Познавшие Вечность. Станислав Бук

               
            «И СКОЛЬКО ЖИЗНИ БЫЛО ТУТ…»

  6 июня 2020 года ушёл из жизни  талантливый автор Прозы.ру  Станислав Бук /Станислав Иванович Будяк/. Адрес его страницы http://proza.ru/avtor/grustasiv

      Мой заголовок – название рассказа Дмитрия Гостищева
 (http://proza.ru/2013/05/31/1205), к которому обращается Станислав Иванович:
           «…я не бегу по тексту, как читатель, которому нужна изюминка. Я хочу определить своё отношение.
Вот на моей странице нарисовался новый автор, который чем-то меня зацепил, и я устраиваю турне по его творчеству с целью понять совершенно простую вещь: до какой степени он меня впечатляет и чем - талантом рассказчика, или смыслом выбранных им сюжетов? и что мне делать дальше, на каком уровне мы можем общаться в этом пространстве?
       То есть, я пытаюсь подойти не как читатель, а как автор-коллега, со своей критикой, которую, конечно высказывать не буду - на этом я уже обжигался.  Ничего такого здесь у меня не получается. Я захватываюсь фабулой, а мастерство рассказчика уводит меня в сторону от оценок…
       Дмитрий, я рад, что мне повезло познакомиться с Вашими сочинениями. Занесу Вас в памятку, чтобы не потерять в будущем. / 27.01.2020 15:52/ 

В этих поразительных словах - свет мудрой и щедрой души Станислава Ивановича!

         Талантливый писатель и удивительный поэт,  он  был и останется заметной фигурой сайта Проза.ру, образцом для многих авторов. Он написал 6349 рецензий!

    В них -  его задушевные мысли, искренние стремления, предпочтения,  прекрасное  сердце истинного Человека!

   Я не буду ничего выдумывать. Хочу, чтобы Станислав Иванович рассказал о себе сам... Чтобы узнать, каким он был, откроем написанные им  рецензии. Хотя бы  за нынешние полгода.   Вот  лишь некоторые.
     Вчитайтесь – и вы услышите его искренний,   доброжелательный голос,  светлую душу,  никогда не остававшуюся равнодушной!

       «Фаина, - пишет он Фаине Нестеровой (рассказ «Дети войны»), -  этот пазл нашей истории мне особенно близок. И я в 1941-44 в возрасте 6 - 9 лет был в детдоме на оккупированной немцами территории, а в 1953 поступил на мехмат университета; жил и нелегально в общежитии, и на съёмной квартире в деревне, где мы снимали комнату на шестерых, а на лекции добирались "зайцами" электричками и поездами; в отдельные дни перебивались хлебом и тюлькой, ходили в перевязанных бечёвкой башмаках, и, как Вы пишете,  были счастливы! Спасибо за близкий сердцу экскурс!" /03.02.2020/
                ***
      Воспоминаниями наполнена  рецензия Валерию Слюнькову  («Нам за всё придётся отвечать. Гл. 3»):
           «Компромисс с совестью... или не совестью, а с обстоятельствами. В Вашем примере речь о том, что манкирование обязанностями в угоду сиюминутной ситуации всё-таки сопряжено было с риском не только потери самолёта, и человеческой жизни. Хотя в боевой обстановке такой риск мог быть оправданным.
      Под Джелалабадом наш советник вместе с моим переводчиком пошли на сговор с душманами - не воевать. За это они оба, и я заодно - мы вполне могли оказаться в трибунале. Но у моей группы было задание - Пакистан и поиск китайского следа в Афгане, и два месяца передышки были нужны, а советнику надо было установить контакты со старейшинами и завести информаторов... На это время Джелалабад стал демилитаризованным городом. Валерий, Вы хорошо пишете, записки действительно на уровне художественных рассказов.
       А у меня вот такая тенденция: читаю и вспоминаю своё, вытаскиваю из памяти, казалось бы, забытое... ассоциации - великое свойство мозга». /11.01.2020/
                ***
       Добрая ирония окрашивает слова, обращённые к друзьям по цеху.  Вот рецензия на «Балет начался не с летучих мышей»  Владима Филиппа:

