О СРТ

    

                Машина молотит,и корпус дрожит, 
                Неделю ещё штормовать предстоит.
                Погода бушует, норд-ост  по зубам,
                Болтается наш СРТ по волнам.
                Машина молотит, и корпус дрожит,
                И старший механик в машине не спит.

                «Рыбацкий шторм.» Альберт Шаров.

    Тому, кто не был на СРТ в океане, очень повезло в жизни. На  памяти Ширкова есть люди,которые были готовы отдать всё, чтобы только добраться до базы, до берега живыми от изнурительной и зверской качки. Она  их добивала, и они медленно и мучительно умирали под ударами неистовых волн моря. Это известная всем морская болезнь, от которой страдают многие. В основном это были новички,первый раз в море или около этого понятия,но не только. Доставалось всем на СРТ, потому что там, так сказать, настоящая качка. Штатные моряки или старожилы просто научились терпеть. Такой резкой, неумолимо длительной и максимального размаха качки нет нигде,а только на СРТ. Выворачивает желудок, постоянная рвота и человек попадает в какое-то чуждое измерение и чуждый, невыносимо мучительный, параллельный мир. Спасения никакого нет, ибо кругом бушующее море или дыхание безбрежного океана. Берег скрылся за кормой и растаял в тумане голубом. Их положение было безвыходным. Судно не пойдёт обратно в порт, оно идёт в море и надолго.
     Основной район промысловой работы СРТ располагался в северо- восточной части Атлантического океана, от о. Ян Майен, до Исландии,Фарерские острова,Шетландские,до берегов Англии на юге,Оркнейские острова и Норвежское побережье на востоке,особенно Лофотенские острова. Здесь обитали богатые стада и косяки, бесподобно крупной, жирной и хорошей кондиции, северо- атлантической, Норвежской и Исландской сельди. Самая путина и мощные косяки собирались в осенне- зимний перион,зимой и особенно все хотели попасть на февральскую рыбу.
     Однако именно в это время сюда смещался, разрастался, останавливался и трепал всю северную атлантику жестокими и длительными штормами ,так называемый  метеорологически Исландский циклон. Это было традиционно его географическое место и почти всё время шторма и шторма.

     Ночью, в темноте, второй штурман Ширков не раз наступал на таких ногами в полу-болотных сапогах, когда пробирался к компасу на верхнем мостике своего СРТ.  Они лежали там, как мешки с картошкой, под неистовый свист ветра, грохот и рёв урагана в Северной Атлантике. Почти прощались с жизнью и могли находиться только там в шторм, потому что в каютах им не хватало воздуха. СРТ не имел машинной вентиляции, а остальное всё было задраено в шторм. Они не могли справиться с морской болезнью и от страха проникала мысль броситься за борт, чтобы всё это прекратилось в момент и навсегда, и сделали бы это, но не хватило мужества. В этом месте практически была середина судна и самые относительно малые радиусы качки, поэтому, в какой- то степени,  физически переносить качку здесь было легче. 

      Бывалые матросы давно чутко уловили этот момент и часто в шторм приходили в рулевую рубку  отдохнуть и побывать в некотором комфорте. Бывало народу набивалось до десяти человек и больше. Нос СРТ вздымался вверх по гребню полны, а корма настолько же проседала вниз. В районе рулевой рубки существовала линия наименьшей интенсивности такой свистопляски и было более комфортное место, чем в других местах по судну. Кроме того посмотреть горизонт, суда и обстановку вокруг. Стабилизировалось зрение по горизонту, вестибулярный аппарат, можно было услышать какие-то новости, прогноз погоды и прочее. Каждый устраивался, как мог.

     После выхода  из порта  судно считается на переходе в район промысла или лова рыбы. Переход длится что-то порядка недели или больше, в зависимости от дальности установленного района и скорости СРТ, которая может падать до малых единиц, особенно, если встречный шторм в лоб, прямо по носу. В Северное море, районы Норвегии,Лофотены,да и Исландии,даже Ян Мйен. Это более короткие переходы. Но были и более длинные и длительные, если СРТ идёт в Северо- западную Атлантику, к побережью США.Это, в первую очередь Джорджес Банка, банка Банкеро и другие.

   



      Так или иначе СРТ, где-то на переходе,попадает в шторм и вот тогда судно отыгрывается на волнах, его кидает и валяет с носа на корму и с борта на борт. Команда подвергается испытанию морской качкой и ,естественно, морской болезнью. Ширков уверен, что, в разной степени, эти прелести испытывают все, но реагируют на это или выдерживают всё это, каждый по разному.

