Индия - Столик-мечта

Вы были на ГОА?
Как я представляла себе ГОА раньше?
ГОА — это Beatles в поисках истины, дауншифтинг, бесконечные безлюдные пляжи, затоны, пальмы, склоняющиеся над водой. Фантастические закаты и рассветы. Смуглые аборигены — обязательно в белом — робко предлагают экзотические фрукты.
Ха-ха-ха! ГОА — это повышенная влажность, буйство зелени, плотная застройка и сумасшедшие волны. Волны всегда! Это же океан!
За этой волноприбойной зоной можно плавать, но сначала её нужно преодолеть! Причём обязательно два раза: туда и обратно. Каждый раз, собираясь поплавать, я, как настоящая блондинка, прощалась с жизнью. Муж и подросший сын страховали меня, но это не очень помогало.
Всякий раз волна коварно обрушивалась на меня, вырывала из их сильных надёжных рук и вертела мной как хотела. Если чудом удавалось преодолеть одну огромную волну, меня тут же накрывала другая, потому что волны тут любят ходить парами.
Три дня я терпела оскорбления и унижения его величества океана. Потом не выдержала.
Мы решили съездить посмотреть чудо света — знаменитый Тадж-Махал.
На следующий день мы улетели в Дели, где в аэропорту нас ждал гид и лимузин с шофёром.
Что это был за шофёр! Он выглядел как настоящий биг-босс. В своей аккуратной чалме и строгом тёмно-синем кителе он величественно восседал на водительском кресле.
Гид вальяжно поместился рядом. Мы скромно сели на заднее сиденье.
Не буду долго рассказывать обо всех впечатлениях. Как Париж стоит мессы, так Тадж-Махал стоил этой разорительной поездки! Но напоследок нас отвезли в камнерезную мастерскую. До этого я несколько раз хотела сунуть любопытный нос в мелкие лавочки, но гид был начеку и сказал, что отвезёт нас в место получше.
Лавка была полна диковин. Но больше всего здесь было столешниц: квадратные, прямоугольные, круглые, восьмиугольные, всех размеров. В-основном, разноцветный узор по белому фону. Встречались столики в виде шахматной доски.
Один столик выделялся среди собратьев. Он был особенно хорош. Круглый. На чёрном фоне в центре лежали срезанные кисти тёмного и светлого винограда в листьях, а вокруг вилась широкая гирлянда из цветов. Синие вьюнки, желтые и рыжие розы, анютины глазки и белые трубочки душистого табака были гармонично собраны в цветочную композицию.
Рыжий сердолик вспыхивал ярко-алым огоньком, когда на него направляли фонарик-указку.
Эрмитажный вариант высокого камнерезного искусства, музейная вещь!
Сколько же может стоить такой шедевр, заинтересовалась я.
— Семь тысяч долларов, — ответил менеджер, — несколько человек резали его семь месяцев.
Я стояла в восхищении.
— А за сколько уступите? У нас в стране доллар очень подорожал, поэтому сумма баснословная. При том, что хороший, достойный стол стоит десять тысяч рублей, это около ста пятидесяти долларов. А тут цена — тысячи!
— За сколько вы согласны купить? — мягко вопросил менеджер, к этому моменту меня уже усадили в кресло и принесли чаю.
«Даже одна тысяча — это очень много! Какое-то безумие. Что сказать?» — проносилось в моей голове, но было очень интересно узнать, за сколько готовы отдать такой замечательный стол.
— Покупайте, а шахматный столик вы от нас получите в подарок. Он, между прочим, стоит тысячу долларов!»
— Не нужно подарка, лучше эту тысячу скиньте! — сказала я, — но всё равно цена запредельная!
— Хорошо, скинем, вы согласны купить?
Тут подошли мои мужчины, муж с сыном, и с изумлением спросили:
— Ты что, хочешь его купить???
— Дайте поиграть, интересно же, за сколько они могут его отдать, стол — потрясающий.
— Столик хорош, но это же музейная вещь, кто покупает такие в дом? Не дури!
— А мы его Эрмитажу подарим! Оказывается, и в наше время создают уникальные вещи. Можем, себе оставить. Представляете, он будет переходить из рода в род — бабушкино наследство! Уникальная, эксклюзивная и очень красивая вещь!
— Даже шесть тысяч долларов — это астрономическая сумма. И что ты будешь с ним делать? Для такого стола дворец нужен.
— Не обязательно, поставим в большой комнате и будем им пользоваться. На нём пятна от напитков не остаются: ни от кофе, ни от кока-колы, — уже продемонстрировали. Представляете, мы каждый день будем получать эстетическое наслаждение и удовольствие от такой красивой вещи! А цена?! — Глаза мои задиристо блеснули. — Мы ещё поторгуемся!
Мало-помалу до меня начало доходить, что я на самом деле могу купить его, то есть обладать чем-то потрясающе красивым, что видишь только в музее.
— Он очень хорош, но это чистое безумие, опомнись — и пошли отсюда, — пытался образумить меня муж.