       «Владим, не делайте мне больно от мысли, что в Вашем лице пропадает писатель-фантаст в жанре "постапокалиптического мира". Помните старый анекдот:
Президент США и Генсек СССР подписали Пакт о Разоружении. После чего вошел китайский солдат со словами "Свидание окончено".  Помните?
И как думаете - Дональд и В.В. встретятся в намордниках, стуча каждый в свою грудь вместо рукопожатия? Это понятно, а от Вас прогноз - когда?
      А если серьёзно - не пора ли заглянуть в Евангелие от Карла Маркса?  С улыбкой!  /18.03.2020/
                ***
     В рецензии Ирине Некрасовой мы видим  умный, полезный совет профессионала:
            «Ирина, Ваше эссе « Её звали Монблан» я воспринимаю как скелет, на который ещё предстоит наживить "мясо, мышцы, спинной мозг и сердце" будущего романа, развернув каждый абзац в большую главу с прямой речью, метафорами и эпитетами... Получится, минимум - как новелла Проспера Мериме "Кармен". Я бы добавил интриги, особенно в ту главу, где матрос-латинос высказался о мотыльках... ему, этому матросу, надо "запасть" на Монблан и - погибнуть! А то как же без этого?»   /18.03.2020/
                ***
     Рецензия может превратиться в интереснейшую серьёзную статью, как на  «Стихотворные строчки»  Вечной Странницы:
           «Каждый человек в какой-то мере живёт в мире собственных иллюзий. Вот и мы, приписываем чему-то внешнему собственные изобретения. Но если суммировать память всех компьютеров мира - эта сумма будет меньше мощности мозга одного человека. В миллиардах клеток триллионы триллионов ассоциативных связей.
         Как же объяснить скудость того арсенала мышления, которым мы пользуемся в повседневной жизни? Зигмунд Фрейд выдвинул идею цензуры подсознания, которая выключается, когда человек спит. В последующие времена многие люди пытались преодолеть барьеры этой цензуры, в частности, применением особых наркотиков - психоделиков. Эта методика нашла применение в шаманизме и раннем исламе.
     Ещё на рубеже 19 и 20 веков основатель теоретической психологии Уильям Джеймс доказал, что наше обычное бодрствующее сознание – всего лишь ничтожная часть сознания.  Так что вся кажущаяся мистика - из глубин нашего собственного мозга… / 18.03.2020/
                ***
      Или Галине Кирилловой на «Эмпатию - как с ней жить, чтобы не свихнуться?»
       «Галина, тема бесконечна. Подсознательно любой человек проецирует на себя всё, что происходит с другим живым существом. От вида крови стошнит, от мучений голодного котёнка сжимается сердце. Мы всё примеряем на себя. И всегда играем какую-то роль. Иногда для себя, чаще - для окружения. Здесь на прозе.ру все представляют себя положительными личностями, и это хорошо, значит в глубине души мы такими и являемся...
Сам термин "эмпатия" нам мало о чём говорит. Впечатлительность, сопереживание, - есть в русском языке более веские аналоги.  /27.01.2020/
                ***
     А может  стать  иронически необидным поучением для Аллы Гиркой  /«Рецензия на «Черный квадрат»/
        «Алла, как можно эдак о шедевре?  Лет пять тому мне удалось, вернее пришлось составить компанию, побывать на выставке, где я, наконец, увидел тот самый Чёрный квадрат.  И тогда же я вспомнил притчу про Ходжу Насреддина, который поместил в палатке клетку с котом, сделал вход платным, а над входом написал: "Зверь - кот".
Заплатившие за вход, выходя, пожимали плечами: действительно - кот! Так и написано! И относится к зверям... А зачем я платил - котов не видал?
       Алла, мы идём на выставку авангардистов с устоявшимися представлениями о живописи, как об искусстве, которое отражает мир, как своеобразное зеркало. А картина авангардиста рассказывает не о том, что за рамкой, а о самой себе. С этим представлением свыкнуться трудно, вот Хрущёв и боролся с ними с помощью бульдозеров, а потом, уже на пенсии сетовал: что же мне никто не объяснил!  /  21.02.2020/
                ***               
   Не был Станислав Иванович скуп и на похвалу, как, например,  в рецензии на мой «Творческий отчёт о конкурсе Л 3»:
       «Элла, мой Вам респект! Чтобы не повторяться, я подпишусь под многими рецензиями, а дословно - под рецензиями Владимира Пастернака и Альберта Храптовича.
       От себя хочу добавить: Вы провели огромную работу, не считаясь с личными затратами времени и труда; представляю, сколько нужных для Вас занятий Вам пришлось отодвинуть ради нас.
      На Прозе.ру редко встретишь школу литературы. Попытки создавать здесь классическое литобъединение, на котором обычно критики больше, чем похвальбы, такие попытки показали их несостоятельность.  Авторы предпочитают общаться исключительно в положительном ключе. В таких условиях превратить конкурс в  школу  Вам  удалось, и в этом плане Ваш труд бесценен». / 19.02.2020/
 
