Кум Тыква

                У моего стола стояли Иван Павлович, начальник техотдела и высокий, незнакомый парень. Они смеялись, рассматривали чертеж на доске и имели оба очень довольный вид.

         - Здравствуйте все! - провозгласил я и подошел к столу.
         - Ты сделал это! Я надеялся и верил! Больше, правда, надеялся! Но и верил! Поздравляю! Четыре года не получалось… Многие пытались. Молодец! Жди премию! - Шеф пожал мне руку.

         - Посмотри еще раз, Леша!  Это - событие! Знакомьтесь сами, мужики! А я в аэропорт! Приеду через неделю и потолкуем! - Иван Павлович пожал нам руки и ушел..

         -  Я Камень! - сказал высокий, протягивая руку.
         - Да и я не из соломы! - пожал я крепкую ладонь.
         - Камень - это фамилия! Зови меня  Алексей! Лучше - Леша! - он весело рассмеялся.
         - О! Уже познакомились?! Отлично! Будет могучая тройка! - Михаил обнял нас за плечи.

         - Леша давно работает в отделе. Два последних года усердно трудился на нашем филиале. А сейчас вернулся! Будет вести моторный цех. Подробнее потом! - пояснил Михаил.


         - Тебя о моем возвращении не предупредили, чтобы мы не говорили об этом приспособлении. Два года назад я тоже пытался придумать его. Не получилось. - развеял туман Камень. Потом добавил:

         - Иван Палыч не хотел, чтобы  мысли твои  "спугнул". Я уже три дня на заводе! С цехом знакомился. А сегодня был  призван в отдел! Вот и весь секрет! Ты просто молодец! - Леша поднял большой палец, им же показывая на чертеж.

         - Спасибо! Честно говоря, сам не поверил, когда додумался! - признался я.
         - Миша! Иди сюда! -  Леша сидел за столом шефа, а я рядом.  Требовалось обсудить полученную информацию.

         - Завтра утром должен  приехать референт союзного министра. Наш отдел - главная цель его миссии. - подробнее Алексей не знал ничего. Нам надлежало встретить его и постараться решить все вопросы.
         - Постараемся! Мы все знаем! Справимся! - на этом наше совещание закончилось.

                Утром в отдел вошли главный инженер завода и среднего роста симпатичный шатен лет тридцати пяти. Мы поняли, что это  и есть московский гость.

         - Доброе утро всем! Вот! Прошу любить и жаловать! Референт союзного Министра. Имеются вопросы, ответы на которые в Вашей компетенции. Надеюсь на продуктивное сотрудничество!  Прошу Вас, товарищ Лыков! - коротко и четко сказал главный инжкнер.


         - Благодарю Вас, Ахмед Саидович! Дальше я сам! - приятный голос, спокойный тон.
         - Здравствуйте! Меня зовут Андрей Сергеевич Лыков! Я референт министра. Да! Мне и самому не нравится, как это звучит, но пока так. - он улыбнулся. Мы втроем подошли к нему.
         - Здравствуйте! Я ведущий конструктор, Алексей Камень. Пару дней, пока нет начальника, побуду за старшего. - Леша представил Михаила и меня. Обменялись рукопожатиями.

         Андрей Cергеевича усадили за стол шефа. Он осматривался несколько секунд, потом сказал:

         - Пожалуй я готов к работе! - улыбнулся и достал  авторучку.
         - Минутку! Вы завтракали, Андрей Сергеевич? - спросил Михаил.
         - Нет! Но думаю, что до обеда доживу! - ответил референт министра.
         - Тогда, с учетом того, что дамы на заданиях, мы сами организуем завтрак здесь. Через двадцать минут. И за пиалой чая обсудим вопросы, которые Вас интересуют. - Камень протянул мне ключи и кивнул. Я вышел из отдела.

         На машине шефа через три минуты я был на площади. Пирожки только разгружали. Я купил гостю десяток, нам троим по шесть. Наташе и Инге по пять и десять на всякий случай. Итого три пакета: 28-мь шт и два по 10-ть шт.

          Через пять минут я вошел  в отдел. Андрей Сергеевич отреагировал , как мы предполагали. Он повернулся к пакетам, откуда шел дразнящий запах и не мог оторвать глаз от них.

