Главная аксиома педагогики

Я знаю, что я - умный. Но я ещё знаю, что я - глупый. Честно говоря, я не уверен, что второе качество хуже первого. И я скажу такое, что может показаться абсурдом на первый взгляд: "Нельзя быть умным, не будучи глупым!". Больше того! Скажу, что чисто глупый - этот тот, кто согласен быть глупым, а чисто умный - это тот, кто не согласен быть умным. Всё это, разумеется, на уровне подсознания. Когда первый читает о том, что в морковке или в мандаринах много антиоксидантов, то он или сразу начнёт есть морковку или не будет немедленно есть морковку, но он не будет себе морочить голову вниканием в термины. А когда второй прочтёт то же самое, то он прежде всего попытается понять, что такое антиоксиданты перед тем, как начать хрустеть морковкой. И выясняет он (конечно в зависимости от спелости мозга и качества образования), что "антиоксиданты", как и "антитоксиканты", как и "повышенный холестерин" и другие такие же красивые, очень похожие на медицинские, термины придуманы исключительно для того, чтобы что-то сказать пациенту, когда ему сказать нечего, что-то написать в статье, когда писать нечего. Это - чисто литературные плацебо разработаны для помощи тем, которым никакая помощь не поможет быть умнее, чем они есть.

Когда человек рождается, то он имеет гены, но не имеет ума. Сначала он запоминает ассоциации: "Закричу от голода - дадут кушать!" Но умнеет он потом. Он накапливает аксиомы, например, чтобы приложили к груди, нужно закричать-заплакать. Это только на первый взгляд одно и то же. В первом случае просто приобретается знание того, что за криком следует грудь. Во втором - что грудь можно получить с помощью крика. Даже если не голоден, а просто хочется прислониться к тёплой груди. Дальше-больше, накопление в памяти аксиом зависит от желания обобщать события и предметы, сопровождающие жизнь. На первых порах аксиомы можно лишь создавать, проверяя и одобряя гипотезы на тему того, как одни сущности связаны с другими сущностями. Потому все люди разные, потому что у всех пул гипотез, на котором функционирует логическое мышление, - разный, формировался по-разному. И это напрямую связано с тем, насколько их раздражало и раздражает незнание. То есть в познании мира, в процессе приобретения инструментов познания человек отталкивается от текущей своей глупости. Ощущение собственной глупости неразрывно связано с приобретением ума. Если подсознательно ум говорит человеку: "Слушай, что ты суетишься так, как-будто это - единственное, что ты не знаешь!" то у человека шансов умнеть крайне мало.

Педагоги, воспитатели привносят в первоначальный пул аксиом человека новые знания, экстрагированные из суммы достижений человечества. Эти приобретённые человеком аксиомы взаимодействуют с эндогенно накопленными аксиомами, делая человека обладателем системы знаний, а не склада информации. Отсюда вытекает главная формула педагогического процесса, главная аксиома педагогики: "Человека нужно делать настолько умным, чтобы он постоянно ощущал, что он глуп!"


Рецензии
Лучше казаться глупым, оставаясь умным, чем казаться умным, оставаясь глупым!

Аникеев Александр Борисович   14.08.2020 07:09     Заявить о нарушении