Это начало меня задевать.
— Почему можно платить большие деньги за автомобиль, баню на даче, забор и дорожки, а купить красивую вещь, которой к тому же можно замечательно пользоваться каждый день — нельзя? Почему?
Нам всю жизнь подрезают крылья окриками: не высовывайся! ты что, самый умный? тебе что, больше всех надо?
Посмотрите, как одеты наши люди? В основном чёрный и серый цвета одежды. Нельзя быть свободным, радостным, ярким! Это не приветствуется, а то и просто осуждается. Получается, как у Чехова:
— Отчего вы всегда ходите в черном?
— Это траур по моей жизни.
Помню, как я удивилась, когда ко мне в доме отдыха, не сговариваясь, подошли сразу несколько женщин с благодарностью, что я их раскрепостила внутренне. Одна, оказывается, всю жизнь мечтала носить брюки, но стеснялась своей фигуры. А тут решилась. Так мне и сказала:
— Уж если вы ходите, мне и подавно можно!
Второй даме очень хотелось клетчатые штаны, но она тоже долго не осмеливалась. А потом посмотрела на мои жёлтые с вышивкой и стала носить — была страшно довольна.
И другие подходили. Так их окрылили мои свободные шёлковые расписные сарафаны.
Люди могут жить ярче и интересней, но скованы условностями и традицией, боязнью общественного мнения. Даже рисовать и петь люди часто стесняются, а у них, может, скрытые таланты. Я уж не говорю про дизайн одежды или собственного жилища.
Но и я, выходит, не далеко ушла. Трушу купить чудесный инкрустированный стол, потому что даже покупка нового стола в нашей жизни — событие, поэтому и живёт в одной комнате старый письменный стол от тёти, а в другой — от бабушки. А тут такое диво! Можно обладать чудом!
Муж внимательно посмотрел на меня — и меня понял! Но сын считал, что меня надо спасать, что я заигралась и перешла спасительную грань.
— Если ты купишь этот стол — я уйду из дома! Я не шучу! — напористо сказал он.
— Ты не можешь ставить мне такие условия! Ты можешь родителям советовать, но ставить условия — не имеешь права! — возмутилась я.
Я ещё не доторговалась до нужной цены, а тут новые препятствия. Нет пророка в своём отечестве! Мои близкие — не исключение. Сын топорщился от негодования. Не понимал, что это не просто мамочкина блажь, а встретилось уникальное высокоценное художественное изделие. Дело в том, что зачастую овчинка выделки не стоит: приложил человек много труда, а не нужно было этого делать, не стоило! Не получилась «малахитовая чаша» — вкуса не хватило, а иногда умения! Но если всё сошлось, то имеем: «я вас любил, любовь ещё быть может…». Или наше чудо — «Евгений Онегин»! Сто раз читаешь в разном возрасте — и каждый раз что-то открываешь!.. И что удивительно, каждому понятно: где шедевр, а где поделка и подделка!.. Видно, есть в человеке внутреннее понятие гармонии, внутренний камертон!
С недоумением и болью я смотрела на управляющего.
— Что же мне делать?
— Сын, родные — важнее стола, — ответил мудрый восточный человек.
Это я и сама понимала. Мысль об упускаемой возможности была невыносима и горька! О цене я уже не думала. Сколько стоит солнечный свет, улыбка ребёнка, поцелуй матери?
Эх! Не пополнится Эрмитаж бесценным столиком, и мои потомки не будут бережно передавать по наследству чудесный «бабушкин стол». Может быть, мне бы продали его за четыре тысячи долларов? А за три??? Может быть, я бы даже купила его за эти космические деньги! Всё это уже не имело значения, потому что сын гневно сжал рот и быстрым шагом пошёл к выходу.
— Дайте хотя бы ваши реквизиты, — жалко попросила я напоследок.
Но менеджер понял, что партия проиграна, — реквизиты мне не дали. А зря! Может, я бы купила его по интернету.
С несчастной улыбкой я села в машину, и мы уехали в гостиницу. На следующее утро мы улетели домой.
— Напрасно мы не купили этот чудесный столик, — сказал мне дома муж, — это, конечно, было бы чистым безумием, но он того стоил, и он бы у нас был! Хочешь, лети — и купи его?!
Я ошарашенно посмотрела на мужа и ещё раз поняла, что не знаю человека лучше!
Так волшебный столик остался в моих райских мечтах. Но мой замечательный муж рядом! И последнее меня несказанно радует.
P.S. Что интересно, замечательные рассказы Конан-Дойля о Шерлок Холмсе и индийских сокровищах находят здесь неоспоримое подтверждение. В Красном форте Агры, дворце Шаха-Джахана, того, что построил Тадж-Махал, и куда его заключил сын, свергший отца с престола, стены были украшены резьбой и мозаиками с драгоценными камнями. Мы видим повсеместно многочисленные следы вынутых англичанами драгоценных камней.


Рецензии