От Ленинграда до Петербурга. 9. Театр

                Театр (продолжение)
       Отдельно хочется сказать о тех артистах, которые вскоре покинули Петербург и перебрались в Москву. Все уже успели полюбить красавицу Татьяну Доронину,  очень непростого, но яркого Олега Борисова, очень разнообразного в ролях Сергея Юрского, чуть надменную Наталью Тенякову. Кажется, уехали недалеко, но для одного театра, для БДТ, это была великая потеря.
Уехал в Москву и артист ТЮЗа Г. Тараторкин, прекрасно сыгравший в кино Раскольникова.
     Одна за другой посыпались и более трагические утраты. Ушел из жизни Н. Симонов, великий русский актер, служивший в Пушкинском театре, впоследствии Александринке. Катя случайно оказалась в театре на его посмертной выставке и с удивлением узнала, что он писал картины маслом, даже очень хорошие.
     Это была не единственная утрата Пушкинского театра. Один за другим ушли "верные друзья" Б. Чирков, В. Меркурьев, А. Борисов. Невосполнимой утратой стал Н. Черкасов. Для Кати спектакль "Все остается людям" остался навсегда в памяти. Как психологически тонко выписаны все характеры! Как бывает нелегко за красивой фразой распознать подлеца и эгоиста!
     Вспоминались те спектакли, где ей посчастливилось в последний раз увидеть того или иного прекрасного артиста. Е.Лебедева она видела в роли Фомы Опискина в "Селе Степанчикове". Он там совершил кувырок через голову, а ему было уже восемьдесят.
     Николай Трофимов сохранил до последних дней свой неподражаемый комизм в спектакле "Пиквикский клуб". Катя давно любила этого артиста, внешне такого простого, но глубоко проникающего в психологию своих героев. Когда-то она была на концерте, где Трофимов читал рассказы Зощенко. Потом от смеха болели щеки.
     Ушел Игорь Дмитриев, такой изящный денди театра Комедии. Катя видела его в "Милом лжеце" и в "Бенефисе". Что ни говори, а Николай Акимов создал лицо театра, с неподражаемым вкусом он мог воссоздать и образ Венеции, и Англии, и Парижа.
     Попрощался город и с очень талантливым актером Л. Дьячковым, Катя видела его в роли Сталина в спектакле "Вожди". Конечно, он никак не походил на Сталина, но характер передал верно.
     Знаменитых артистов можно было увидеть просто гуляющими по городу или в транспорте. Так Катя  однажды ехала в трамвае  вместе с В. Медведевым. Все знали его по роли Ивана Телегина в фильме " Хождение по мукам".  Лицо Медведева тогда по привлекательности было на одном уровне с лицом А. Делона. Много позже Катя узнала, как крепко его любила жена, актриса В.Ковель.
    Кому бы пришло в голову при переезде на другую квартиру заказать пересадить во двор большое дерево, иначе муж не хотел переезжать.
    В восьмидесятые, когда Катя второй раз вышла замуж, они жили в самом центре города, поэтому их излюбленным театром стал Малый оперный театр имени Мусоргского, бывший Михайловский.
    Здесь посмотрели весь репертуар, в основном это была классика. Этот театр стал как бы творческой лабораторией, из которой самые талантливые артисты разлетались по другим театрам страны и за границу.
    Катя обожала саму атмосферу театра, зал напоминал музыкальную шкатулку, внутри обитую бархатом. В каждом театре свой  цвет бархата: в Малом - оранжевый, в Александринке- бордовый, в БДТ - голубой. Холодок радости закрадывается, когда еще только поднимаешься по змеящимся боковым лестницам или по парадной центральной. А какие названия! Бельэтаж, бенуар, партер... просто ласкает слух. А каковы люстры, торшеры, бра! Все нужно рассмотреть. А уж потом, в антракте, пойдешь в буфет и будешь любоваться саксонским фарфором (почему-то его не осталось) или пойдешь в музей театра.
       Чего еще не осталось, так это маленьких будуаров перед ложами, в которых были зеркала и диванчики. Видно, не для нашей публики такие изыски.
В девяностые появилось много маленьких, но очень интересных театров. Инногда зал вмещал не более пятидесяти человек, сцена и зал буквально соединились. Но поскольку у каждого театра было своё неповторимое лицо, то они выжили, обрели своего зрителя.
       Так в театре Сатиры на Васильевском острове блистала Антонина Шуранова. Незабываемое впечатление оставили спектакли "Васса" и "Призраки" с её участием. Там же был поставлен спектакль "Театр мадмуазель Клерон", яркий, веселый, остроумный.
Театр "Комедианты", "Пушкинская школа" под руководством В. Рецептера - это все достижения ХХI века.
     Ну и, конечно, нельзя не вспомнить Театр Европы под руководством Додина, его бережное отношение к классике, его интерес к современности. Екатерина Петровна вспомнила, как долго ходила под впечатлением гастрольного спектакля, который видела совсем недавно. Театр Марка Розовского привез спектакль "Носороги" по Ионеско. Это вещь написана просто о нас, о нашем дне, а когда-то выглядело фантастикой. Почему один за другим люди превращаются в толстокожих носорогов, причем даже не замечая этого?
      Зачем люди ходят в театр? Зачем древние греки заставляли граждан ходить в театр? Заметьте, не в храм, а в театр. Наверное, в нас что-то меняется при этом. Конечно, когда мы идем по доброй воле и не один раз в год.

картинка-театр комедии им. Акимова

Продолжение :
http://proza.ru/2020/10/30/1194


Рецензии