И смех, и грех

Догадка не хуже разума.
Во Время Великой Отечественной войны жить было всем очень тяжело. В каждом населённом пункте лозунг «Всё для фронта – всё для победы!» был самым главным. Люди понимали - «Наша сила – в крепости тыла». В Сибири собирали и отправляли на фронт посылки с табаком, вязаными вещами и рассуждали так: «Там война, там смерть, а мы обойдёмся». Отправляли порой последнее. Обуть и одеть детей в то время удавалось не всегда и не всем. Было и так, что все домочадцы по очереди обували одни единственные пимы.  Зимой дети, сидя на печи, ждали, когда родители придут с работы и снимут пимы. Тут же начинали считаться:
- На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты, есть такой, говори поскорей?
Не задерживай добрых людей?
Потом по очереди надевали родительские пимушки и бегали на горку кататься на санках. 
Не смотря на голод и нужду, занятия в школах не отменялись.  В деревне Тарханка некоторые дети учились только в тёплое время года.
 
Вспоминается, как Похабов Николай (прозвище Памаш) забежал в класс, а на босых ногах только опорки от сапог – чибрики. Сбросил парнишка чибрики, а ноги хотел скорее у печки погреть. Ногой так дрыгнул, что один чибрик полетел и вышиб шипку в окне. Стекло раскололось и рассыпалось у всех на глазах. Где во время войны новое стекло взять? Отчислила директор школы, Анна Яковлквна Полухина, парня за этот поступок из школы. 
Бывало и так, что в классе сидели ученики в одних только фуфайках и то наизнанку, настолько они были истрёпаны с лицевой стороны. Рубахи - перемывахи и той не было.
Техничка школы, отправляя свою дочь Марусю в первый класс, сшила ей юбочку из старой списанной географической карты. Изношенную бумагу женщина от карты отшоркала, покрасила в чёрный цвет и сшила  двухслойную юбочку. Девочка ещё задавалась, что у неё такая красивая обнова.   

 Прозвенел звонок на урок. Во второй класс зашёл очень старенький учитель, Рогозин Алексей Федосеевич. Он стал отмечать в классном журнале отсутствующих на уроке, дошёл до фамилии Перепрыгин:
- Перепрыгин Ганя?
- Я здеся-ка, Ляксей Федосеич!
- Скажи, Ганя, почему тебя вчера в школе не было?
- А мамка вчерась штанишки мои постирала, я ждал коды оне просохнут. Других-от у меня нету-ка.
Через день история повторилась:
- Перепрыгин Гаврила Кузьмич, объясните любезный, почему Вы опять
пропустили занятия?
- А я, Ляксей Федосеич, в школу – то мимо Вашей избы хожу, глядь, а на верёвке-то Ваши штанишки постираны висят, болтаются. Я глядел, глядел, как иха ветром-от трепыхат и воротился до дому-то, решил, чё уроки  в школе отменены будут. А разе не так?
Алексей Федосеевич тяжело вздохнул и сказал:
- Ох, дожили.…  И смех, и грех с вами. Садись, Ганя, на место. Знайте, дети, у меня на смену всегда штаны имеются. Мои постиранные штаны - не повод пропускать занятия в школе. Потом учитель строго посмотрел на Ганю и сказал: - А вот лентяев, Гаврила Кузьмич, я не люблю. У ленивого Егорки - всегда отговорки, а ленивому Мишке - всё не до книжки. Лодырь всегда найдёт причину, только бы не работать.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз. Тебе, читатель, поди-ка, смешно, а мне до сердца дошло.


Рецензии
Тяжёлое было время, много пришлось испытать.
А писать про это надо, чтобы не забыли.
Созвучно воспоминаниям моих старших двоюродных сестёр.
Вам удачи.

Борис Лембик   22.04.2024 16:11     Заявить о нарушении