      Мой ответ:  «Станислав Иванович, спасибо огромное и низкий поклон за участие в работе нашего проекта-конкурса. Признаюсь, что, читая работы, я невольно оглядывалась на вас, зная ваш строгий подход к мастерству»
                ***
   Да, подход строгий! Вот и Ревеке Клевер  совет:
         «… начните "без страха и упрёка" писать по-русски, отбросив многоточия, за которыми читатель придумает что угодно, а Вы и представить не можете, что ему в голову взбредёт! Все мыслимые упрёки переадресуете Пушкину!
У Вас всё хорошо получится!» / 12.02.2020/
                ***
         И Кассандре Пражской:   
         «Кассандра, "мораль" и "моралист", несмотря на общий корень, имеют разную, часто - противоположную смысловую нагрузку. Собственно, "мораль" - оболочка, а содержание может быть каким угодно. У Вас самой своя мораль, у меня - своя, с Вашей может совпадать, или не совпадать. Сам термин "мораль" без контекста - пустышка, ни хорошая, ни плохая, просто – никакая». /  10.02.2020/
                ***
    Рецензии и ответы иногда превращались в поэтический диалог, как с Александрой Шам  («Шепот листьев»).
           Станислав Бук:
Стихом на стих, написанный на стих, -
Презрев собою чьё-то осужденье?
Прислушайся, как ветер приутих,
Под шорох листьев выкроив мгновенье.
Язык листвы доступен тем из нас,
В ком есть звучанье с нею в резонанс. / 02.02.2020/

