Пособникам абьюза

                СТОКГОЛЬМСКИЙ СИНДРОМ

Он бьёт, а они ему руки целуют!
Абсурд? Да нет, реальность, мрачная реальность.
Её называют «Стокгольмским синдромом», поскольку там, в Стокгольме, в 1973 году заложники террористов активно ЗАЩИЩАЛИ И ОПРАВДЫВАЛИ СВОИХ ЗАХВАТЧИКОВ. Защищали их от полиции, нанимали им адвокатов!

Как оказалось, явление это весьма распространённое: то же самое порой случается и при бытовом насилии, и при конфликтах с властями. Многие, очень многие граждане, униженные и запуганные насильником, с готовностью встают на ЕГО ЗАЩИТУ.   

Причин они находят предостаточно: авось он отпустит; авось больше не тронет; и выхода-то у него не было; и сожалеет он; а другие, небось, ещё хуже…
Нередко оправдание мучителя превращается в самобичевание: я, мол, сама беду накликала, надо было предвидеть, не лезть на рожон, не раздражать, а угождать. Глядишь - и обошлось бы…

Особенно умиляет пострадавших   «з_а_б_о_т_л_и_в_ы_й»    насильник. Тот, кто сначала терзает и мучит, а позже возьмёт и смягчится – воды принесёт, даст покурить, благодетель…
Или сперва массово в лагеря загонит, а после амнистию объявит. Для некоторых.
Цены взвинтит и немного понизит; срок впаяет, но условным заменит…

Ну вот и славно, ликуют страдальцы. Жить, товарищи, стало легче, жить стало веселей. И уж монстр им не монстром кажется, а Папой.


ВИКТИМБЛЕЙМИНГ

До сих пор речь шла о      п_о_с_т_р_а_д_а_в_ш_и_х.    
А как ведут себя     с_т_о_р_о_н_н_и_е     н_а_б_л_ю_д_а_т_е_л_и     - те, кого насилие не коснулось?
Они, как ни странно, винят самих же пострадавших (т.н. виктимблейминг - обвинение жертв).

Вспомните: стоит кому-то пожаловаться на избиение, изнасилование, издевательство, как неравнодушные граждане бросаются…нет, не на злодея, а на его жертву. Сама, дескать, шалава виновата – нечего ночами шляться; и зачем мини надевала да губы мазала; о чём думала, когда в машину садилась…

        Примеров этому не счесть: Ф. Киркоров, М. Башаров, П. Прилучный, А. Домогаров, М. Гибсон, Ш. Пенн,
        М. Рурк, Д. Депп и многие другие «звёзды» избивали женщин, но фанаты всегда ополчались на   
        и_з_б_и_т_ы_х.

Да и тираны вечно в шоколаде.
Произвол, репрессии?  Так по-другому с плебсом и нельзя, иначе забалуют.  И нечего было высовываться, лезть куда не надо, шум поднимать и устои расшатывать, а все крикуны госдепом куплены.
       
        Знакомая песня. Испокон веков диктаторы сажали, пытали, убивали оппонентов, а хор приспешников
        выискивал у      р_е_п_р_е_с_с_и_р_о_в_а_н_н_ы_х      всевозможные пороки: они же нас предать
        хотели, тоннель рыли до Лондона, в Йеле учились, не с теми дружились, совсем загордились, на власть
        покусились…Поделом им!


О СИЛЬНОМ И СЛАБОМ

Нетрудно заметить, что по своей сути и стокгольмский синдром, и виктимблейминг делают общее дело – оправдывают абьюзера (насильника). И как не оправдать, ежели силу издревле отождествляли с правом - кто всех сильней, тому и можно: он ведь не тварь дрожащая.

Так повелось давно и в этом есть резон: вождь нужен всем, его востребует инстинкт самосохранения стаи, семьи, племени. Он тот, кто плодовит, кто защищает стаю, приносит добычу, пресекает раздоры. Он образец для подражания - сильный, успешный. Поэтому к сильному льнут, а слабого гонят прочь - чур меня, лох, недотёпа!

И всё бы хорошо, но сила – неограниченная сила! – развращает. Зачем трудиться, платить по счетам, когда можно просто брать всё, что хочется? Соперников устрани, колеблющихся подчини, недовольных запугай, сторонникам с три короба наобещай - и властвуй в своё удовольствие!
Но это - в теории, а на деле подданным будет доставаться всё меньше не только общего пирога, но и чёрного хлеба. Заворчат, завозятся, бузить начнут.

Дело в том, что общество, слава богу, состоит не только из махровых эгоистов и сторонников абьюза. Есть и другие – альтруисты и коллективисты.
Они ведь тоже имеют давние корни. Альтруизм берёт начало в материнском инстинкте, а коллективизм - в совместных действиях.