         Но  выдержал, не задал вопросов. Миша уже вскипятил воду и заварил чайник индийского. Камень разлил по пиалам. Я выложил пирожки в миску, подвинул ее ближе к москвичу.

         - Угощайтесь, пожалуйста! У нас без церемоний! Всем хватит, не волнуйтесь! - Андрей Сергеевич взял пирожок, откусил кусочек, потом в два счета управился с ним. Отпил чаю.
         - Не стесняйтесь, ешьте, пока они не остыли! - мы потчевали гостя и сами ели и пили. После четвертого пирожка он спросил:

         - Что это? Ничего подобного я не пробовал! Один запах сводит с ума! Ах! Я хочу еще! - Камень подливал чай гостю.
 Миша колдовал с кипятильником.

         - Бог знает, что Вы обо мне подумаете, но я не в силах остановиться! - он рассмеялся и взял очередной.
         - Однако, напоминаю! Нам еще  обедать! Часа через… три.. - сказал я.
         - Надеюсь, Вы знаете, что делаете! Спасибо! Слов нет, есть восторги и зависть. Притом чернющая! Вы можете есть чудо-пирожки сколько и когда хотите! Может быть пора поговорить? - он улыбался. Мы убрали со стола.

         - Я не буду проводить какие-то проверки или выискивать недостатки. Мне поручено изучить Ваш опыт, познакомиться как с новыми разработками, так и со старыми идеями и рацпредложениями. - нам стало интересно. Такой свежий, нестандартный подход.

          - Особый интерес к  положенным  "на полку"  проектам. Не внедренным. Иногда это кладезь идей! - серьезно сказал  "министерский нунций".

         - Здравствуйте! О-о-о! Лор-пирожки! А нам взяли? Вы из этого малыша чай пили? А я наш большой принесла! - это Наташа вернулась из Гос стандарта.

         - Наташа! По-порядку! Пирожки Ваши в пакете! Чай из маленького пили. Нормально! Значит, чайник наш еще послужит? Молодец, что заскочила за ним! - ответил Леша.
          - Кум Тыква сказал, что гарантия - пять лет! Чай заварю, проверим! - она взяла чайник и пошла мыть его.

         - Все говорят на русском языке, но я ничего не понимаю! Переведите мне пожалуйста! - попросил москвич.
         - Краткий перевод! Пирожки эти (по-узбекски  "гумма"), в народе называют  "ухо-горло-нос"! Наташа придумала другое, свое  название. - ответил я.
         - А кто такой кум Тыква? Мне только один известен! - спросил референт.
         - Это… Впрочем, пойдем обедать, покажем этого "кума"! Очень интересный товарищ! - не раскрыл я интригу.

         - Здравствуйте! Вот и я! Ух ты! Пирожки! А  где нам? Наташа чайник наш мыла. Кум Тыква сделал! Здорово! - Инга вернулась из Управления.

         Наташа принесла чайник. Через пять минут чай был готов. Женщины ели пирожки. Андрей Сергеевич молча наблюдал.

         - Девочки! Идите знакомиться! Это референт министра Лыков Андрей Сергеевич! Из столицы! Прошу любить и жаловать!  А это Наталья, инженер-конструктор! Инга, зав архивом и стандартизатор. - представил  их друг другу Алексей.
         - Любить не обещаем, а жаловать будем! Добро пожаловать! - поиграли наши дамы словами. Москвич молча  одобрительно улыбался.

         Андрей Сергеевич добыл себе пирожок и ел его, как лучшее из яств планеты. Потом долго разглядывал чайник.

         - У этого красавца отвалился весь  "чаепровод" и его починили? - с недоверием спросил он.         
         - И это умеет делать некий  "кум Тыква"? Никогда не слышал, чтобы эта операция кому-то удалась! - все еще сомневаясь, сказал Лыков.
         - Сами  скоро увидите! - заверили мы.

         - Я видел Вашу разработку. Есть несколько известных мне изделий, где существует эта проблема. - сказал мне референт.
         - Существовала! Ее больше нет! При всей простоте конструкции, в ней немалый потенциал. Она легко адаптируется.  В общем, хорошая получилась. Насколько я понимаю, это  нужно запатентовать. И поскорее! - без всякой скромности сказал я.

