О вере и знании

Вопреки расхожему заблуждению вера не противоречит знанию и принципиально не может противоречить. Более того, без веры невозможно знание, поскольку последнее всегда опирается на те или иные аксиомы, принимаемые бездоказательно, верою. Знание без аксиом представить невозможно, так как для любого рассуждения нужны предпосылки. Принципиальная ограниченность знания, бездоказательность и не универсальность любой системы аксиом, была доказана математически ещё в 1930 году К. Гёделем. (Первая теорема Гёделя о неполноте утверждает, что в любой системе аксиом существует невыводимая формула, следовательно, любая аксиоматическая система неполна. Вторая теорема Гёделя утверждает, что из системы аксиом нельзя вывести непротиворечивость данной системы аксиом; таковая может быть доказана только средствами, существующими вне данной системы.)

Так, для познания окружающего мира нужна уверенность в возможности познания как такового, уверенность в пригодности для этого человеческого разума, а также используемого разумом познавательного аппарата (той или иной логики или, напротив, интуиции, или их сочетания). Нужна также уверенность в объективном существовании изучаемого предмета, и в целом, мира вокруг. Нужна уверенность в том, что мир подчиняется определённым законам, а не произвольно видоизменяется в каждое следующее мгновение. Наконец, нужна уверенность в ценности познания как такового, чтобы можно было тратить на него силы и время. Хотя эти положения и кажутся зачастую самоочевидными, «очевидность» эта основывается исключительно на сильной вере в них, полученной вследствие проповеди христианства. Так, например, многие языческие картины мира представляют бытие результатом произвольного поведения множества божеств, а значит не оставляют места поиску в мироздании объективных закономерностей. Также индуистское мировоззрение не оставляет для законов природы место, так как объявляет мир сном Брахмана, чем-то не существующим объективно… Так называемое научное мировоззрение вырастает, таким образом, именно из христианства, именно поэтому только в недрах христианской цивилизации науки достигли невиданного для других цивилизаций расцвета.
Имея для себя необходимыми вышеперечисленные постулаты, «научное» мировоззрение обычно дополняется ещё одним, отрицательным постулатом: только выводы из вышеперечисленных аксиом истинны, остальная информация ложна.
 
(Часто как свидетельство истинности называют перепроверяемость. Надо отметить, доведённый до предела такой подход совершенно не жизнеспособен, - например, врач, выслушивая жалобы больного, не считает нужным перепроверять их. Мы также, как правило, не перепроверяем информацию, полученную в доверительной беседе; учащиеся обычно не перепроверяют информацию, полученную от преподавателей. (Другой крайностью здесь будет легковерие.) Трудно также говорить о перепроверяемости фактов в археологии, этнологии и ряде других наук.)

Однако отрицательный постулат имеет для многих такую силу, что заставляет закрывать глаза на любые аргументы, если они выходят за рамки понимания рационалистического сознания. Например, факт воскресения Христова подтверждается значительно большим количеством исторических источников, чем многие ординарные факты человеческой истории. Однако «научное» сознание верит в ординарное, но отказывается верить в сверхъестественное: принимает за факт то, что было упомянуто зачастую единственным источником (летописью, хроникой), и отвергает факт воскресения Христова, о котором говорят четыре автора Евангелий, с ними, как минимум, ещё четыре других автора апостольских посланий (Апп. Петр, Павел, Иаков, Иуда). Причём почти все они приняли мученическую смерть за своё свидетельство… И это, не говоря уже о не вошедших в библейский канон сочинениях. Не говоря уже о самом оглушительном влиянии события на мировую историю (то есть о самом факте распространения христианства). Не говоря уже о сбывшихся пророчествах книг Ветхого Завета!

Чем можно было бы доказать такой диктат рационализма? На основании чего можно было бы утверждать, что то, что не понятно рациональному мышлению, точно не существует? И не является ли тогда такая достаточность и универсальность разума для познания сама по себе чем-то сверхрациональным? Ведь нет никаких рациональных поводов утверждать, что всё бытие существует именно так, чтобы человеческий разум мог его исчерпывающе понять, или же, что человеческий разум создан так, чтобы быть способным в совершенстве понимать бытие. Ведь из того, что рациональное мышление способно к познанию бытия, ещё не следует, что его достаточно для исчерпывающего познания бытия. Вера в разум есть иррациональная вера, и, таким образом, рационализм имеет в себе внутреннее противоречие.

Выбор между той или иной системой аксиом человек совершает абсолютно свободно, в этом и заключается свобода воли человека в области мировоззрения. При этом, доказательное знание - то есть следствие из выбранной системы аксиом - свободным уже не является, но подчинено необходимости доказательств. В связи с этим любая дискуссия имеет смысл между людьми, предварительно выбравшими одну и ту же (или хотя бы близкую) систему аксиом, но совершенно бессмысленна между людьми, находящимися в разных аксиоматических системах.

