Леонид Панкратов- Под бомбами через минные поля

23 апреля  2020  года  исполнилось  110 лет со дня рождения  моего  отца Леонида Павловича Панкратова(Родился 23 апреля 1910 года ) и 45 лет со дня его смерти ( умер 20  апреля , похороны были тоже  23 апреля…  1975 года. Умер в 65 лет , его мать, моя бабушка, пережила его на целое десятилетие ).
    До войны Леонид Павлович Панкратов был моряком торгового флота , а потом   -- командир дивизиона минных тральщиков на Балтике. И хотя не был  военным корреспондентом ,тоже иногда  параллельно писал заметки, нечто вроде репортажей. У меня сохранились газеты военных лет, он писал, и  о нём  тоже писали…. …  Папа не был профессиональным литератором, но способности литературные  , мне кажется , у него были , мб , если и есть во мне хоть какая-то   искорка божия, то это от отца…

Война – это боль и страдание . Не должно этого быть в человеческой жизни … Самый плохой способ решения любых противоречий. Нет ничего дороже  привычной размеренной ( для кого –то даже скучноватой ) мирной жизни. Простите за изречение банальности: Политики, общественные деятели, все мы, должны всеми   силами сохранять МИР.
 Предлагаю Вашему  вниманию последнюю публикацию моего отца , за 22 марта 1975года  в газете  СТРАЖ БАЛТИКИ  . Жить ему оставалось меньше месяца…

СТРАЖ БАЛТИКИ  22 марта  1975 года
От редакции:
В августе 1941 года, когда    фашистам удалось захватить  почти всю Советскую Эстонию , ожесточённые бои  развернулись у стен  её столицы  Таллина , главной базы балтийского  флота .Две недели  -- до 28  августа – героически  защищали город воины 8-й армии , морская пехота , латышские  и эстонские рабочие при поддержке   авиации. Когда бои шли уже в предместьях и стало ясно, что город уже удерживать невозможно был получен приказ ставки  об эвакуации защитников  Таллина , штаба и всех кораблей , находившихся в главной базе .
28-29  августа   советские  корабли  совершили исключительный по трудности  прорыв по Финскому  заливу  из Таллина в Кронштандт. Им пришлось  преодолеть  минное поле  и испытать  непрерывные  удары    вражеской авиации. Это   поистине героическая страница войны …
В этом труднейшем походе  участвовал  и тральщик  лейтенанта Л.П. Панкратова .  Ниже его  рассказ об этом прорыве.
 