         - Именно! И не делить авторство! Не надо играть в благородство и бескорыстие! Никто не сумел и не смог решить старую задачу. - затронул тонкую струну Лыков и хзакончил:

         - Вы смогли и сумели! И должны получить заслуженные вознаграждения. Мы вернемся к этому разговору. - никто еще такого не говорил. Москвич удивил меня.
         - Благородство и бескорыстие не всегда игра. Хотя, Вы правы! Нас слишком долго  "воспитывали" те, кто сами  никак примером служить не могли! - разгорячился я.

         - Cо мной едут Андрей Сергеевич и Инга. Ты везешь Наташу и Михаила! Выезжаем через 15-ть минут! - отдал четкую команду Камень. Мне понравилось. И пыл охладил.

         Мы припарковались на стоянке. Запах пирожков витал в воздухе. Референт определил, откуда он идет. Пирожки еще продавали.

         - В холодильнике лежит пакет с пирожками. Надо поставить тарелку с ними в духовку на 3 - 4-ре минуты и будут еще вкуснее. - сказал я. Референт кивнул и улыбнулся.

         Мы подошли к трехколонной арке входа на рынок. В средней колонне с внутренней стороны, располагалась маленькая мастерская. Шириной метра полтора и глубиной не больше.

         Здесь работал один из немногих починщиков  фарфоровой посуды. Весьма дефицитной. На узбекском языке профессия его называется красивым словом  "чегачи". Искусством своим мастера починки владели виртуозно. Работали они, почти всегда, на виду.

         Чтобы достигнуть высокого уровня требовались многие  годы. Наш  мастер славился. И был известен далеко за пределами города. Но он едва помещался в тесной полости колонны.

         Камень, Инга и Миша пошли в кафе. Мы с Наташей остались сопровождать гостя. А тот смотрел на крохотную мастерскую, на ее стены, где на полках стояли чайники , вазы, блюда и даже супницы. Мастер прилаживал отбитый носик к чайнику.

         Наташа спросила разрешения посмотреть, как он работает. Обитатель колонны не возражал. Только бы не мешали клиентам и не загораживали свет. Андрей Сергеевич замер. Он молча смотрел. Буквально впитывал все ловкие движения умелых рук  "чегачи". Наконец отступил на шаг. Мы поспешили в кафе.

         - Очень метко Вы прозвали его. Самый настоящий  "кум Тыква"! Сам Родари бы порадовался! А мастер какой! Кудесник! - восторгался Андрей Сергеевич.

         Уселись на оставленные нам места за  столом для шестерых. Таких стояло всего четыре. Людей было мало .
Выбрали пару салатов, солянку, какие-то мудреные котлеты,  лимонный морс и кофе. Прошло минут пять.

         - Сейчас приведу всех в чувство! - пригрозил Камень.
         - Э-э-й! Блюдоноски! - громоподобно гаркнул он. Моментально возникли несколько официанток. Леша поднял руку . Одна подошла к нам.

         - Здравствуйте! Извините, пожалуйста!  Директор задержал.   Вы уже выбрали? - спросила она.
         - Да! - Камень сообщил наш выбор, на приняла заказ и удалилась.

         - Фи, как ты ее обозвал! Почти матерно! Даже тихо повторить боюсь! - фыркнула  Инга.
         - Во-первых, действенно. Cами видели! Во-вторых, это русское слово, практически  перевод французского "официант". - парировал Алексей.

         - Должен сказать, что приятно удивлен Вашим русским. Я не эксперт, но по-моему, он повыше московского. И это не комплимент, а правда! - поделился референт.
         - Пусть будет комплимент, который правда! - примирил всех Михаил.

         - Что касается русского: Вот меню. Посмотрите, что там написано! - вложил я свою лепту. Инга взяла папку.
          - Какой ужас!  Я чуть со стула не свалилась. Это по-русски?! Кошмар! - она брезгливо отодвинула  "меню".
         - Дай, я сам прочту! - Леша открыл папку.