     Исключение составляют опытные, бывалые моряки, которые могут существовать и работать в любую погоду без проблем. Почти все такие небрежно заявляли, что никакая качка их не берёт. Тем более так и всем было видно. Но таких не бывает много.

   

    Особый контингент составлял комсостав или офицеры, как сейчас их называют: это капитан и штурманы, механики и радисты. Все эти моряки закончили специальные морские средние или высшие учебные заведения. Они прошли практику в море, получили дипломы и характеристики, в которых была графа - морские качества. У всех было- морские качества хорошие. Это имелось ввиду, как способность выдерживать любую качку и любую морскую болезнь. Отдельные выпускники, которые совсем не выдерживали качку, а такие тоже были, отсеялись и пошли по береговому пути. А кто остался, тот имел морские качества хорошие, что и было записано официально. Ширков всегда имел такую оценку, как и все. Но по факту, он был подвержен морской болезни довольно сильно и выдерживал только на последнем вздохе и дыхании, мобилизуя все физические и моральные силы. Способностей и всего потенциала вместе со стремлением, радением и набором опыта, для нормальной работы было вполне достаточно. Но не сказать, что легко. В шторм на море легко не бывает.

       Здесь действовал ещё такой сильный фактор, особенно у капитанов, как чудовищная и немыслимая ответственность за судно, экипаж, груз, рейсовый план и всё остальное. Перед этим фактором, как таковым, бледнела любая качка и её подруга- морская болезнь.

     Это касалось всех офицеров, каждый из которых обязан был выполнять свои обязанности и нести службу независимо от погоды, качки и других обстоятельств, а также  быть в безупречном виде и состоянии, визуально и вообще, для всех окружающих. С этим контингентом всё ясно. Это офицеры.

        А вот в команде шторм находил одного или двух человек, а то и трёх, которые абсолютно никак не могли выдерживать качку на СРТ и ,как следствие, морскую болезнь.

        Ширков тоже тогда заметил, когда, на ходовой вахте, лазил на верхний мостик и с трудом пробирался к компасу, то, вроде бы один мешок с картошкой, лёжа на месте, как-то шевелился. В темноте и на качке толком было не понять, да и не до мешка было на штурманской вахте. А утром этот матрос- бедолага жаловался повару, который пришёл за картошкой, и ещё там матрос был, что второй штурман ночью по нему ходил в сапогах. Он пытался как -то отвернуть голову и куда- либо спрятать свой нос, чтобы его сапогом не своротил этот Ширков.   

        Ну а этот Ширков был тогда на штатной штурманской ходовой вахте и СРТ шёл и находился в международных водах, и международной системе   морского судоходства, промышленного рыболовства и другой деятельности человечества. Здесь действовали целые тома международных  конвенций, соглашений,инструкций, местных правил и всего остального в этом плане и обязательного выполнения в любой ситуации без исключений. Особенно МППСС-72 с приложениями.   

      Ширков, ограниченный погодой и качкой,
определял место и вёл судно, должен был, всё это контролировать, выполнять неукоснительно и был занят делом полностью. Он и не мог отвлекаться на какой- то мешок с картошкой, который поворачивался и шевелился в темноте.
   

     Однажды на небольшом переходе из порта Пярну в Таллин жена матроса пыталась прыгнуть за борт от такого ужаса.

       СРТ или средний рыболовный траулер, очень малого размера,но имел документы дальнего плавания или океанского класса, и морская стихия в шторм играла с ним,как с детской игрушкой. Чтобы СРТ мог держаться против огромных океанских волн,ему заложили проектом повышенную остойчивость, а отсюда и экстремальная качка.

      Выпускники группы Ширкова , которые ,после окончания ТМУ ММФ, попали в РП на СРТ, естественно жадно ловили всю информацию, как и что там. Целый ряд таких ребят, физически крепких и одарённых Богом,  что-то порядка 20-30%, не нашли в себе сил и мужества,хоть раз выйти в рейс на СРТ. Ошивались кто как мог на берегу, на ремонтах или ещё где, кто  и как в Эстрыбпроме, а затем разбрелись.кто куда. Эстрыбпром был самой плохой конторой , там не было даже своей гостиницы, чтобы рыбак на берегу мог переночевать. В общем для нормального человека условий практически не было.

