Леонид Панкратов- Под бомбами через минные поля
До войны Леонид Павлович Панкратов был моряком торгового флота , а потом -- командир дивизиона минных тральщиков на Балтике. И хотя не был военным корреспондентом ,тоже иногда параллельно писал заметки, нечто вроде репортажей. У меня сохранились газеты военных лет, он писал, и о нём тоже писали…. … Папа не был профессиональным литератором, но способности литературные , мне кажется , у него были , мб , если и есть во мне хоть какая-то искорка божия, то это от отца…
Война – это боль и страдание . Не должно этого быть в человеческой жизни … Самый плохой способ решения любых противоречий. Нет ничего дороже привычной размеренной ( для кого –то даже скучноватой ) мирной жизни. Простите за изречение банальности: Политики, общественные деятели, все мы, должны всеми силами сохранять МИР.
Предлагаю Вашему вниманию последнюю публикацию моего отца , за 22 марта 1975года в газете СТРАЖ БАЛТИКИ . Жить ему оставалось меньше месяца…
СТРАЖ БАЛТИКИ 22 марта 1975 года
От редакции:
В августе 1941 года, когда фашистам удалось захватить почти всю Советскую Эстонию , ожесточённые бои развернулись у стен её столицы Таллина , главной базы балтийского флота .Две недели -- до 28 августа – героически защищали город воины 8-й армии , морская пехота , латышские и эстонские рабочие при поддержке авиации. Когда бои шли уже в предместьях и стало ясно, что город уже удерживать невозможно был получен приказ ставки об эвакуации защитников Таллина , штаба и всех кораблей , находившихся в главной базе .
28-29 августа советские корабли совершили исключительный по трудности прорыв по Финскому заливу из Таллина в Кронштандт. Им пришлось преодолеть минное поле и испытать непрерывные удары вражеской авиации. Это поистине героическая страница войны …
В этом труднейшем походе участвовал и тральщик лейтенанта Л.П. Панкратова . Ниже его рассказ об этом прорыве.
ПОД БОМБАМИ ЧЕРЕЗ МИННЫЕ ПОЛЯ
26 августа 1941 года наш ТЩ-64 находился в бухте у острова Гогланд. Мы принимали топливо , боезапас, тральное вооружение. Под руководством механика Козырева машинисты заделывали небольшие пробоины в надстройках и бортах, полученные накануне.
Вечером поступил приказ срочно следовать в главную военно- морскую базу флота –Таллин.
На Таллинском рейде мы встали на якоря. Меня и командиров других тральщиков вызвали на флагманский корабль.
Нам рассказали о тяжелом положении , в котором оказались защитники города.
В Таллинском порту и на рейде в это время были сосредоточены не только венные корабли, но и ,катера и различные вспомогательные суда.
Командование Балтийского флота командиры военных кораблей, капитаны транспортных и других судов, да, пожалуй, каждый моряк хорошо понимали, какой трудный переход нам предстоит. Нам нужно было провести корабли узким Финским заливом через минные поля. Южный и Северный берега залива находились уже в руках противника и он, конечно, будет делать все чтобы не допустить прорыва , уничтожить флот. Мы предполагали – и не без оснований, что в заливе нас будут поджидать вражеские подводные лодки ,, торпедные катера. Бомбардировочная авиация противника, и артиллерийские батареи были сосредоточены на побережьях северного и южного побережья.
Наша задача осложнялась также и тем , что переход кораблей и судов не обеспечивался прикрытием истребительной авиации, так как наши аэродромы в связи с захватом противником побережья были перебазированы к Ленинграду.
Однако как бы не велики были трудности и опасности балтийцы твёрдо знали , что прорваться нужно.
