до конца не раскрылся основной парашют, а запасной при раскрывании запутался с основным. Дул сильный ветер. В общем, полетел тогда Борис почти камнем вниз. Казалось бы, безвыходная ситуация. Однако, за двадцать метров до земли неожиданно резко усилился ветер. Шквалистый ураганный ветер резко подбросил Бориса слегка вверх уже в пяти метрах от земли. Это и спасло ему жизнь. Борис отделался всего лишь переломами нескольких рёбер. Очевидцы потом говорили, что Борис родился в рубашке! Ведь действительно, тогда произошло маловероятное событие. Ураганный ветер возник буквально ниоткуда и оказался в нужное время и в нужном месте, причём подул под таким углом, что сильно смягчил падение Бориса. Шанс один из миллиона! Даже друзья Бориса, когда он им рассказывал этот случай, не верили в эту невероятную счастливую случайность. Они говорили, мол, наверное, парашюты частично у земли всё-таки раскрылись, это и спасло от трагедии. Борис не спорил с ними. Сам он не верил в чудеса и доверял исключительно законам физики, поэтому считал, что ему тогда просто невероятно повезло.

   В жизни Бориса были и другие случаи везения, пусть и пустяковые, но те случаи невероятного везения ему запомнились на всю жизнь. «На гранате не подорвался, упал с большой высоты и остался жив, а сейчас умираю от какого-то микроскопического вируса!» — с сожалением думал Борис. Он лёг на правый бок и приготовился ко сну. После прививки и пилюль ему стало немного легче. Однако, состояние души было неспокойным. Мысли о возможной смерти не давали ему покоя. Он закрыл глаза и попытался заснуть.

— Эх, неужели я здесь вот так и умру? – тихо вслух спросил сам себя Борис и уже стал проваливаться в сон.

— Нет, здесь ты не умрёшь! Всё будет с тобой в порядке! – раздался вдруг чей-то голос у его кровати.

Борис даже вздрогнул от неожиданности и открыл глаза. На стуле, возле его кровати сидел мужчина, по внешнему виду чуть постарше него с медицинской маской на лице, закрывавшей губы и нос. Он был в пиджаке и в коричневых брюках. «Если это кто-то из медработников, то почему он без халата?» — вопрошал про себя Борис.

— Пройдёт неделька, другая и ты поправишься, это я тебе гарантирую! – убеждённо продолжал незнакомец.

— Вы кто? – неуверенно спросил Борис, поднявшись и присев на кровать. – Я вас здесь никогда не видел.

— Конечно не видели! – ответил незнакомец. – Я здесь впервые.

— А для чего вы пришли ко мне?

— Просто я хотел… — незнакомец сделал паузу, опустив печальные глаза вниз, – просто я хотел повидаться с тобой.

Борис обратил внимание, что у собеседника слегка увлажнились глаза. Эти глаза ему кого-то напоминали, но вот кого, он вспомнить не мог.

— Я вас знаю? – недоуменно спросил Борис.

— Когда-то знал, — вздохнул незнакомец, — и ты меня знал тоже. Жаль, что мы теперь живём в разных мирах.

Незнакомец снял маску и посмотрел печальным взглядом на Бориса. Борис мог теперь внимательно разглядеть лицо собеседника. Внешне они были так похожи друг на друга, что Борис даже на короткое мгновение потерял дар речи.

— Вы, вы… вы мой родственник? – дрожащим голосом спросил Борис.

— Да Боря, — ответил незнакомец и горько улыбнулся, — я твой брат Виктор.

Бориса охватило какое-то непонятное тревожное ощущение.

— Это… это невозможно! – воскликнул Борис. – Мой брат утонул ещё в детстве! Не надо так шутить надо мной! Кто вы такой? Как вы сюда…

— Успокойтесь! – прервал его Виктор и взял Бориса за руку. – Я понимаю, в это сложно поверить, но я твой родной брат Виктор. Ты видел меня только в детстве. Разумеется, за это время я повзрослел.

Борис одёрнул свою руку из руки Виктора.

