Лев Николаевич Толстой о церковных телодвижениях

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был известен в мире (и сейчас известен) в основном своими романами "Война и мир" и "Анна Каренина". Но он является также и тем мыслителем, который один из немногих бросил вызов так называемой русской православной церкви, открыто усомнившись в истинности "основополагающего"  библейского учения. В частности в романе "Воскресение", иронизируя над ложью, внедрённой в русское сознание, он так описывает ритуал праздника "Пасха":

"Началось богослужение. Богослужение состояло в том, что священник, одевшись в особенную, странную и очень неудобную парчовую одежду, вырезывал и раскладывал кусочки хлеба на блюдце и потом клал их в чашу с вином, произнося при этом различные имена и молитвы".

Далее он описывает в несколько забавном виде (хотя это совсем даже не смешно, а наоборот грустно) дальнейшее:

"Сущность богослужения состояла в том, что предполагалось, что вырезанные священником кусочки и положенные в вино, при известных манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь Бога. Манипуляции эти состояли в том, что священник равномерно, несмотря на то, что этому мешал надетый на него парчовый мешок, поднимал обе руки кверху и держал их так, потом опускался на колени и целовал стол и то, что было на нем. Самое же главное действие было то, когда священник, взяв обеими руками салфетку, равномерно и плавно махал ею над блюдцем и золотой чашей. Предполагалось, что в это самое время из хлеба и вина делается тело и кровь, и потому это место богослужения было обставлено особенной торжественностью".

Что можно сказать без презрения и жалости о том, что происходило потом? А происходило следующее:

«Изрядно о пресвятей, пречистой и преблагословенной Богородице, — громко закричал после этого священник из-за перегородки, и хор торжественно запел, что очень хорошо прославлять родившую Христа без нарушения девства девицу Марию, которая удостоена за это большей чести, чем какие-то херувимы, и большей славы, чем какие-то серафимы. После этого считалось, что превращение совершилось, и священник, сняв салфетку с блюдца, разрезал серединный кусочек начетверо и положил его сначала в вино, а потом в рот. Предполагалось, что он съел кусочек тела Бога и выпил глоток его крови. После этого священник отдернул занавеску, отворил середние двери и, взяв в руки золоченую чашку, вышел с нею в середние двери и пригласил желающих тоже поесть тела и крови Бога, находившихся в чашке".

И совсем уж абсурдной и издевательской выглядит финальная сцена ( а ведь всё это есть, в чём я уверен, и в сегодняшней нашей с вами реальности):

 "После этого священник унес чашку за перегородку и, допив там всю находившуюся в чашке кровь и съев все кусочки тела Бога, старательно обсосав усы и вытерев рот и чашку, в самом веселом расположении духа, поскрипывая тонкими подошвами опойковых сапог, бодрыми шагами вышел из-за перегородки".

Мнение Л.Н.Толстого однозначно. Он не признаёт всю эту библейскую  ложь и, полный сарказма, пишет:

"Этим закончилось главное христианское богослужение. Но священник, желая утешить несчастных арестантов, прибавил к обычной службе еще особенную. Особенная эта служба состояла в том, что священник, став перед предполагаемым выкованным золоченым изображением (с черным лицом и черными руками) того самого Бога, которого он ел, освещенным десятком восковых свечей, начал странным и фальшивым голосом не то петь, не то говорить следующие слова..."

Опустим эти слова. Да уж. Комментарии излишни... А вот и полный, как говорится, абзац:

"На этом он приостановился, перевел дух, перекрестился, поклонился в землю, и все сделали то же. Кланялся смотритель, надзиратели, арестанты, и наверху особенно часто забренчали кандалы".

А что такое есть кандалы? В кандалах сегодня находится и вся Россия, и её стержневой русский народ.

Толстой заканчивает эту сногсшибательную главу 39 своего романа "Воскресение" словами:

"Священник, разговаривая с смотрителем, совал крест и свою руку в рот, а иногда в нос подходившим к нему арестантам, арестанты же старались поцеловать и крест и руку священника. Так кончилось христианское богослужение, совершаемое для утешения и назидания заблудших братьев".

А что мы сегодня с вами имеем? Мы все, как выясняется, есть заблудшие братья в стаде христовом!:-) Нас надо пасти и прореживать время от времени всеми доступными... божьими средствами-способами. Согласны?


Рецензии
Но ведь нетолько заэто он был отречен, и до сего дня предан анафеме.
А еще потому, что издал свой собственный вариант Библии...уж я не помню, каким тиражом...Он выбросил от туда все чудеса, коих в писнии немало...
А Библию никто не имеет право изменять. Редко это бывает в веках, когда сама церковь вносит коррективы...А ОН ПОСМЕЛ...
Сама я ,помню, была потрясена тем вариантом Библии на старославянском языке, которую на практических занятиях нам раздали для тренировки перевода со старославянского.
На кадых три студента по одному старому замыленному экземпляра...
Я начала приледно читать и переводить, а все кругом стали шуметь, смкяться...И мне соседки показывают, тычут пальцами в...маты. Там,конечно используются юс большой, юс малый, так что сходу и не разберешь, да и неожиданно очень увидеть в Библии отборные маты.
Помню первое,что я увидела из такого,эта была строчка:
"А он,бл...такая..."А я смотрю, как баран на н аэто слово, и хотя уже знаю равила орфографии, не умею это слово прочитать. ведь это Библия!!!
Но мне показали и на букву "х" и глагол на букву "е"..
Потом пред объяснил,что маты только тогда матами, когда были запрещены и выведены из Билии. Ну, а запретный плод, как известно, сладок и пошло..
Потом еще прибавил, что долгое время народ на Руси мылся в общих банях-мужчины, женщины, дети...все вместе, потому что никто не считал половые органы позорными, постыдными, как и их те старые названия.
Конечно, Толстой это знал, что Библию меняли много раз.Вот и решил,в свою очередь...руку приложить.Об этом не орали нигде, что не допустить этим популяризацию этого труда Толстого. Ведь кто не заинтересовался бы прочитать это издание ...Потому именно эта причина отлучения не обЪявлялась нигде.
А вот надо бы глянуть в поисковик, чего только в нем только нет, может и это издание Библии Толстым есть?

Марина Славянка   01.06.2021 12:51     Заявить о нарушении
Нет, самого текста не приводится нигде. Указана дата издания, и что это Евангелие, а Ветхий завет Толстой вообще отрицает, и везде только критика его ,Толстовского варианта, но не ам он.

Марина Славянка   01.06.2021 13:21   Заявить о нарушении
Какую только чушь не навалят на великого русского писателя враги рода человеческого! Это ж надо! Благодарю.

Алексей Викторович Пушкин   02.06.2021 09:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.