              Ответ Александры:
Как в резонанс попасть листвы звучанию?
Немного грусти, капельку тоски,
Души томления сладкие тиски,
И тихое природой любование.
                ***
          Или в диалог прозаический, как с Евгенией Серенко  («Ещё раз о любви»).
                Станислав Бук:
         - Точка с запятой – изысканный знак". Евгения, написать так романтично о знаках препинания - нужен талант и рассказчика и философа! Сейчас входят в моду аудиокниги. Впрочем, "мода" - не то слово. Многие люди с возрастом читают меньше или вовсе прекращают чтение художественной литературы. Но тут у сотен тысяч особей такой малочитающей публики под сакральной частью тела оказался автомобиль; в длинные часы над монотонно уходящей  дорогой зазвучали повести и романы; и только точка с запятой позволяют чтецам, взявшимся оглашать Толстого и Набокова, перевести дух! /27.01.2020/
                Ответ Евгении:
         - Какое точное наблюдение, Станислав: "только точка с запятой позволяют чтецам, взявшимся оглашать Толстого и Набокова, перевести дух!"  Я этот знак обожаю:)
Ставлю его, куда надо и не надо, и, только получив вопрос от Александра Терентьева, не слишком ли их много, задумалась о "перебарщивании":)  Спасибо вам!
                ***
           Или с Натали Гор («Размышления Блондинки 1»).
           Станислав Бук:
       - Ну и, конечно, "нельзя объять необъятное".
Жизнь человечества состоит из цивилизаций; наша цивилизация состоит из этносов; наш этнос состоит из кланов: только клан блондинок состоит из блондинок, и он уникален, так как нём правит Блондинка (с большой буквы), что напоминает улей: кто из клана бритых и небритых прямоходящих сунется в этот улей - получит... кто мёд, а кто... сами знаете. Нет, лучше держаться подальше, хоть и заманчиво. /24.01.2020/
       Ответ Натали:
       - У нашей Блондинки высокая степень приспособляемости, даже на "Прозу" попала, чего не сделаешь ради сладкой жизни. :=))
                ***
        С Валерием Слюньковым:
     - Валерий, я тоже пишу мемуарное (Шамал 1978) Однако... на полосе от ТАПОИЧ к ЛИС я с 7-летним внуком устраивал игры в чижики и городки (используя в качестве бит куски толстого кабеля). Из аэродрома Тузель я провожал в Афганистан "мусульманский батальон", а в 1981 улетал и (прилетал) командиром развед. мангруппы (потом вертолётом под Джелалабад), а в 1982 отсюда же делал облёт периметра Афганистана на ИЛ20Р. И всё-таки - шарик тесный. /10.01.2020/
      Ответ Валерия:
     - Снимаю шляпу, Станислав. Никогда не равнялся, технарь, с такими, как Вы, делавшими опасное и трудное дело. Ночами, уже после вывода наших с Афгана,слышали мы в гостинице, как стартовали самолёты, уходили ребята на задания. Да, тесен мир.

     Я заключу мой рассказ сонетом Станислава Бука:

что я пишу… возможно, пустоцветы,
от них не жди ни ягод, ни плодов;
в душе своей я, видно, не готов
признать ухода смутные приметы.

мои совсем уж в серебре виски,
но я не изменил себе, не предал
идеи, исходящие от предков,
в десятилетьях смуты и тоски.

и пусть сейчас высокий слог поэта
я снижу прозаизмом Интернета…
мой собеседник, кто ты, где ты есть?,

заветных мыслей я печать нарушу:
тебе доверюсь, приоткрою душу,
и пусть арбитром выступает честь.
                /»Печальный сонет»/

И ПУСТЬ АРБИТРОМ ВЫСТУПАЕТ ЧЕСТЬ!

Зайдите на страницу: http://proza.ru/avtor/grustasiv

   О Станиславе Ивановиче материал в эссе "А судьи кто?"
http://proza.ru/2020/01/31/533

    Размышления о книге Станислава Бука "Ошибка Святого Петра" - в статье
    "Лишних слов здесь не говорят" http://proza.ru/2020/04/11/1622

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ  СТАНИСЛАВУ ИВАНОВИЧУ!



               


Рецензии
вернусь
жаль, что мы не пересеклись
Глыба
любая рецензия- шаг в будущее
особенно эта:

" Или Галине Кирилловой на «Эмпатию - как с ней жить, чтобы не свихнуться?»
«Галина, тема бесконечна. Подсознательно любой человек проецирует на себя всё, что происходит с другим живым существом. От вида крови стошнит, от мучений голодного котёнка сжимается сердце. Мы всё примеряем на себя. И всегда играем какую-то роль. Иногда для себя, чаще - для окружения. Здесь на прозе.ру все представляют себя положительными личностями, и это хорошо, значит в глубине души мы такими и являемся...
Сам термин "эмпатия" нам мало о чём говорит. Впечатлительность, сопереживание, - есть в русском языке более веские аналоги."

становится понятным и очевидным. Почему так быстро устаём от чтения? Либо всё через себя. Либо- лучше не читать. А если через себя- это как бесконечная тяжба с самим собой.

Исабэль   25.04.2024 04:40     Заявить о нарушении
Светлая память талантливому автору!
С уважением,

Элла Лякишева   25.04.2024 19:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 44 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.