         - Вот! Ого! Да я - ангел просто!  Раз-блю-до-вка!  Во как! - он был смущен несколько.
         - Это не русский, а столовско-ресторанный! Какой-то чинуша придумал, видимо. А язык русский, он и с этим  справится! Должен! - убежденно сказал я.

         - Разве нельзя вместо слова "меню" употребить русское слово.. скажем  "блюдник"? - удивился Андрей Сергеевич.
         - Нельзя! Занято! Оно означает "шкафчик для тарелок". - объяснил я.

         Мы смеялись. Любимый "Великий и могучий", увы, не без недостатков. Обед был под стать пирожкам.  Все очень вкусно. Андрей Сергеевич не уставал удивляться.

         - Я из любопытства посмотрел на расценки. В этой самой  "разблюдовке". Это много дешевле, чем у нас в Москве. А вкус и качество не хуже, как минимум! - сказал довольный гость.
         - Мы иногда заглядываем сюда. Здесь неплохо! - Миша подтвердил мнение москвича.

         - И вот еще что! Прошу звать меня просто Андрей! Это мое имя и я привык к обращению без отчества и на  "ТЫ"! - он улыбался, мы кивали, не возражая.
         - Разумеется, сей регламент на взаимной основе! - так Наташа узаконила соглашение.

          - Я только несколько часов в  Ташкенте, а уже столько разных впечатлений! Ничего подобного и в фантазиях не придумать.  Примите мои восхищение и благодарность! - с искренним  чувством произнес Андрей.

         - Полагаю, что Андрею не помешает отдохнуть. Я отвезу Вас, то есть тебя в гостиницу! - сказал Камень.
         - Вези! Нет! Заедем сначала за пирожками! - смеясь, согласился референт министра. Они уехали.

         На ъзавтра мы планировали ехать  "на плов". Мы знали столовую, где готовили великолепно. В отдел вошли Камень с Андреем.

         - Здравствуйте! Доброе утро! Салом алейкум! - пышно поздоровался референт министра.
         - Чтобы полное удовольствие было, мы за самсой заскочили! Андрей и от этого запаха в восторге! Чайник заправляйте! Быстро по самсе и работать! - Алексей был в отличном  настроении.

         - Мы уже подобрали  "отвергнутые" проекты, и не
 внедренные  "рацухи". Андрей! Можешь их посмотреть. С нужных снимем копии. - доложила Инга.
         - Чудесно! Спасибо! Сейчас же и начну смотреть. Их не так много, думаю. -  обрадовался Лыков.

         - Чай готов! - возвестила Наташа.
         - Девочкам по две, мальчикам по три! Налетай! - через десять минут самсу слопали и чайник опустел. Все приступили к работе.

         Меня вызвали в инструментальный цех. Я поспешил. Видимо, приспособление начали делать. Я ошибся. Его уже изготовили!
         
Я сам понес  мое детище на сварочный участок. Установили, опробовали. Результат, как говорится, превзошел ожидания! И намного! Сердце забилось! А сварщица меня поцеловала!

         - Миша! Леша! Андрей! Идемте на сварку! Скорее! "Приспособу" смотреть. Уже в работе! - позвал я.

         Через пару минут мы стояли и смотрели, как сварщица быстро и ловко закладывала детали в новейшее приспособление, легко прижимала рычаг левой рукой  и сваривала одни детали с  другими.

         Она манипулировала, словно давно уже работала именно так. Мы вдруг, не сговариваясь, дружно
зааплодировали. Меня поздравляли. Было приятно.

         Мы, почти не отвлекаясь, работали часа два с половиной. Потом у Андрея появилась потребность  разобраться в нюансах некоторых конструкций. Миша подробно объяснял.

          Ко мне был один вопрос. Андрея заинтересовала конструкция с цангой
         - Ты придумал интересный механизм. Но почему такая вещь используется в одном экземпляре?! - удивленно спросил референт.
         - На нашем заводе больше не требуется. Была задача. Я ее решил. Всё работает, все довольны!. - ответил я.

         - Но эта конструкция может и должна работать на десятках заводов! - разгорячился москвич.
         - Я тоже так считаю. Но у меня нет информации об этих заводах. А у них нет  информации о существовании этой конструкции. Вот и все! - объяснил я.

