Портреты... Жарёха и Чур

 «Жарёха» - такого праздника в советском календаре нет, но по царившей в доме суматохе, приподнятому настроению взрослых, мы чувствовали, что наступило важное событие.
 Обычно приурочивали его к первому воскресенью после установления настоящих морозов, когда лужи покрывались прозрачным льдом, и скупое осеннее солнце не могло растопить их за целый день.
 С утра Кока готовила очередному любимцу боровку Ваське или Борьке картофельную толчёнку с хлебом; извлекались из загашников, громко гремящие эмалированные тазы, со стены коридора снималась оцинкованная ванна. Дед проверял паяльную лампу, правил нож.
 Поросёнок словно что чувствовал и начинал себя вести беспокойно.
 Странно, но я, остро переживающий за сказочных Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа, воспринимал гибель поросёнка, хрюкающего лето в нашей стайке, как нечто само собой разумеющееся.
 Когда на моих глазах под поезд попал Чарлик, коротконогий дворовый пёс со смешной чаплинской походкой, это потрясло меня до глубины души и было самой большой детской трагедией.
 В деле забоя папа Лёва был деду плохой помощник. Выручал старший сын Виталий.
 Дядя Витя приезжал ближе к обеду. Дядька являлся в мотоциклетном дыме и грохоте, ставил на подножку блестящий эмалевой краской и никелем труб ИЖ 56 и шёл пить чай. Нам дозволялось залезть в удобное, похожее на конское седло пупырчатое водительское кресло, и даже крутить ручку газа.

 Иногда дядька сажал меня перед собой на скользкий бензобак своего стального коня и катал по двору. Ветер холодил щёки. Я смотрел на живую стрелку спидометра, зелёный и красный глазки сигнальных ламп и воображал себя гонщиком, чей мотоцикл несётся по вертикальной стене.
 В те годы по стране колесили передвижные шатры с подобными аттракционами. Недавно мы с папой на таком были. Брезентовый шатёр, как с иллюстрации в книжке про Буратино, встретил нас вкусным запахом бензина, слепящим светом прожекторов. Красивые люди на красивых мотоциклах бешено носились по кругу, взлетая на крашеную дощатую стенку, выше и выше. Я боялся, что мотоциклы столкнутся или вылетят из своего цилиндра прямо на зрителей.
 Но ничего страшного не произошло. Мотоциклы остановились в середине сцены. Смолк звук моторов. Красивые люди, победившие силу тяжести, вскинули руки, приветствуя зрителей.
 Мне очень понравился этот жест. Когда дядька снял меня с мотоцикла, я как отважный гонщик вскинул руки и картинно отставил ногу. На что дядя Витя сказал: «Ты кому в плен, Алёха Боханский, сдаёшься?»
 Не знаю, кто этот Алёха, но в моём детстве его часто поминали.

 Вернёмся к нашим баранам, точнее поросёнку. Между бараном и поросёнком, с точки зрения кольщика, есть большая разница.
 Баран встречает смерть кротко, поросюшка же бьётся за свою жизнь до последней возможности. А визгу от этого дела на всю Шадринку!
 Свинью обещанием обеда приманивали к кольщикам, дядька хватал за задние ноги, переворачивал. Быстрый удар длинного ножа...
 В эмалированный таз спускали кровь, тушу укладывали на доски, смолили паяльной лампой, скоблили ножами. Двор наполнялся запахом горелой щетины.
 Потом животное потрошили. Сердце, печень, почки без промедления отправлялись на кухню. Дед говорил: «Туши топором нельзя касаться, пока жарёхи не попробовал!»
 Мужики мыли руки, усаживались за стол. А тут и водочка, и грибочки и скворчащие на сковородке куски мяса.
 Да простят меня защитники животных и Св. Грета Тунберг, за описание кровавых подробностей, но такова жизнь. Не терзай себя по-напрасну. Сегодня ты ешь, завтра быть обедом твоя очередь!

 Не помню деда пьяным, хоть возможностей выпить у него было предостаточно, особенно весною и осенью.
 В это время владельцам поросят требовался специалист способный быстро и качественно выполнить одну деликатную и тонкую операцию, без которой мясо животного будет вонючим. Таким специалистом был мой дед.
 Иногда дед брал с собой одного из внуков. Сейчас думаю, что Кока специально отправляла нас с дедом, чтобы он не поддался соблазну и помнил об ответственности «за ребёнка».

 Уже в раннем детстве я знал много трудных слов: консолидация, коммунизм, регистрация, но слово «кастрация» в разговоре взрослых, слышал впервые. «Должно быть они оговорились»,- подумал я.
 Мы с дедом к кому-то ходили. Дед был занят, я играл с местной девчонкой. Потом нас усадили за стол. Взрослые много говорили. Опять я услышал неправильное слово.
 Когда пришли домой, мама спросила: «Кеша, ты чем сегодня занимался?» Я важно ответил: «С дедой поросят ходил регистрировать!»

 С внуками ли, без внуков, но дед больше трёх рюмок себе не позволял. Как он говаривал: «Надо знать своего Чура». Если хозяева были слишком настойчивы, дед подхватывал фуражку, и только его видели.

 Много позже я узнал, что Чур — это имя бога домашнего очага.
 Сейчас я пытаюсь узнать своего Чура. Трудности в подсчёте. Всегда думаю: «Если пить по половинке, до Чура можно шесть раз рюмку поднять». Беда, после шести половинок со счёта сбиваюсь!


Рецензии
Ваша, Иннокентий, "Жарёха и Чур" навеяла приятные воспоминания. Родители моего зятя держали несколько свиней и частенько звали меня на "жарёху". Только называли они так суп из потрохов. Далее следовали шашлык из печенки и кровяная колбаса. Вкуснейшая! С уважением

Анатолий Белаш   25.03.2023 22:21     Заявить о нарушении
Дед был родом с Забайкалья. "Кухня", если можно так сказать, у них с бабушкой была больше бурятская: мясная - кровяная колбаса, брюшина, головизна, то что большинство современных людей не пробовали. Никаких шашлыков и прочих разносолов. Много ели картошки, квашеной капусты. Сало солили. Отец много ловил сорной рыбы: ельцов, сорог, окуней, но бабушка не любила с ней возиться. Почти всю раздавали по соседям.
Рад, что мои воспоминания вернули Вас "к супу из потрохов", к годам молодости. Здоровья, уважаемый Анатолий!

Иннокентий Темников   26.03.2023 08:46   Заявить о нарушении