— Значит я… — тревожно произнёс Борис, — я тоже умер, и ты пришёл за мной?

На лбу Бориса от волнения проступил пот. Ведь его брат Виктор утонул в одиннадцатилетнем возрасте. Он помнил, как хоронили его. Как минимум раз в год Борис, вместе с родителями посещали могилу Виктора. До сих пор Борис жалел, что так и не смог тогда спасти своего брата.

— Нет, я не умер, — прервал Виктор воспоминания Бориса, — ты тоже будешь жить. Просто мы живём теперь в разных мирах.

— В каких ещё мирах? Я не понимаю, о чём ты! – уже раздражённо произнёс Борис.

— Не раздражайся, я постараюсь тебе всё объяснить, — успокаивал Виктор, — я умер всего лишь в твоём мире.

— В смысле? – недоумевал Борис.

— Ну, ты что-нибудь слышал про параллельные миры, про многовариантность событий?

— Что-то слышал, но… но не относился к этому серьёзно, – слегка заикаясь ответил Борис. – Ты действительно похож на меня. Возможно, мой брат выглядел бы сейчас так же, но всё это слишком фантастично, чтобы поверить в то, что ты сейчас говоришь!

— Согласен, для твоего мира это пока ещё фантастика, а у нас уже можно путешествовать по параллельным мирам.

— Где у вас?

Виктор вздохнул и улыбнувшись посмотрел в глаза Борису:

— Ты ведь тогда спас меня. Я очнулся в лодке, когда ты делал мне искусственное дыхание.

— Но это не правда! – запротестовал Борис. – Я тогда не смог тебя спасти!

— В твоей реальности, да я погиб, – спокойно ответил Виктор. – Но это в твоей реальности! В моей реальности, я очнулся, когда ты пытался меня оживить. Для меня ничего такого необычного не произошло. Просто в тот момент наша с тобою общая реальность разделилась на два самостоятельных мира. В твоей реальности я утонул, а в моей я выжил. Жаль, что мы теперь в разных реальностях, но… такова жизнь.

— Похоже, на какой-то бред!

— Поверь мне, это не бред!

— Хм, — недоверчиво усмехнулся Борис, — ну и как я там поживаю, в твоей реальности?

Виктор сделал паузу, опустив глаза вниз. Затем он взял правую кисть руки Бориса в свою ладонь и печально произнёс:

— В моей реальности ты погиб. Тебя в восемнадцать лет призвали в Армию, ты попал в Афганистан. Через год тебя прислали в цинковом гробу. Как нам потом сообщили, ты гранатой подорвал себя и душманов, которые хотели взять тебя в плен.

— Подожди, — прервал Борис, — я тогда не погиб, ведь граната не взорвалась! Я это прекрасно помню!

— Пойми, ты не погиб только в своей реальности! Для всех остальных ты взорвал себя и душманов! Для нас ты тогда тоже погиб. Тебе потом присвоили Орден Мужества… посмертно.

— Виктор, извини, но я пока не могу в это поверить! Да и я многое не понял из того, что ты мне сейчас сказал.

— Хорошо, попытаюсь объяснить, — сказал Виктор. – Дело в том, что существует очень много альтернативных реальностей, или параллельных миров. Любое событие в мире может произойти с определённой долей вероятности. И если вероятность какого-либо события не равна нулю, то это событие вполне возможно, даже самое маловероятное событие.

— Хм, — прервал Борис, — а попонятней объяснить можно?

— Конечно можно, — ответил Виктор, — если возникает какая-либо серьёзная угроза твоей жизни, то твоё самосознание или личность уходит в ту реальность, где ты остаёшься жив, даже если такая реальность маловероятна. То есть ты оказываешься в другой реальности с благоприятным для тебя исходом. Ты остаёшься жив с твоей точки зрения, хотя для внешних наблюдателей той реальности ты погибаешь. Например, в моей реальности ты погиб от взрыва гранаты, но для тебя ничего не изменилось, ты живёшь дальше, ведь для тебя граната тогда не взорвалась. Если есть хоть малейшая вероятность благоприятного для тебя исхода, то эта вероятность и реализуется… конкретно именно для тебя! Это называется квантовое бессмертие. Тебя, да и меня, как личность, ничто не может убить!