         - Вот! Это слабое звено! У нас в министерстве создают отдел, который будет собирать и распространять такую информацию! - он посмотрел мне в глаза.

         - И  референт министра Лыков А.С. станет  первым заведующим отделом информации! Отличная новость!  Поздравляю!! - сообразил я и тихонько поаплодировал.
         - Постараюсь наладить работу! Но пока об этом не объявляем - пообещал, улыбаясь Андрей.
         - В добрый час! - откликнулся я. Мы пожали наши руки.

         - А обед по расписанию! Едем, как вчера! Экипажам  готовиться. Отправляемся через четверть часа! - громко объявил Алексей.

         Через полчаса мы вдыхали чудесный аромат плова. Андрей рассматривал огромный казан, полный золотистого риса. Красоту риса подчеркивали, как лепестки цветов, оранжевые полоски моркови…

         Камень добыл шесть больших пиал с пловом. Четыре одинаковые порции и две поменьше. А еще три лепешки и миску салата. Андрей нес две порции, я еще две. Потом я вернулся помочь Леше.

         Мы сдвинули два столика и расставили плов, салат и тарелку для лепешек. Миша принес два чайника чая  и пиалы.  Я принес ложки. Мы уселись поудобнее.

         Камень  "преломил хлеб". Он поделил лепешку на несколько кусочков и ппридвинул свою порцию ближе.

         - Короткая вводная. Большая пиала для еды разной, называется  "касА". Салат из очень тонко нарезанных помидоров и тонких колец лука, именуется  "ачичук". Лепешки испекли в тандыре, как и самсу, что ели утром. - пояснил я.

          Андрей ел, смакуя каждую рисинку. Вкус плова был в гармонии с его видом и ароматом. Мы делали иногда глоток-другой чая. Москвич последовал нашему примеру.

        - Сегодня обошлись без  "блюдоносок"! - поддела Инга Лешу.
         - Да и  "разблюдовка" минимальна! - в ответ отшутился Камень.
         - Зато еще одна волна впечатлений меня захлестнула! Вы потребляете яства, одно другого вкуснее и ароматнее! - восторгался референт министра.

         - Андрей! Ты сыт? Я видела твои сомнения по поводу объема порций. - спросила Наталья.
         - Вполне! Размер касЫ обманчив. А я знаю, что надо делать, как Вы! И никаких проблем! Но главное откровение все же не плов, а лепешки! Имея такие лепешки, можно жить без всего остального! - ответил он.
         - Ну, все! Едем трудиться! - скомандовал Леша.

         - Это тебе к вечернему чаю!  Завтра поделишься впечатлениями! - Я протянул Андрею небольшой пакет.
         - Спасибо! Вчера и сегодня я, как-будто в другом мире! - признался референт.
         - Завтра - шашлык! А утром самса! По домам! - отдал отдал команду капитан запаса Камень.

         В отдел вошли Алексей и Андрей. Я только что заварил чай. Запах самсы трудно спутать с чем-либо. Я поставил на сол пиалы и миску.

         - Девочкам по четыре, а нам по шесть! Налетаем, пока горячая! Пьем, пока горячий! - Камень разлил чай и мы отдали должнле самсе из слоенного теста.
         - Это очень вкусно! Но я сравниваю с пирожками и не в видах решить, что лучше. - сетовал Андрей.

         - Умный совет: не надо выбирать, надо есть! -  Инга в роли судьи нам понравилась.
         - Вчера я лакомился сушеной дыней. В комбинации с лепешкой и чаем это нечто! Спасибо огромное! - Андрей был в восторге.

         - Миша! Иди, глянь! Я к твоему стенду крепление мотора придумал! - позвал я.
         - Это похоже на байонет! Только плоский! С меня пузырь! - обрадовался Михаил.
         - Можно посмотреть? - подошел Андрей. Я рукой показал на чертеж.
         - Это тоже можно использовать на разных заводах! Но надо вживую проверить! - оценил москвич.
         - Звоню в инструментальный! Инга! Сделай-ка нам, пожалуйста, две копии чертежа! - не возражал Леша.