ПОД БОМБАМИ ЧЕРЕЗ  МИННЫЕ ПОЛЯ
26 августа  1941 года наш ТЩ-64 находился в бухте  у острова Гогланд. Мы принимали топливо , боезапас, тральное   вооружение. Под руководством механика Козырева  машинисты заделывали  небольшие пробоины в надстройках  и  бортах,  полученные накануне.
Вечером поступил приказ  срочно следовать  в  главную  военно- морскую  базу флота –Таллин.
На Таллинском рейде мы встали на якоря. Меня и командиров других тральщиков вызвали на флагманский корабль.
 Нам рассказали  о тяжелом положении ,  в котором оказались защитники города.
В Таллинском порту и на рейде  в это время были сосредоточены  не только венные корабли, но и ,катера  и различные вспомогательные суда.
    Командование Балтийского флота командиры военных кораблей, капитаны транспортных и других судов, да, пожалуй, каждый моряк хорошо понимали, какой трудный переход нам предстоит. Нам нужно было провести  корабли  узким Финским  заливом через минные  поля. Южный и Северный берега залива находились уже в руках противника  и он, конечно, будет делать все чтобы не допустить прорыва , уничтожить флот. Мы предполагали – и не без оснований,  что в заливе  нас будут поджидать  вражеские подводные лодки ,, торпедные катера. Бомбардировочная авиация  противника, и артиллерийские батареи были сосредоточены на  побережьях северного и южного побережья.
Наша задача осложнялась также и тем , что переход кораблей и судов не  обеспечивался прикрытием истребительной авиации, так как наши аэродромы в связи с  захватом противником побережья  были перебазированы к Ленинграду.
Однако как бы не велики были трудности  и опасности  балтийцы   твёрдо  знали , что  прорваться нужно.
 Как я узнал, наш конвой  выход ил вторым. А  всего было четыре   отряда  транспортных  и вспомогательных судов  с войсками, ранеными  и техникой. За ним выходил отряд главных сил – боевые корабли Балтфлота, в составе  крейсера «Киров», эсминец«Гордый »,«Сметливый»,«Яков Свердлов»,подводных лодок и тральщиков . Последним покинул Таллинн  отряд прикрытия в составе  лидера    « Минск», эсминцев  « Скорый» и « Славный», подводных лодок.
 Движение предполагалось начать вечером   27 августа  , но сильный шторм помешал этому.  Корабль на рейде в порту   стоял целую ночь …
В11 часов 30 минут 28 августа был получен сигнал  «Флоту  в 12 00 начать движение».В 12 .18  вышел первый эшелон.
Наступило наше время . В 14 часов  05 минут мы снялись с якоря , поставили тралы и   выстроились в тральный ордер. Через некоторое время все суда   и в их числе крупные транспорты «Казахстан   », и  «Иван  Папанин   » выстроились в одну  кильватерную колонну. В 1.32  начали движение. Видимость была хорошая , ветер стих.
     Уже вскоре динамометр стал показывать, что в трал попали первые  мины. Мы установили, что  затралили много мин, и , несмотря на полные обороты машины, почти не двигались  вперед. Я был вынужден дать семафором сигнал   транспортам , чтобы они легли в дрейф , а два наших  тральщика (Тральная пара ) свернули влево от форватера   и бросили в море тралы с затраленными минами. Внезапно  шедшая справа . справа в надводном положении подводная лодка наскочила на мину , взорвалась, стала вертикально  и быстро  ушла под воду . Подорвался на мине транспорт « Элла».
Стало  темнеть . Только что  мы  успели поставить новые тралы  как вперед смотрящий  матрос    Артюшкин  крикнул « Воздух!».
На наш караван летела семерка немецких бомбардировщиков Ю-88. Первая серия бомб перебила трал  у моего соседа , незначительное  повреждение получил наш тральщик . На тральщик  строго держа равнение  в строю . Внезапно  обожгла  жгучая боль в правой руке . Рукав кителя был в крови , мне сделали перевязку. …
В это время по курсу справа  показалась  большая  группа кораблей , которая быстро приближалась. Это  был отряд основных сил. В отряде шел  крейсер «Киров» под флагом командующего флотом адмирала В Ф.Трибутца .  Впереди крейсера шли базовые  тральщики с подсекающим мины тралом, а справа и слева эскадренные миноносцы . В килватер  «Кирову » шла в надводном положении подводная лодка «С».
 Внезапно раздался взрыв .   «С» подорвалась на мине .Лодка разломилась  пополам и тотчас  затонула . Четырех человек  с этой лодки, стоявших в  момент  взрыва на мостике  выбросило за борт .Их их подобрал   подошедший сразу тральщик №216
 На траверзе мыса Юминда  по конвою   ударила вражеская береговая артиллерия крупного калибра. Обстрел был сильным , но не точным , и нам он не причинил вреда .
 От артиллеристского огня нас прикрыл  эсминец « Славный», поставив дымовую завесу. Большинство снарядов падало с недолетом. И снова налет авиации. Корабли вели  непрерывный огонь. Вышедшее из протравленной полосы судно « Ярвана» подорвалось на мине и затонуло…