Как я узнал, наш конвой выход ил вторым. А всего было четыре отряда транспортных и вспомогательных судов с войсками, ранеными и техникой. За ним выходил отряд главных сил – боевые корабли Балтфлота, в составе крейсера «Киров», эсминец«Гордый »,«Сметливый»,«Яков Свердлов»,подводных лодок и тральщиков . Последним покинул Таллинн отряд прикрытия в составе лидера « Минск», эсминцев « Скорый» и « Славный», подводных лодок.
Движение предполагалось начать вечером 27 августа , но сильный шторм помешал этому. Корабль на рейде в порту стоял целую ночь …
В11 часов 30 минут 28 августа был получен сигнал «Флоту в 12 00 начать движение».В 12 .18 вышел первый эшелон.
Наступило наше время . В 14 часов 05 минут мы снялись с якоря , поставили тралы и выстроились в тральный ордер. Через некоторое время все суда и в их числе крупные транспорты «Казахстан », и «Иван Папанин » выстроились в одну кильватерную колонну. В 1.32 начали движение. Видимость была хорошая , ветер стих.
Уже вскоре динамометр стал показывать, что в трал попали первые мины. Мы установили, что затралили много мин, и , несмотря на полные обороты машины, почти не двигались вперед. Я был вынужден дать семафором сигнал транспортам , чтобы они легли в дрейф , а два наших тральщика (Тральная пара ) свернули влево от форватера и бросили в море тралы с затраленными минами. Внезапно шедшая справа . справа в надводном положении подводная лодка наскочила на мину , взорвалась, стала вертикально и быстро ушла под воду . Подорвался на мине транспорт « Элла».
Стало темнеть . Только что мы успели поставить новые тралы как вперед смотрящий матрос Артюшкин крикнул « Воздух!».
На наш караван летела семерка немецких бомбардировщиков Ю-88. Первая серия бомб перебила трал у моего соседа , незначительное повреждение получил наш тральщик . На тральщик строго держа равнение в строю . Внезапно обожгла жгучая боль в правой руке . Рукав кителя был в крови , мне сделали перевязку. …
В это время по курсу справа показалась большая группа кораблей , которая быстро приближалась. Это был отряд основных сил. В отряде шел крейсер «Киров» под флагом командующего флотом адмирала В Ф.Трибутца . Впереди крейсера шли базовые тральщики с подсекающим мины тралом, а справа и слева эскадренные миноносцы . В килватер «Кирову » шла в надводном положении подводная лодка «С».
Внезапно раздался взрыв . «С» подорвалась на мине .Лодка разломилась пополам и тотчас затонула . Четырех человек с этой лодки, стоявших в момент взрыва на мостике выбросило за борт .Их их подобрал подошедший сразу тральщик №216
На траверзе мыса Юминда по конвою ударила вражеская береговая артиллерия крупного калибра. Обстрел был сильным , но не точным , и нам он не причинил вреда .
От артиллеристского огня нас прикрыл эсминец « Славный», поставив дымовую завесу. Большинство снарядов падало с недолетом. И снова налет авиации. Корабли вели непрерывный огонь. Вышедшее из протравленной полосы судно « Ярвана» подорвалось на мине и затонуло…
Кончился артиллерийский обстрел. Наступила на какое-то время относительная тишина. Все внимание впередсмотрящих и сигнальщиков было привлечено к морю, небо и горизонт были укутаны тьмой. Оттуда казалось опасность не грозила . Зато каждый плавающий предмет – бочка- ящик – казались минами. Внезапно сигнальщик доложил : « Слева сорок градусов торпедные катера !». Шесть фашистских катеров полным ходом шли на нас по темнейшей поверхности моря. Мы приготовили все огневые средства»Вдруг грянули 130 миллиметровые орудия лидера « Минск».Заговорила артиллерия миноносца « Скорый » . Море озарилось оранжевым пламенем. Мы услышали три взрыва . Все окуталось дымом . Помню, как два уцелевших катера быстро удирали на север .В это время с оглушительным взрывом поднялся большой столб воды – взорвался сторожевой корабль « Циклон».