         Мы приехали в летнюю столовую Института Энергетики. Два столика под деревом. Камень подошел к шашлычнику. Они говорили и смеялись.

         - Будуът четыре разновидности. Из говядины, из баранины, из печени (джигар) и рубленный (кийма кебаб). - сообщил довольный Алексей.
         - Мне по одной каждого и достаточно! - сказала Наташа.
         - А мне два кебаба и один говяжий! - заказала Инга.
         - Тогда нам по две каждого! Кто захочет еще, скажете! - предупредил Леша.

         - Запахи пирожков, самсы, плова и шашлыков я буду помнить всю жизнь! - проникновенно сказал Андрей.
         - Я думаю, что российский вариант  "шашлыки" - не по-русски! Блюдо называется  "шашлык". Стало быть и склонять надо в единственном числе! - поправил я.
         - Да! Это верно! Но у нас говорят во множественном, вот и я, по инерции. -  не сопротивлялся референт.

         Принесли тарелки с салатом, зелень разную, лепешки и блюдо с дымящимся шашлыком. Два вида: говяжий и из печени. Леша поломал лепешки на кусски и мы приступили к трапезе...

         Блюдо опустело быстро. Но тут же появилось другое. Бараний и рубленный. Мы ели вкуснейший шашлык, не забывали о зелени и пили чай.

         - Друзья! Я никогда в жизни не ел столько вкусной, ароматной и красивой еды! Спасибо! По делу: Вы настолько четко, быстро и грамотно подготовили материалы, что миссия моя почти закончена. - сказал Андрей. Поднятой рукой попросил внимания.

         - Вы каждый день устраиваете мне кулинарный праздник!  Я услышал массу интересного о родном языке! Я узнал, что есть удивительные мастера! Я видел их работу! - чувства переполняли Аедрея. Мы не мешали ему.

         - Я познакомился с Вами и это самое дорогое для меня!  Спасибо всем! Я постараюсь ответить добром на добро! - немного смущенно закончил он.

         Все съели еще по палочке кийма кебаба. Он был превосходен! - потом сытые и веселые поехали работать. А на заводе уже сделали штанги для Мишиного стенда.

         Мы, после нескольких попыток, поняли, как надо заводить  "байонет". Установка обеих штанг занимала не более минуты. Андрей раза три ставил их и снимал.

         - Здорово! Сами открыться не могут! Если делаешь что-то не так, не установишь! Отлично! Будем внедрять! - резюмировал референт министра.

         - Завтра четверг. Традиционный день плова! Вся республика варит и ест плов! Мы повезем тебя отведать самый лучший в городе! Порция твоя будет чуть больше. - Леша не собирался вступать в дебаты.
          - Слушаюсь, товарищ  майор! - повысил Камня в звании Андрей.

         В отдел вошли Инга, Андрей и Камень. Михаил, словно впервые видел их, переводил взгляд с  Леши на Ингу и обратно. Потом посмотрел на меня и поднял бровь. Я подошел к нему.

         - По-моему,  у них серьезно! - с одобрением  сказал Миша.      
           - Леша в разводе, Инга не замужем. Детей нет ни у нее, ни у него. Сам бог велел! - согласился я с ним. Но мы не договорили..

         - Чёрт подери! Ну надо же! - воскликнул Андрей. Он поднял с пола упавшие очки. 
         - Что там?- спросил Михаил.
         - Вот! Несколько раз ронял и ничего! А сейчас…- с досадой произнес пострадавший.      

         Очки были очень дорогие, с серо-дымчатыми стеклами. Они имели еще какие-то спец покрытия. Стекла крепились к оправе двумя винтами каждое.

         А "оправа" была в виде полоски металла с прикрепленными к ней удобными, пружинными заушниками. Все выглядело очень красиво и очень ненадежно.

         От падения выкрошились кусочки левого стекла у винтов. Стекло ничто не держало. Вряд ли это можно починить. Андрей очень дорожил ими. Подарок жены. Я понял вдруг, что есть надежда...

         - Андрей! Положи очки в футляр и идем со мной! - уверенно сказал я и направился к выходу. Леша улыбнулся и  кивнул. Догадался!