Кончился артиллерийский обстрел. Наступила на какое-то время относительная тишина. Все внимание впередсмотрящих и сигнальщиков  было привлечено к морю, небо и горизонт были укутаны  тьмой. Оттуда казалось опасность не грозила . Зато каждый плавающий предмет – бочка- ящик – казались минами. Внезапно  сигнальщик доложил : « Слева сорок градусов  торпедные катера !». Шесть фашистских катеров полным ходом шли на нас   по темнейшей поверхности  моря. Мы приготовили  все огневые средства»Вдруг грянули 130  миллиметровые орудия лидера « Минск».Заговорила  артиллерия миноносца   « Скорый » . Море озарилось оранжевым пламенем. Мы услышали три взрыва . Все окуталось дымом . Помню, как два уцелевших катера  быстро удирали на  север .В это время с оглушительным взрывом поднялся  большой столб воды – взорвался сторожевой корабль « Циклон».
Море буквально кипело от бомб и разрывов . Горели суда. Ночь, а кругом светло как днем: фашистские  самолеты  сбрасывали над конвоем осветительные бомбы  и продолжали  бомбить караван . Но наш экипаж, как и все участники  похода вел себя стойко и мужественно. Раненые не уходили с боевых постов . оказывали посильную помощь друг другу, легкораненые набивали патроны в ленты ДШК , помогая артиллеристам, поднося снаряды .
Вскоре у нас кончился запас тралов , и как тральщики мы  уже не могли выполнять свои задачи. Был получен приказ по конвою  встать до утра на якоря.
Ночь прошла в тяжелом томительном ожидании. Мы знали, что фашисты не оставят нас в покое .
Как только  стало светать  была объявлена воздушная тревога С южного берега показались  две большие группы фашистских самолетов .Транспорты, имевшие артиллеристское вооружение,  и катера МО открыли огонь. Одна группа непрерывно атаковала наибольшую цель – теплоход «Казахстан».Одна бомба попала в спардек около носового трюма.
ПРИМЕЧАНИЕ -СПАРДЕК —англ. spardeck. Верхняя палуба (обычно у трехпалубных судов. –ЭП
Были убиты сигнальщик и зенитчики. Повреждена машина, рулевое управление . Воздушной волной сбросило в море капитана теплохода В.С. Калитаева и его помощника. На судне вспыхнул пожар. Среди  пассажиров началась паника. Но усилиями экипажа и офицеров  удалось восстановить порядок. Фашисты продолжали бомбить и обстреливать транспорт, мешая гасить огонь, расстреливали людей»,  выбросившихся в море…
   Я принял решение идти к « Казахстану» и оказать ему помощь. Но близко подойти к судну не удавалось, так как пришлось  вытаскивать из воды в первую очередь людей, далеко отплывших от судна . Потом мы сняли большую группу со шлюпок.
Скоро спасенными были заполнены все наши помещения и даже трюм тральщика , люди лежали около орудий . на мостике…Тральщик был  сильно перегружен.По семафору я доложил старшему , и , получив «добро» я последовал полным ходом к острову Гогланд…
 Позднее мы узнали  о судьбе « Казахстана». Оставшиеся на борту  члены экипажа и часть пассажиров  сумели наладить  ход судна , и , хотя и с большим  трудом, привели его к острову Вайндло . Две с лишним тысячи человек  были переправлены на берег , сведены в один полк и заняли круговую оборону. Позднее  все они были доставлены в Ленинград .
 Это был поистине  героический подвиг ! А сколько было других примеров  стойкости и мужества в этом беспримерном походе! Балтийские моряки под бомбежками и обстрелами , преодолевая минные поля , делали все возможное  для спасения людей и своих кораблей…
Враг, надеявшийся  уничтожить  Балтийский флот, просчитался. Героические усилия балтийцев, поставленная флоту задача эвакуировать из Таллина  войска и прорваться в Кронштадт   была выполнена .
Основное ядро флота  87 процентов боевых кораблей  пришли к месту назначения и приняли участие в битве за Ленинград. Они доставили на ленинградский фронт 18 тысяч закаленных в боях  бойцов и командиров .
Горько, что не всем  удалось дойти до Кронштадта. Эсминцы «Яков Свердлов», «Скорый» и несколько других боевых кораблей , 22 транспортов , 12 вспомогательных судов  погибли от вражеских бомб  и мин …
На народ не забыл  подвига балтийцев . Этот переход вошел  яркой страницей  в историю минувшей войны—незабываемой страниц ей мужества  и стойкости советских людей, их преданности социалистической Родине.
            
Капитан 1 ранга  В отставкеЛ. Панкратов(ТАСС)
               
               



               


Рецензии
События почти 80-летней давности. Но как трогают они сердце! Море кипит от разрывов мин и бомб, море горит, а суда идут дальше через минные поля Финского залива. Восхищает мужество и стойкость советских моряков. И одним из них был Ваш отец, Элеонора, Леонид Панкратов.
Нет он не дожил до Победы. Погиб вскоре, но оставил славную память.
Вечная Слава Герою и многим другим его товарищам...

Всего доброго Вам, Элеонора.
С большим уважением.

Татьяна Шмидт   26.08.2020 18:50     Заявить о нарушении