     Да и не только они. Москвич Валентин, во всех отношениях сильный и лучший, уверенный отличник ТМУ, мог плавать на любом большом пароходе, тем более в пароходстве, где нет таких проблем, как на СРТ. Там просто все условия и вся обстановка для белого человека. Однако он в море не пошёл , что- то его остановило. Человек он был,безусловно, очень положительный, правильный и умный, если не самый умственно- способный, то около этого. Ширкову лично он сказал, что ТМУ, это почти ничто. Нужно что- то более весомое. Он устроился освобождённым секретарём комсомольской организации своего ТМУ ММФ. Отработал два- три года и уехал в Москву навсегда. Окончил МГУ или что-то ,очень престижное, этого порядка. Работал в космической отрасли и был на на хорошем счету и марке успеха.

      Другой однокурсник Виктор, великолепно развитый спортсмен, и всё остальное на уровне хороших стандартов, сделал 3- 4 рейса на СРТ, дошёл до второго штурмана. Затем тоже уехал к себе в Москву, тоже прошёл МГУ и остался там навсегда. Ширкова лично он уговаривал ехать тоже, вдвоём поступать было бы легче, но тот остался в логове бед и бедствий, которые нёс в себе рыболовный флот, а точнее СРТ.

       Видимо,  они были правы. Молодые способные люди, видели свет в конце опасного тоннеля и что то ещё. 

     В те времена в каждом порту была мореходка, а то и две: Мин морфлота и Рыбпрома, а ещё военные и полувоенные. Произошло перепроизводство штурманских кадров и часто штурмана соглашались выйти в рейс матросами. Естественно у способных к учёбе возникло желание поменять профессию и специальность.

     Ширкову чего то не хватило, переступить какие-то барьеры и бросить здесь всё. Стране и населению в послевоенном лихолетье и позже, нужны были продукты. Эту проблему частично и, очень эффективно, решала океанская столовая рыба.Такой многотысячный и масштабный тоннаж ценной белковой пищевой продукции невозможно было взять на полях и лугах сельского хозяйства за наше маленькое северное лето.Промышленное океаническое рыболовство, можно сказать, было необходимо.Это было, надо прямо сказать в общем плане - спасение страны, нации и народа. Неутомимо, не щадя сил, днём и ночью, в любое время года,работал
траловый рыболовный флот.В это время на трудовую вахту заступили ослабленные голодом и лихолетьем, но сильные духом, дети войны. Ширков остался на месте,которое получил по распределению после окончания ТМУ ММФ СССР. Он прошёл тернистый и, не всем по плечу, путь от третьего штурмана до капитана СРТ.Уложился в срок ,ещё и не было тридцати лет,как и многие его спутники,бывшие курсанты ТМУ.Страна получила живительную рыбную продукцию и с этим потенциал жизни и развития.

       На верфях ГДР было налажено массовое строительство СРТ и они прибывали, в том числе, в Таллинн Эстрыбпром. Ширков попал на СРТ- 4589 и этот номер помнит по сей день. Это было первое его судно и  с него начинался ,особенно в начале, тернистый и сверх-тяжёлый морской путь по жизни. Первое судно вспоминается с благодарностью, новое,только что из Германии.Это была удача. Безупречное,новое и высокомореходное судно с новинками электронавигационных приборов, начальной электроникой и укомплектовано этим полностью, также и всем остальным.
   
    
        
   


     Ширков помнит случаи, когда штормило месяц без перерыва, и никуда при этом не деться. Атлантика вынимает душу полностью из любого, если она пожелает, и превращает обычного человека в жалкое существо. Тот, кто не бывал на СРТ, тот не знает, не понимает и никогда не поймёт по-настоящему, что такое море. Тот, кто не был на СРТ,тот не может представить, даже приблизительно, что такое работа рыбака в море. Это не жизнь, а какое-то другое существование: море- качка- работа среди холода и волн в безбрежном океане под бескрайнем небесным пространством.
     А люди,лучший экипаж в жизни от капитана до матроса. А особенно повар, эстонец Адович.Имени и фамилии не запомнил,но все, с уважением и почтением звали так.Лучший повар- штормовой рыбак, готовил невероятно вкусно в любую карусель и круговерть шторма.Это было спасение для Ширкова, который прилично укачивался.Такого повара больше не встречал и не видел нигде.Только эстонский,настоящий морской повар,Адович, с благодарностью.