Море буквально кипело от бомб и разрывов . Горели суда. Ночь, а кругом светло как днем: фашистские самолеты сбрасывали над конвоем осветительные бомбы и продолжали бомбить караван . Но наш экипаж, как и все участники похода вел себя стойко и мужественно. Раненые не уходили с боевых постов . оказывали посильную помощь друг другу, легкораненые набивали патроны в ленты ДШК , помогая артиллеристам, поднося снаряды .
Вскоре у нас кончился запас тралов , и как тральщики мы уже не могли выполнять свои задачи. Был получен приказ по конвою встать до утра на якоря.
Ночь прошла в тяжелом томительном ожидании. Мы знали, что фашисты не оставят нас в покое .
Как только стало светать была объявлена воздушная тревога С южного берега показались две большие группы фашистских самолетов .Транспорты, имевшие артиллеристское вооружение, и катера МО открыли огонь. Одна группа непрерывно атаковала наибольшую цель – теплоход «Казахстан».Одна бомба попала в спардек около носового трюма.
ПРИМЕЧАНИЕ -СПАРДЕК —англ. spardeck. Верхняя палуба (обычно у трехпалубных судов. –ЭП
Были убиты сигнальщик и зенитчики. Повреждена машина, рулевое управление . Воздушной волной сбросило в море капитана теплохода В.С. Калитаева и его помощника. На судне вспыхнул пожар. Среди пассажиров началась паника. Но усилиями экипажа и офицеров удалось восстановить порядок. Фашисты продолжали бомбить и обстреливать транспорт, мешая гасить огонь, расстреливали людей», выбросившихся в море…
Я принял решение идти к « Казахстану» и оказать ему помощь. Но близко подойти к судну не удавалось, так как пришлось вытаскивать из воды в первую очередь людей, далеко отплывших от судна . Потом мы сняли большую группу со шлюпок.
Скоро спасенными были заполнены все наши помещения и даже трюм тральщика , люди лежали около орудий . на мостике…Тральщик был сильно перегружен.По семафору я доложил старшему , и , получив «добро» я последовал полным ходом к острову Гогланд…
Позднее мы узнали о судьбе « Казахстана». Оставшиеся на борту члены экипажа и часть пассажиров сумели наладить ход судна , и , хотя и с большим трудом, привели его к острову Вайндло . Две с лишним тысячи человек были переправлены на берег , сведены в один полк и заняли круговую оборону. Позднее все они были доставлены в Ленинград .
Это был поистине героический подвиг ! А сколько было других примеров стойкости и мужества в этом беспримерном походе! Балтийские моряки под бомбежками и обстрелами , преодолевая минные поля , делали все возможное для спасения людей и своих кораблей…
Враг, надеявшийся уничтожить Балтийский флот, просчитался. Героические усилия балтийцев, поставленная флоту задача эвакуировать из Таллина войска и прорваться в Кронштадт была выполнена .
Основное ядро флота 87 процентов боевых кораблей пришли к месту назначения и приняли участие в битве за Ленинград. Они доставили на ленинградский фронт 18 тысяч закаленных в боях бойцов и командиров .
Горько, что не всем удалось дойти до Кронштадта. Эсминцы «Яков Свердлов», «Скорый» и несколько других боевых кораблей , 22 транспортов , 12 вспомогательных судов погибли от вражеских бомб и мин …
На народ не забыл подвига балтийцев . Этот переход вошел яркой страницей в историю минувшей войны—незабываемой страниц ей мужества и стойкости советских людей, их преданности социалистической Родине.
Капитан 1 ранга В отставкеЛ. Панкратов(ТАСС)
Свидетельство о публикации №220080902414
Нет он не дожил до Победы. Погиб вскоре, но оставил славную память.
Вечная Слава Герою и многим другим его товарищам...
Всего доброго Вам, Элеонора.
С большим уважением.
Татьяна Шмидт 26.08.2020 18:50 Заявить о нарушении