         Через пару минут мы припарковались недалеко от входа на рынок.
         - Кум Тыква! - закричал Андрей.
         - Идем! Не факт, что он поможет, но попробуем! -  мы вошли в арку. Мастер был на месте.

         - Доброе утро, уста! - поприветствовал я.
         - Доброе утро, уста! - повторил Андрей.
         - И Вам доброе! - отозвался он.
         - Вот, посмотрите, пожалуйста! Можно ли это починить?- спросил референт министра и протянул очки.

         Мастер внимательно рассмотрел повреждения и вынес вердикт:
         - Да! Я могу сделать это! Но не сегодня! А завтра, в это же время, получишь назад. Я помню тебя, москвич! Не волнуйся! Наверное, это подарок! Он еще послужит тебе! -  улыбнулся старый чегачи.
         - Спасибо.уста! - поблагодарил обрадованный Андрей. Мы попрощались с мастером.

        - Идем, пирожки купим, а то ты нос уже утомил! - мы пошли к лотку. Очередь двигалась быстро.
         - И как ты додумался обратиться к "Куму"? - спросил Андрей.
         - Элементарно, Ватсон! Не во Францию же ехать! Это Ташкент! Мы и сами с усами! - ответил я.

         - Я же говорила! - воскликнула Наташа.
         - Чайник налаживай! - подтвердил я.
         - Уже! Раз пирожки, значит на базар помчались! Что кум Тыква? Взялся? - дедуктивным методом она владела вполне. Как и Алексей.
         - Завтра! В это же время! - подал голос референт. Мы принялись за  пирожки.

          Основной поток людей иссяк.  Мы добыли шесть порций плова, салат, лепешки, чай. Андрей с удовольствием сделал несколько  "ходок", принес  ачичук и лепешки.

         - Можно, я поломаю хлеб? - улыбаясь, спросил он. Мы одобрительно кивали.
         -  Я рад участвовать в этом ритуале! Нести касЫ с пловом, ломать лепешки! -  Андрей был доволен, что не хуже нас хлопотал.

         Плов был просто великолепен! Мы не часто ездили сюда. А референт в очередной раз удивлялся.

         - А как же сравнивать два плова? Это возможно вообще? - спросил он.
         - При определенном опыте, можно! Мы же различаем разные виды мороженого или конфет! - аргументировал я.
         - Да! Действительно! Понял! Надо просто любить ПЛОВ  и все! - воскликнул Андрей. Мы улыбались.
         - Завтра - цыплята-табака! А сейчас - на работу!  - Леша рассмеялся. Мы вернулись в отдел.

         Рано утром мы с Андреем приехали рынок. Мастер уже был на работе. Мы подошли, поздоровались.

         - Вот твои очки, друг! Носи на здоровье! - чегачи протянул Андрею футляр. Очки были, как новые!
         - Спасибо огромное! Сколько я Вам должен? - Андрей говорил осторожно,чтобы не обидеть мастера.
         - Не надо денег! Я с интересом делал это, с удовольствием! Редко бывает такая работа! - смеясь, сказал кудесник.
         - Я не могу не отблагодарить Вас! Пожалуйста, примите мой маленький подарок! - Андрей протянул мастеру коробочку.
         - Хорошо! Пусть так и будет! - он достал из коробочки кошелек. Открыл его, полюбовался и произнес:
         - Спасибо! Он будет напоминать мне этот случай. Спасибо! - ему явно понравился подарок. Мы попрощались.

         - Идем! Ты увидишь необыкновенное действо! - повел я москвича к овощному ряду.

         Молодая, лет двадцати пяти, узбечка, с лицом  "мисс Азия", шинковала морковь. Из принадлежностей были небольшая доска и нож с широким лезвием.

         Легкими, ловкими движениями она делила морковку по длине на две или три части. Потом каждую резала на пластинки, толщиной  2,5 - 3 мм.

         Затем складывала пластинки в стопку и быстрыми движениями ножа превращала в соломку. Нож постукивал по доске. Словно дятел. Это было завораживающе.