— Интересно, — прервал Борис, — получается, что если я сейчас выброшусь из окна пятого этажа на асфальт внизу, то я останусь жив?

— Вероятность того, что ты в данной ситуации останешься жив небольшая, но не нулевая! Но именно эта вероятность для тебя конкретно и произойдёт, а для внешних наблюдателей ты скорее всего погибнешь. Но я не советовал бы тебе экспериментировать. Ты останешься жив в своей реальности, но можешь остаться инвалидом. А оно тебе это надо?

Борис промолчал в ответ, «переваривая» речь своего собеседника. Затем он показал на пустующие две кровати:

— А вот они, тоже живы? Игорь и Павел, они живы?

— Да, живы. Это они для тебя, как для внешнего наблюдателя умерли, но в своей реальности они живы. Возможно они сейчас разговаривают с тобой, в той ихней реальности.

— Как разговаривают, если я, как личность здесь, в этой реальности?

— Хм, — ответил Виктор, — хороший вопрос! Да, как личность, или как душа, ты можешь существовать только в одной, конкретной для тебя реальности. Сейчас ты существуешь конкретно в этой реальности. Во всех остальных реальностях ты просто клон, или копия. В тех других реальностях у тебя такое же тело, такой же мозг, ты можешь вести себя почти так же, как и в своей реальности.

— А чем всё-таки отличаюсь я от моих клонов в других реальностях? – не унимался Борис.

— Как бы тебе это попроще объяснить, — задумчиво отвечал Виктор, — те клоны — это просто твои копии, которые внешне выглядят как разумные существа, но на самом деле таковыми не являются. Все эти копии находятся в других реальностях, параллельные твоей реальности и являются для тебя как бы запасным вариантом. Если ты в своём мире попадаешь в смертельную опасность, то твоя душа или личность могут выбрать любую другую твою копию, то есть другую реальность, где эта смертельная опасность тебя миновала. Ты такой переход в другую реальность даже и не заметишь, ибо мир вокруг тебя будет практически таким же. В старой реальности ты можешь погибнуть или просто умереть, но на самом деле умирает твоя копия, а ты как личность не умираешь, а переходишь в другую реальность, то есть занимаешь другую копию.

   Борис молча смотрел на Виктора, пытаясь понять своего собеседника. Всё сказанное ему казалось каким-то безумным, но обнадёживающим.

— Значит, получается, что я не умру в этой больнице? – тихо спросил Борис.

— Нет, не умрёшь, и я думаю ты понял почему, — ответил Виктор, — ведь даже если есть всего лишь один шанс, то есть одна реальность из миллиарда других, где происходит благоприятный для тебя исход, то эта реальность и будет твоей! Наверняка таких реальностей, где ты выздоравливаешь очень много.

— Уф, ты меня успокоил, — усмехнулся Борис, — если, конечно, всё что ты говоришь это правда.

— К счастью, это правда! – подтвердил Виктор и достал из своего кармана мобильный телефон с экраном примерно в шесть дюймов. – Я хочу тебе кое-что показать. Думаю, тебе это будет очень интересно.

Виктор поднес экран телефона поближе к Борису. Борис поглядел на экран и обомлел. На экране была фотография… его могилы. На чёрной гранитной плите находилась его фотография, где он был изображён молодым в армейской форме. Чуть ниже были выгравированы две даты, дата рождения и дата смерти. Дата рождения соответствовала действительности. Датой смерти было 20 июня 1984 года. Чуть ниже надпись: «трагически погиб».

— Что это?! – испуганно воскликнул Борис.

— Это твоя могила в моей реальности, — спокойно ответил Виктор, — я уже говорил тебе, что ты там погиб в Афганистане, вернее, как потом оказалось, погиб твой клон. Ты сам давно уже жил в другой реальности. Если ты помнишь, я ведь ушёл из твоей реальности ещё в детстве, когда я утонул. Наши миры тогда разошлись.