Христианство, в отличие от рационалистической философии, тщательно разработало и сформулировало свою систему аксиом, которые получили название догматов; более того, осознав принципиальную неполноту знания, сформулировало апофатический метод познания.


Рецензии
Потеряли тысячу пятьсот лет.

Народы европейского континента приняв христианскую идеологию отрубили самые важные исторические корни. Попытка развивать европейское сознание на основе чужеродной Книги стало трагедией для европейской цивилизации. Если исходить из временных параметров, до эпохи Возрождения примерно тысяча пятьсот лет философское и научное мышление находилось в состояние которое можно сравнить с анабиозом.
Современного уровня наука и техника достигла за пятьсот лет. Следовательно у просвещенных язычников, к достижениям которых пришлось Возрождаться, чтобы окончательно не захлебнуться в испражнениях средневековья было целых три срока по пятьсот лет для равномерного развития, и еще один такой отрезок до современности. Трудно представить каких научных, моральных и нравственных высот достигли бы потомки европейских язычников воспитанных на эволюционировавшей философии своих предков.

Радиомир Уткин   03.01.2021 20:08     Заявить о нарушении
То, что вы пишете - пошлая устаревшая глупость из советского учебника за 6 класс средней школы. Аргументов вы не приводите, очевидно не владея фактическим материалом, а я приведу следующие факты:
(1) все достижения дохристианской языческой цивилизации известны нам только благодаря тому, что были сохранены и приумножены христианскими мыслителями Средних веков. Более того, даже сами по себе тексты языческих философов известны нам только потому, что аккуратно переписывались и сохранялись в христианских монастырях.
(2) До прихода христианства языческие мыслители занимались преимущественно философией и математикой, всё многоветвистое древо наук, особенно естественных, вырастает как раз благодаря христианству, поскольку для языческих философов материя воспринималась как нечто низкое и недостойное, по сравнению с "чистым разумом" философии и математики. А для традиционного (не-философского) языческого мышления природа и вовсе произвольные действия богов - то есть её в принципе невозможно изучать рационально. Более того, сама по себе идея наличия в природе законов пришла из Ветхого Завета: Господь "все расположил мерою, числом и весом." (Прем. 11:21), "По определениям Твоим всё стоит доныне" (Пс. 118:91) - около 1000 года до Р.Х.. Более подробно об этом уже писал в эссе "Сотворение эволюции...", глава "Религия и наука".
(3) То "Возрождение", о котором вам когда-то рассказывали в школе, далеко не единственное. Европа проходила также Теодориханское возрождение (VI век), Каролингское возрождение (VIII-IX века), Оттоновское возрождение (X век). Что касается империи Ромеев (Византии), то там искусство и мысль с новой силой расцветала, опять же, в VI веке при Юстиниане, в XI-XII века при Комнинах, в XIII-XIV веках при Палеологах. Там, впрочем, не говорят о "возрождении", потому что не было и упадка. Ещё следует вспомнить расцвет сирийской христианской мысли в VI-VIII веках... Короче говоря, "тёмные века" - это ложный пропагандистский штамп советских времён, который для современной науки скончался вместе с советскими временами.
(4) Возрождение XIV-XV веков точно такое христианское явление, как и все предыдущие возрождения: никто не принимал тогда язычества, не отрекался от христианства! Да и сами темы искусства эпохи Возрождения - христианские, библейские сюжеты.
(5) Относительный упадок в Средние века на Западе был связан вовсе не с христианством, а с падением Западной Римской империи и варваризацией её территории - достаточно вспомнить, что христианство стало основной (а вскоре и государственной) религией после Миланского эдикта 313 года, а начало Средних веков считают от 476 года (это примерно как проблемы XXI века считать результатом отмены крепостного права в 1861 году!). А IV век, первый век христианской цивилизации - это как раз новый расцвет Римской империи - и политический, и культурный - период нового единства Римской империи, Запада и Востока. О кризисе языческой цивилизации блестяще пишет Августин в первых нескольких книгах "О Граде Божьем", апеллируя, что самое интересное, к языческим как раз классикам...

Шашков Дмитрий   03.01.2021 21:59   Заявить о нарушении
Многие из бывших активных комсомольцев, недавно красочно оформлявших уголки атеистов,ныне, следуя моде, покорно стоят у алтарей со свечками.
О чем свидетельствуют такие пространные опровержения,отсутствием сестры, которую зовут: Краткость.

Радиомир Уткин   03.01.2021 22:22   Заявить о нарушении
В церкви у алтаря со свечками не стоят - ещё раз показали свою безграмотность. Кстати говоря, обращение к вере возможно для каждого человека - даже для бывшего партработника - если человек за 30 лет жизни поумнел, так и прекрасно! Вот только в церковь регулярно ходят по статистике 4% населения - так что "модой" это назвать трудно.
Ну а краткость в вашем случае - отсутствие аргументов.

Шашков Дмитрий   03.01.2021 22:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.