Блок. На перекрестке, где даль... Прочтение

          Александр Блок
                том II
      « П у з ы р и    з е м л и »


1. «На перекрестке,// Где даль поставила...»






                * * *   

                На перекрестке,
                Где даль поставила,
                В печальном весельи встречаю весну.

                На земле еще жесткой
                Пробивается первая травка.
                И в кружеве березки -
                Далеко - глубоко -
                Лиловые скаты оврага.
               
                Она взманила,
                Земля пустынная!

                На западе, рдея от холода,
                Солнце - как медный шлем воина,
                Обращенного ликом печальным
                К иным горизонтам,
                К иным временам...

                И шишак - золотое облако -
                Тянет ввысь белыми перьями
                Над дерзкой красою
                Лохмотий вечерних моих!
                И жалкие крылья мои -
                Крылья вороньего пугала -
                Пламенеют, как солнечный шлем,
                Отблеском вечера...
                Отблеском счастия...

                И кресты - и далекие окна -
                И вершины зубчатого леса -
                Всё дышит ленивым
                И белым размером
                Весны.
                5 мая 1904






     И всё та же картина, что и во «Вступлении», и в сцене эпиграфе – поле, дорога, закат…
(Вступление:

                «…Снова красные копья заката
                Протянули ко мне острие.

                …Угнетенный, в поле усну.

                …Дай вздохнуть в этом сонном мире,
                Целовать излучённый путь…»



Сцена из Макбета:
                «
                СЦЕНА III.
                Степь.
                …Входятъ МАКБЕТЪ и БАНКО

                …Макбетъ. Какъ страненъ день: гроза безъ тучъ
                На небесахъ играетъ лучъ.
                »

     Шли же Макбет и Бланко по дороге? И видят закатный луч –  очевидно, тот самый знаменитый зелёный луч.

(Википедия:
     Зелёный луч — оптическое явление, вспышка зелёного света в момент исчезновения солнечного диска за горизонтом (обычно морским) или появления его из-за горизонта. 
     …Для наблюдения зелёного луча необходимы три условия: открытый горизонт (в степи, тундре, горах или на море в отсутствие волнения), чистый воздух и сторона горизонта, свободная от облаков, где происходит заход или восход Солнца)

     …И видения, не отличимые от яви или явь, не отличимая от кошмара – что во Вступлении, что у Макбета, что здесь:
               
                …И жалкие крылья мои -
                Крылья вороньего пугала -
                Пламенеют, как солнечный шлем…

…когда он видится себе даже не «потухшим человеком», а чучелом, глядящим на святой для него «зубчатый лес».
     (Именно за таким скрывалось Боблово, где:

                «…Всё та же ты, какой цвела когда-то,
                Там, над горой туманной и зубчатой,
                В лучах немеркнущей зари.
                1908»

     Где «…получают смысл и высшее значение подробности незначительные с виду и явления природы (болотные огни, зубчатый лес, свечение гнилушек на деревенской улице ночью...» Блок. Дневники 1918 года о весне-лете 1901).

     Первое стихотворение новой книги – первый морок пузырей земли?

*
«
     - «На перекрестке ...» - В народно-поэтической традиции перекресток - место выбора героем своей судьбы, а также место обитания нечистой силы.

     - «... В печальном весельи встречаю весну». - Оксюмором "в печальном весельи" подчеркивает амбивалентность [Амбивалентность — двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.(из словарей)] "весенних" мотивов ПЗ...

    - «.. Лиловые скаты оврага. - С. Соловьев, вспоминая о своем приезде в Шахматово в апреле 1904 г., писал: "Перед закатом солнца мы ходили в лес за фиалками. Л(юбовь)Д(митриевна) ( ... ) садилась на пень и завертывала фиалки мохом". Цитируя начальные строфы стихотворения, Соловьев рассматривал его как образное отражение окрестного пейзажа (Воспоминания, 1. С. 122). Ср. письмо Блока к матери от 4 мая 1904 г.: "Черемуха зацветает. Душистым фиалкам нет счета". А. Белый склонен был расценивать эту природную реалию символически, как "эмблему узнаний, окрасивших розово-золотую зарю в новый цвет" (Белый, 2. С. 282).
     О важной для Блока символике лилового цвета см. коммент. к поэме "Ночная Фиалка".

     - «Она вз.манила, // Земля пустынная!» - Характерный для ПЗ и символистской лирики 1900-х годов мотив землепоклонства. Ср., например, финал "симфонии" А. Белого "Возврат": "Милые мои ... Поклонитесь Земле" (Белый А. Возврат. III симфония. м., 1905. с. 126).
 
     - «И кресты - и далекие окна ...» - Окна - здесь: болотные окна. А. Белый так описывал окрестности Шахматова: "Обилие хмурых горбин и болот с очень многими окнами, куда можно кануть ( ... ), - все это вплотную обстало усадьбу, где вырос А(лександр) А(лександрович)" (Белый, /. С. 238).
     Ср. проникнутое мистическим настроением описание лесных болот и связанных с ними легенд в рецензии К. Бальмонта на книгу С.В. Максимова "Нечистая, неведомая и крестная сила" (СПб., 1903): «На зыбких берегах ( ... ) веет что-то сокровенное, слышен звон подземных колоколов, достойные видят огни зажженных свеч, на лучах восходящего солнца - отраженные тени церковных крестов. Там и сям чувствуются подземные реки, следы их ощущаешь через провалы, носящие название "глазников" или "окон"?» (Весы. 1904. №3. С. 37).

    - «И вершины зубчатого леса ...» - Реалия шахматовского пейзажа. Ср.: "И от вершин зубчатых леса // Забрезжит брачная заря ... " ("Я, отрок, зажигаю свечи ... ", т. 1 наст. изд.). См. коммент. к стих. "Сегодня шла ты одиноко ... " (т. 1 наст. изд.).

     - «Все дышит ленивым // И белым размером // Весны». - По мысли Блока, настроению, которым проникнуто стихотворение, соответствует его формальная организация. Оно написано свободным стихом (vers libre), понимаемым как небрежный, вольный, то есть "ленивый" размер. Нестрогая периодичность смен ударных и безударных слогов сопровождается отсутствием рифм- отсюда определение "белый".
     »


Рецензии