        Повинуясь инстинкту размножения, мать спасает детёнышей и даже жертвует собой в случае необходимости.
        Так зарождается право слабых (женщин, детей, стариков, инвалидов, нуждающихся): кто был ничем,
        тот станет всем; последние станут первыми; уступи место инвалиду, беременной, женщине с ребёнком,
        пожилому…
        Ну а охота, война, ритуалы, хозяйство вырабатывают навыки командной работы и солидарности. Жизнь
        быстро учит, что многие вещи легче делать сообща. Так пробивает себе дорогу равноправие.

Так вот эти чудики – альтруисты с коллективистами - диктат отвергают. Верные приспешники защищают и славят сурового Отца, а те – другие - бузят, не признают. Им, видите ли, справедливость дороже стабильности. Застой это, говорят, и беззаконие. Тупик…


* * *

В самом деле, неограниченное право силы безнадёжно устарело. Даже в старые, полудикие времена люди понимали, что ОПЫТ побеждает СИЛУ. Сила тела уступала силе духа. «Не числом, а умением» - говаривал А. В. Суворов. Нескладный верзила проигрывал искусному бойцу, как Голиаф бесстрашному Давиду.

Потом обнаружили изъяны и у опыта: в     н_е_с_т_а_н_д_а_р_т_н_о_й     ситуации он бессилен и тогда выручает острый ум. Смышлёные аутсайдеры спасали вернее мощных вожаков. Так постепенно УМ выходил на первый план и становился важнее силы.

        Великие изобретения - огонь, колесо, гвозди, письменность, плуг, двигатель, телефон, компьютер,
        интернет – изменили нашу жизнь больше, чем великие завоеватели.
        Те убивали, а пенициллин спасал.
        Диктатор Франко умер недавно, но его забудут, а Сервантеса с его Дон Кихотом читают и помнят уже
        400 лет.


МУЧИТЕЛИ И ЖЕРТВЫ

Да-а, что и говорить, обидно, блин. Он бы их одной левой, а они всё голосят и голосят, убогие. Одних придавит, так другие вылезают и, главное, - их ведь СЛУШАЮТ! Приходится запрещённые приёмы применять, исподтишка бить, со спины нападать, напропалую врать, пугать, подкупать. А куда денешься? – ореол грубой силы потускнел, без подлости и обмана конкурировать с очкариками трудно.

Люди начинают понимать, что сам по себе АБЬЮЗЕР НЕСОСТОЯТЕЛЕН ни в жизни, ни в политике.
Ну разве стал бы он нападать на женщину, если бы мог обаять её?
ГнобИл бы оппонентов, которых способен превзойти открыто и честно?

Эту неполноценность кумира ощущают даже поклонники. Недаром они выставляют его прямо-таки борцом за справедливость. Никто уже не говорит, что ему позволено всё – и бить детей, и глумиться над женщинами, и соперников губить. Нет, он, бедняга, ВЫНУЖДЕН сражаться, защищая честь и порядок.

Он ведь почему насилует, избивает, сажает? Да потому что «эти» его провоцируют! Их самих поскреби – такое обнаружится!
А обнаруживается-то у НЕГО - беззаконие, самосуд, разборка по понятиям, истеричный нарциссизм.
Немного надо, чтобы вывести из равновесия самодура-невротика. С какой стати ему вообще терпеть и сдерживать себя, если можно силой взять то, что хочется, и забить того, кто перечит?
Вот и срывает с катушек всякая малость - мини-юбка, дерзкий взгляд или - хуже того - протест.

Ухватившись за эти предлоги, услужливые апологеты переводят стрелки с абьюзера на жертву, однако КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЁ И ПОЛУЧАТЬ ПО «ЗАСЛУГАМ», а «заслуги» насильника и жертвы несоизмеримы.

Да, пострадавшие ОТЧАСТИ виновны в своих бедах, когда ведут себя неосторожно, опрометчиво, провокационно.
Да, имея дело с быком, глупо дразнить его, и эти действия достойны порицания.
Но верно и другое:
        БЫК В ЧЕЛОВЕЧЬЕМ ОБЛИЧИИ НЕ ДОЛЖЕН ГУЛЯТЬ СРЕДИ ЛЮДЕЙ!
Его следует посадить на цепь и запереть. Надолго.

Он виноват уж в том, что возрождает дремучее патриархальное право, меняет непредвзятый суд на примитивный самосуд и отбрасывает нас из цивилизации в дикость.
Огромна и вина его «защитников» - тех, кто насилие оправдывает и одобряет. Это их стараниями нравы Домостроя всё ещё живы.


ЧТО ИМ ГЕКУБА?