Борис хорошо помнил указанную на плите дату. Именно в тот день он от безысходности пытался подорвать гранатой себя и боевиков. К счастью для него, граната тогда не взорвалась и всё закончилось благополучно.

— Граната взорвалась, — прервал Виктор мысли Бориса, — взорвалась в той реальности, где я жил. Гораздо позже, когда в нашем мире стало возможным путешествовать по параллельным мирам, я стал искать тебя, именно Тебя из огромного числа миров с твоими клонами. И я нашёл тебя! Я ждал этой минуты!

С этими словами Виктор неожиданно обнял Бориса. На его глазах проступили скупые слёзы. Борис взаимно обнял Виктора и только сейчас окончательно понял, что перед ним действительно его утонувший брат. Он это понял каким-то внутренним чутьём. На глазах Бориса тоже проступили слёзы.

— Ну, здравствуй, брат! – дрожащим голосом произнёс Борис, продолжая обнимать Виктора и хлопать ему по плечу.

— Господи, как же я давно тебя не видел! Я так долго искал тебя! – ответил Виктор таким же дрожащим голосом.

Так они обнимались больше минуты. После этого оба успокоились. Виктор опять присел на стул.

— И во многих параллельных мирах ты побывал? – поинтересовался Борис, утирая скупые слёзы.

— Около сотни, но это капля в море. Параллельных миров огромное количество. И крайне нелегко найти в них именно того, кого ты хочешь видеть, а не его клонов. Однажды я посетил один из миров, где думал, что точно могу там тебя найти, но увы, нашёл только это.

С этими словами Виктор опять протянул свой телефон Борису. На экране Борис увидел фотографию ещё одной могилы. На памятнике из серого гранита было круглое фото улыбающегося Бориса лет двадцати пяти. Внизу, после даты рождения, стояла дата смерти 26 июля 1990 года. Борис недоуменно посмотрел на Виктора.

— Я вычислил, что ты реально был в том мире, но в живых тебя уже там не было. Как я потом выяснил, ты там погиб при прыжке с парашютом. – Виктор убрал телефон снова в себе в карман.

Борис вдруг вспомнил, что именно тогда он действительно чуть не погиб, когда его оба парашюта запутались при падении. Для него тогда действительно произошло чудо, благодаря которому он и выжил. Вернее, видимо не выжил в том мире, судя по фотографии.

— Так что, все мы неоднократно умираем, но только, как говорится, для внешних наблюдателей, но не мы сами! У нас это называется квантовым бессмертием. Вся Вселенная это квантовый объект и поэтому в ней происходят одновременно все вероятностные события, какие только возможны. Все эти вероятностные события, то есть параллельные миры, существуют одновременно.  В моём мире мы уже можем путешествовать по параллельным мирам, правда я могу путешествовать только по тем мирам, где меня уже нет в живых, или где я вообще не родился. С самим собой, вернее со своим клоном встретиться невозможно.

— Погоди, — перебил Борис, — значит, каждый человек на самом деле доживает до глубокой старости? В смысле, с его точки зрения.

— Скорее всего да. Когда-нибудь и ты и я станем самыми старыми людьми на планете, правда каждый в своём мире. Ну, может лет до ста пятидесяти и доживём. Вероятность такого события небольшая, но не нулевая! Следовательно, это событие в какой-нибудь реальности будет иметь место.

— А дальше, ведь рано или поздно человеческое тело полностью износится во всех мирах, и что тогда?

— А вот этого я не знаю, — вздохнул Виктор, — я ведь пришёл к тебе не из будущего, а из такого же времени, только из параллельной вселенной. Просто в твоём мире ещё не научились путешествовать по параллельным мирам. Да и кто может предположить, что будет через девяносто или сто лет! Может придумают какие-нибудь омолаживающие таблетки. Ведь есть же такая ненулевая вероятность развития событий, а значит, это вполне возможно.