     А так, на судне,это что- то очень близкое к смерти, что невозможно показать в кино или описать в книге. Через это надо пройти. А ведь надо было ещё работать так, как никто никогда и нигде не работал. Но выбора не было.

     Или работать,или сойти с ума от страха и умереть не дождавшись земли.

      Шахтёры, едва дождавшись причала, убегали отсюда обратно в шахты. В Мурманске пробовали комплектовать палубную команду заключёнными, но те, раз побывали и категорически отказались, предпочли вернуться в свои камеры.

       На двери отдела кадров объединения ЭСТРЫБПРОМ была надпись:

                ПРИЁМ НА РАБОТУ и УВОЛЬНЕНИЕ.

        В эту дверь весь рабочий день стояли две больших очереди или потока людей. Одни хотели получить работу и, по слухам,  заработать большие или шальные деньги, а в другом потоке стояли те, кто уже побывал там, вкусил всё и, тем более понял, или ничего не понял.
Они стояли с потухшими глазами, и не только. Искорёженные души и почти сломанные судьбы. Что до денег, то лучше всего  сказал мастер по ремонту  телевизора «Рекорд».

         «Я много лет ремонтирую телевизоры и бывал во всех домах и квартирах.
           Беднее  рыбака  никогда никого не видел!»
            Но слухи о больших деньгах существовали и манили народ на СРТ.

            Валюту на СРТ, как на любом судне ММФ, не получали, а только , как тогда называли, деревянные рубли. Промежуточных заходов в инпорт СРТ не имел.

            Система оплаты называлась сдельно- премиальной, была устроена так, чтобы безнаказанно обманывать и обдирать рыбаков. Эта система была громоздкой, абсолютно непонятной и незнакомой рыбакам. Никто не мог проникнуть в эти дебри расчётов, чего либо выяснить или узнать. Всё было в нечистоплотных руках бухгалтерии и бухгалтеров. Основным и единственным аппаратом расчётов были обычные дореволюционные счёты.
Так первую зарплату третьему штурману Ширкову поделили наполовину и выплатили только 50%. Добиться какой- то справедливости и получить всю зарплату Ширкову так и не удалось.

           Иногда СРТ имел контакты с иностранными ,европейских и других, капиталистический стран рыбаками. Их месячная зарплата была более высокой, чем советская на СРТ, в двадцать раз , а то и выше.

           Организация промысловой работы, обеспечение нормальных условий  труда и жизни,  решение всех негативных вопросов и проблем на рыбацких судах капиталистических стран , были на таком уровне, что такое на СРТ не было никогда.

            Для СРТ были запланированы сверх-длительные рейсы в море, 110 или 135 суток без берега. При заполнении трюмов бочками с рыбой,подходили к плавбазе на выгрузку и снова в море.

     Иностранные траулера капиталистических стран находились в море до заполнения трюмов и после этого шли в порт на выгрузку и отдых команде. Это что- то две недели или чуть больше,но не как на СРТ, где 3 — 4 месяца без берега. Такая умеренная длительность рейса практически снимала все проблемы и была комфортной для их экипажей.

       СРТ не имел никаких холодильных камер для мясных и других скоропортящихся продуктов. Туши мяса солили и вывешивали на мачту, и так весь рейс.Что от этого оставалось, то и ели. Да ещё,конечно... В общем-то полный позор социализму и СССР, но делать нечего. У капиталистов такого идиотского позора никогда не было.

        Для всех других продуктов специальных кладовых тоже не было и продукты хранились по всему судну, в столовой,на камбузе и даже в румпельном отделении,а то и на палубе.Были рассованы как получалось, по всему судну.

         Очень ограниченный запас пресной питьевой воды. И это ещё не всё. А надо всем этим качка и морская болезнь в неумолимом и ужасном виде.

          Эпоха СРТ в Эстрыбпроме в основном существовала от начала и до конца с 1950 -го по 1970-й год. Отдельные траулера работали и позже. Ширков прошёл такую школу жизни на СРТ, 3-м штурманом, затем вторым, старпомом и так до капитана. Утверждён капитаном СРТ и СРТР в 1967-м году и за ним был закреплён СРТ- 4575. Судно было последней серии и в хорошем состоянии.


