О страхе национального исчезновения

    Это кому-то может показаться парадоксальным, но страх исчезновения присущ народам, независимо от их численности. Идет ли речь о малочисленных народах Севера, Кавказа, более чем 40 миллионном украинском народе, 140 миллионном русском и даже более чем миллиардном китайском народах…

    Как видно из этого перечня корень вопроса не в «количестве популяции», а в том, что над всеми народами висит угроза потери своих особых качеств, всего того, что отличает их от других, служит основой этно-национальной самоидентификации. Во многом, если ни первую очередь, в этом суть движения антиглобалистов, это питает почву нарастающих националистических и фашистских движений даже в цивилизованной Западной Европе.

    Как понимать происходящее, а главное, что с этим делать?

    Здравый смысл подсказывает, что надо понимать как неизбежный объективный процесс, подобный тому, когда набирающий силу капитализм за счет формирования новых рынков стирал этнические границы в Средневековой Европе. Кто теперь толком помнит, что были такие нации как «римляне», «даки», «саксонцы», «генуэзцы». А теперь этот процесс все более и более превращает человечество в нечто «единое», какими мы и были на заре своего появления на лике планеты Земля.

    Обидно, больно? Конечно! Кто спорит? Своего рода утешением для верующих людей может служить то, что в богооткровенных книгах прямо сказано о временном существовании всех народов. Как, например, в Коране (7; 34) - «У всякого народа - свой предел; и когда придет их предел, то они не замедлят ни на час и не ускорят»... На всё воля Всевышнего… Но мы живем «здесь и сейчас», и нам надо как-то реагировать на происходящее по земным меркам.

    Минуя огромное множество «промежуточных» вариантов, выбор у нас не велик – или мы, сохраняя лучшее из настоящего и прошлого, ориентируемся на будущее, или, сопротивляясь будущему, делаем все, чтобы сохранить прошлое. С последним, думаю, все понятно - это тупик. Что делать с первым?

    Если мы понимаем и принимаем первое, то надо определиться с тем, что такое «лучшее из прошлого и настоящего». Экономика, границы, власть местных этнических элит и кланов? Что еще в этом ряду?

    Или это все же облагораживающие человека лучшие образцы национальных культур? Национальный язык? Похоже ТАК. А так ли на самом деле?

    Традиционно многими людьми, в том числе учеными, при выделение главного этнического признака на первое место ставится национальный ЯЗЫК. О проблемах сохранения национальных языков много сказано. Но, как известно, любая, даже научная теория всегда беднее действительности. Поэтому стоит воспринимать окружающий нас мир, в том числе свой национальный, непредвзято, таким как он ЕСТЬ.

    И «странным» образом вдруг станет очевидным, что не только биологическая кровь, но даже язык не являются сущностными элементами для национальной идентификации, ядром национального самосознания. Ставя во главу угла вопрос «крови и языка», мы насилуем действительность и вступаем в противоречие с реальной Жизнью. О чем речь?

    В мире есть десятки народов говорящих на одном языке, но четко сознающие себя и воспринимаемые другими людьми как самостоятельные народы. Кто сможет всерьез утверждать, что народы Латинской Америки, говорящие на испанском или португальском языке - это испанцы и португальцы? Как в этом случае понять, что два балканских народа – сербы и хорваты – имея практически один язык и общее происхождение «по крови», существуют как абсолютно самодостаточные народы… Можно продолжить и далее, обратив взоры, например, на арабоговорящие, тюркоговорящие или англоговорящие народы. При желании список можно продолжить…

    В силу различных причин в мире существуют десятки, а то и сотни разделенных народов, среди них и черкесы - абаза и адыги. Проживая в разных странах с иной культурой и языком, люди начинают говорить на языке этой страны, жить по законам ее культуры, в том числе религиозным. Это абсолютно нормально и закономерно.

    При этом столь же нормально и закономерно то, что эти же люди, любя свою «вторую» родину и будучи частью ее народа, могут одновременно сознавать себя частью и своего исторического народа/этноса, разделять ценности и этого национального мира. Это могут быть англоговорящие, не знающие языка предков русские, ирландцы, немцы, венгры, например, в США. Или немецкоговорящие турки и бывшие югославы в ФРГ… И здесь список можно продолжить.

    Кто сказал, что человек может жить только по принципу «или-или», а не «и-и»? В полной мере это относится и к нашим, например, арабоговорящим, тюркоговорящим, русскоговорящим и иным разноязыким соплеменникам. Думается ни перед людьми, ни перед Всевышним мы не имеем права навязывать им свою волю, создавать у них комплекс неполноценности, закрывать для них наши двери и сердца только из-за того, что они не могут говорить на языке предков.

    С учетом уже существующих современных учебных материалов и средств их изучения, освоение родных языков это, в основном, вопрос желания, финансов и подходящих, в первую очередь безопасных, условий. Лучший тому пример – Израиль, где на протяжение времени меньшем, чем жизнь одного поколения смогли восстановить сотни лет не употреблявшийся вне религиозных ритуалов  иврит… Были бы у народа желание и возможность…

    Говоря всё это, я ни в коей мере не отрицаю важности сохранения родного языка. Безусловно, идеальный вариант идти в ногу со временем, то есть не уходить в гибельную самоизоляцию, и вместе с тем знать свой родной язык и культуру.

    Разговор о нашем национальном возможном будущем впереди...


Рецензии