— Может так оно и будет, — согласился Борис, — хорошо бы так! Значит, преждевременной смерти можно не бояться?

— Можно, но судьбу искушать не нужно, ведь можно себя покалечить и жить потом покалеченным до глубокой старости.

Виктор замолчал, привстал со стула, протянул Борису правую руку и глубоко вздохнул:

— Ну, мне пора! Я хотел повидаться с тобой, и я тебя увидел. Я рад за тебя!

— А мы ещё увидимся? – поинтересовался Борис и протянул своему собеседнику руку в ответ для рукопожатия.

— Я теперь знаю, где находится твой мир и постараюсь когда-нибудь посетить тебя снова, если конечно…

Виктор снова сделал паузу.

— Что? – поинтересовался Борис.

— Если ты опять не уйдёшь в какой-нибудь другой параллельный мир. Тогда мне снова придётся тебя искать, и нет никакой гарантии, что я тебя опять найду.

— То есть, если я умру в этом мире?

— Да.

— А как я определю, я остался в этом мире или перешёл уже в другой?

— А никак! – ответил Виктор и спустя секунд пятнадцать добавил: — Может и будут какие-то незначительные и малозаметные изменения, но ты их не заметишь. А если всё-таки и заметишь, то будешь считать, что раньше ты просто не обращал на это внимание или подводит уже память.

Они ещё молча с минуту смотрели друг на друга, продолжая пожимать руки.

— Спасибо, что пришёл ко мне, брат! Надеюсь, мы увидимся вновь! – произнёс Борис и улыбнулся.

После этого они вновь обнялись на прощание. У Виктора на глазах опять появились слёзы.

— Мне пора! – сказал Виктор и повернувшись к Борису спиной стал медленно удаляться, постепенно становясь при этом прозрачным.
Через несколько секунд Виктор исчез, словно растаяв в воздухе.
Борис ещё с минуту удивлённо смотрел на пустующее пространство, где исчез Виктор. У него вдруг неожиданно закружилась голова и он обессиленно рухнул на кровать.

   Борис почувствовал какой-то резкий удар в грудь. Он открыл глаза и увидел окружавших его врачей, один из которых стоял с дефибриллятором в руках.

— Очнулся, жить будет! – радостно воскликнул кто-то из врачей.

Борис тогда чувствовал себя скверно, дыхание было затруднено. Он пока не мог понять, что с ним произошло и как он очутился в реанимационной палате.

   Спустя неделю Борис стал чувствовать себя лучше, болезнь отступала. Ему потом уже сказали, что тогда, неделю назад, он пережил клиническую смерть и что врачи буквально вытащили его с того света.
Была частичная потеря памяти, но Борис с каждым днём вспоминал все произошедшие с ним события. Посещение Виктора он помнил отрывками, да и то считал, что это, наверное, сон или переживания в момент клинической смерти. «Может здесь и не было никакого Виктора, — периодически думал об этом Борис, — ведь он же давно погиб! Может это всего лишь игра моего воображения? Причудится же такое!».

   Через две недели Борис полностью выздоровел. Перед выпиской из больницы, к Борису в палату зашла медсестра Наталья, как обычно в медицинской маске и перчатках. Она была почему-то ещё и в очках. Раньше он её в очках не видел. Скорее всего, думал Борис, либо он не обращал на это внимание, либо она частенько снимала эти очки.

— Я же говорила, что вы поправитесь! – радостно произнесла Наталья. – Надо верить в лучшее и всё будет хорошо!

— Спасибо вам за заботу! – поблагодарил Борис и заулыбался в ответ.

Наталья, как и всегда принесла ему обед в одноразовой посуде.

— Завтра будете обедать уже дома! – бодро произнесла Наталья, покидая палату.

— Спасибо! – ещё раз поблагодарил Борис и приступил к приёму пищи.


Рецензии
Науки нет совсем, фантастики мало, фантазия отсутствует, литература спит.

Яцук Иван   04.08.2020 22:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.