         На наших глазах она килограмма три моркови за несколько минут превратила в горку соломки. Андрей стоял, как зачарованный. Я тронул его за плечо. Он словно очнулся 

         - Какая  Швейцария? Какая Франция?  Ташкент! Город не только хлебный! Здесь живут и работают удивительные люди! Я преклоняюсь перед Великим Городом! - пафосно, но от души воскликнул почти зав отделом Лыков.

         - А лепешки здесь есть? - уже спокойнее спросил он.
         - Сколько и какие хочешь! - мы купили одну с жареным луком и обычную. Это на вечер.
           - Возьмем пирожки или самсу? - спросил я
          - Лучше пирожки! - предсказуемо ответил москвич.

         Все рассматривали очки и восторгались работой "кума Тыквы". Андрей был в отличном настроении.

         - Андрей! Вспомни! Ты сам или кто-нибудь подтягивали гаечки на левом стекле?- спросил я.
         - Да! Было! Жена пинцетом подкручивала! - не сразу, но вспомнил он.
         - Вот и причина поломки! Подкрутка создала напряжение. Ты ронял их раза два-три и обошлось. А в этот раз сломалось. Это уже не важно. Зато картина ясна. - мы закончили очковую эпопею.

         Кафе  "Голубые купола" славилось цыплятами-табака. Большинство ташкентцев хотя бы раз побывали здесь. Мы разместились за двумя столиками. Официант быстро обслужил нас и некоторое время все молча ели.

         - С цыплятами пообщались. Кто хочет еще? -  Леша  был серьезен. Цыплят не хотели.
         - Перемещаемся в кафе  "Мороженое"! - это было заманчиво. Камень подал отличную мысль.

         Мы разместились, заказали мороженое, кока-колу и минеральную. Было тихо и мы поговорили.

         - Я еще не уехал, а уже скучаю! Нет! Не только по отменным яствам! Мне совсем не хочется расставаться с Вами! И с Ташкентом! Словно что-то очень дорогое отнимают! - с чувством произнес Андрей. Мне показалось, что голос его дрогнул…

         - Мы тоже испытываем похожие чувства! Не зря же говорят, что остающимся труднее. - сказал Камень.
         - Каждый из Вас найдет у себя в столе маленький сюрприз. Надеюсь, понравится! А сейчас мне пора в гостиницу. Скоро еду! Такси заказано! - мы попрощались с Андреем и пожелали ему успехов.

         Так, на грустной, но светлой ноте закончилась эта история.

З


Рецензии
Спасибо, уважаемый Борис!

Недавно я вспоминала одну политинформацию,
на которой студентка доложила, что в честь
встречи иностранных гостей был дан обед...
И всё!
Препод сказала: Ну, поели...

Что-то я утонула в плове, самсе, шашлыке...)

Дарья Михаиловна Майская   26.11.2020 18:17     Заявить о нарушении
Поделом мне! Учту! Спасибо, Дарья Михайловна! Мне приятно!

Да, неудачлив я в рекламе,
В опасности, знать,0 голова!
Не глянулось Прекрасной даме,
И казни избежал едва!

Придется написать "по новой",
Пересмотреть могу меню...
Пусть будет критика суровой,
Но пирожкам не изменю!

И поделюсь рецептом плова,
В рассказ его я помещу...
Дела не отделю от слова,
И с радостью Вас угощу!

С почтением и уважением БК

Борис Креймер 3   27.11.2020 11:27   Заявить о нарушении
Борюнчик...
Хорошо, что не обиделся))))))
Я несколько раз читала, возвращалась,
боялась что-то упустила главное.

А вообще-то, я тоже поесть люблю)))))))

Пишите, счастлива читать Вас.
Пишу и улыбаюсь - с Вами хорошо,
даже если Вы и не очень довольны,

Дарья Михаиловна Майская   27.11.2020 12:37   Заявить о нарушении
Быть в Ташкенте и не ознакомиться с достопримечательностями и уникальными явлениями, это странно. В России и не слышали о починке фарфоровой посуды. А узбекская кухня и вовсе неизвестна. Об этом я писал . Видимо, не сумел . Но ,надеюсь, исправлюсь. Никаких недовольств и обид. Напротив, постараюсь еще раз.. С неисчерпаемым уважением.БК

Борис Креймер 3   28.11.2020 09:16   Заявить о нарушении