Но что же заставляет этих активистов - радетелей абьюза - ополчаться на страдальцев?
Вряд ли они руководствуются расчётом, поскольку явной выгоды от травли не получают.
Тогда что же?

Психологи учат:
        виктимблейминг — это ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ОТ БЕСПОМОЩНОСТИ.
        Действительно, при виде насилия чувство беспомощности возникает часто. Вы только представьте как пьяный
        громила бьёт какого-нибудь задохлика, а все идут мимо, боясь вмешаться. Бояться неприятно, поэтому
        убеждают и себя, и других, что «тот сам во всём виноват».

        Помимо беспомощности, есть в виктимблейминге и признаки инфантилизма, то есть детской привычки чуть
        что прятаться за спину Отца. Он всегда прав и если кого накажет, то – за дело.

        А ещё, как ни странно, так проявляется зависть. Не к страданиям жертвы, конечно, а к тому, что она –
        никому доселе не известная – вдруг СТАЛА ОБЪЕКТОМ ОБЩЕГО ВНИМАНИЯ. И все-то о ней говорят, и
        пишут, и спорят…
        Подумаешь, цаца!

Психологи правы, но, думается, у виктимблейминга есть и другие причины. Сдаётся мне, что корни такого поведения уходят вглубь нашей психики и истории.

Уж больно оно (поведение это) похоже на задабривание злобного идола, божества, Молоха. Он пожирает и нам страшно - ведь под горячую руку подвернуться может каждый. Чтобы отвести от себя его гнев, нужна лояльность: твой враг – мой враг. А враг зверя тот, кто его бесит.
Вот и срабатывает древний рефлекс самозащиты: тирану - жертву, нам – покой.

Однако теперь, в отличие от древних, приносят в жертву РЕПУТАЦИИ.
В наш просвещённый век, дабы оправдать насилие, следует вытолкнуть пострадавших за границу нормы, превратить в маргиналов.
Поэтому надо запятнать, опорочить, убить РЕПУТАЦИЮ (дескать, они ленивы, корыстны, неряхи, русофобы, предатели, пятая колонна, иноагенты, экстремисты)
Они – отброс, они – не норма!, а с «ненормальными» какие могут быть церемонии?


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

А напоследок я скажу: жизнь есть жизнь и не стоит её упрощать. Не разобравшись, кто прав, кто виноват, можно попасть впросак. Бывает ведь, что конфликт намеренно раздувает какой-нибудь вздорный очкарь или склочная язва.

Однако же чаще – куда чаще! – именно сильный срывает зло на слабом и его же обвиняет. Как сказано в бессмертной басне: «У сильного всегда бессильный виноват»
____________________________________________________

   Поэтому в сложной, накалённой обстановке
   ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ВСТУПИТЬСЯ ЗА СЛАБОГО,
   ибо тому достаётся больше.
   А что до сильного, то он и сам отобьётся.
____________________________________________________


Рецензии
Здравствуйте, Томас!

Во-первых, хочу сказать Вам большое человеческое спасибо за Вашу статью.
В ней Вы поднимаете комплекс очень серьёзных тем, которые становятся всё более актуальными в нашем обществе.
При этом Вы рассматриваете и объединяете разные пласты (точнее, масштабы) этих явлений (абьюза, виктимблейминга и пр.) - от бытового до политического.
Честно говоря, статью принималась читать несколько раз, с трудом вдумчиво дойдя до конца, по той причине, что при прочтении перед моими глазами возникал целый (огромный) ряд человеческих судеб, условно говоря, от Маргариты Грачёвой (и многих-многих до неё и после) до главного оппонента (оппонентов) нашего президента.
За двадцать с лишним лет пользования Интернетом мне приходилось много раз сталкиваться с тем, как люди реагируют даже в комментариях на зверства и преступления по отношению к другим людям. И не могу сказать, что меня всегда больше расстраивало и возмущало - сам абьюз или же виктимблейминг. Но последнее всегда поражало до глубины души, я не могла понять, как можно гнобить человека либо уже мёртвого, либо крайне нуждающегося в поддержке.
В Википедии сказано, что обвинение жертв основано на так наз. вере в справедливый мир, мол, значит, жертва заслужила, что-то сделала не так, иначе вся справедливость рушится как карточный домик.
Но Ваше объяснение о древнем рефлексе задабривания злого божества, духа, идола кажется мне намного более правдоподобным.
Прошу прощения за многословие!
Еще раз благодарю за статью. Кому надо, тот поймёт.
С уважением,

Анна Филимонова   16.03.2024 04:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Анна.
Мне кажется, я вполне понимаю и то, что Вы сказали, и о чём умолчали.
В очередной раз убеждаюсь в Вашей гуманности и чуткости.
С уважением,

Томас Твин   16.03.2024 07:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.