           Техника, инженерно- конструктивная мысль всегда движутся вперёд и на смену СРТ пришёл СРТР типа «Океан». Это уже было СУДНО, там можно было выдержать, а СРТ — не судно в общем нормальном понимании. Это - просто СРТ.

          Кто-то ещё давно сказал, что рыбак дважды моряк, и вряд ли кто станет спорить. Там в море рыбаки не задумывались над этим, там нужно было работать и ещё раз работать. Так повелось, что по какому-то практическому стандарту СРТ ставил сетевой порядок на каждую ночь дрейфа, порядка 100 сетей. Постановка сетей производится после изнурительного поиска и занимает по времени, порядка 30 минут. Выборка сетей занимает гораздо больше времени, зависит от количества попавшей в сети рыбы и от погоды.

    В  лучшем случае удавалось выбрать сети до конца суток, а часто выбирают целые сутки или больше. Ширков помнит, что в начале промысла на СРТ-4589 попалась хорошая рыба и сети выбирали трое суток без остановки, весь экипаж на палубе и только капитан с радистом на мостике. За трое суток забили полностью два трюма и снялись к базе на выгрузку.Что происходило с людьми, невозможно сказать в таком коротком повествовании, но читатель может представить. Ширков лично себя не видел и не чувствовал, он, как будто, просто умер и смотрел на себя откуда- то сверху, вместе с ангелами, которые в изумлении молчали. Ширков тоже молча смотрел, откуда-то из- за облака и видел только свою тень.

    Иностранный траулер такого же типа ставил только 20 сетей и никогда так не уродовал свою команду.

     Десятки и сотни СРТ рыскали в поиске рыбы по океану, работали в своей системе и у них была своя задача. Тысячи рыбаков со своими надеждами и стремлениями, гробили свои души, судьбы и давно отпетые, безнадёжно пропащие, жизни здесь.
      Разрушенное в годы войны наше сельское хозяйство, недостаток людей,техники и наше короткое северное лето, не могли накормить население. На помощь пришли рыболовные траулеры и наши рыбаки, которые решили эту задачу. Тонны первоклассной рыбы, десятки тонн слагались в сотни и тысячи в короткое время и в любое время года.Дары океана.Такой тоннаж продуктов не взять на полях и лугах за короткое лето.Только СРТ, а заним вступили в дело СРТР и БМРТ.Но какой ценой давалась эта продукция.Этот вопрос пока оставался за кадром.

      У Ширкова за спиной, как и у каждого рыбака, отдавшего пром- рыболовству десятки своих лучших и неповторимых лет -  горы рыбы на палубах разных типов и модификаций рыболовных траулеров.  Они громоздились у горизонта, меняли вид, свой пейзаж и были похожи на Кавказские или какие то другие. Тысячи тонн рыбы добыты в океане неимоверным трудом и не только. Переработаны в цехах и на палубах в готовую продукцию,солёную, среднесолёную, рядовую укладку, а также мороженую в коробах. Швартовались в открытом океане к борту плавбазы в ллюбую погоду и сдавали, перегружали свежую рыбу с таким риском, о котором боялись говорить. Доставляли продукцию в порт. Это была первоклассная столовая рыба для своей страны  и народа.

      И это была работа не восемь часов в день, а столько часов, сколько надо. Когда за бортом сети, то время смотрели не по часам, а сколько сетей ещё осталось, которые надо выбрать.
Когда много рыбы и палубная команда не справляется, то добавлялись на подмогу офицеры, а то и весь остальной состав экипажа.

       А у офицеров ещё и своя штатная основная работа, вахты по графикам и расписаниям, и  служба по специальности,  которую выполняет каждый на своём месте и по своей должности. Бывало после палубы, где все силы остались, так ещё сразу на вахту.

     А знаете или вы, что такое швартовка к плавбазе в шторм в открытом море, в любое время суток? С приходом новых современных плавбаз, типа «Фридерик Шопен», участились швартовки для перегруза свежей, только что выловленной сельди, на заморозку. Качество продукции стало выше, но швартовки ежедневно.

      Ширкову до сих пор чудится ревущий шторм, огромные волны и зыбь. СРТ идёт на швартовку. А это не к причалу в порту. Это совсем другое.

       На волне и зыби нужно уложиться в ограниченный отрезок борта плавбазы и обязательно в районе кранцев. Если капитан промахнётся или ему просто не повезёт, то СРТ грохнется в оголённый стальной борт плавбазы. Так и бывало. Это что-то похоже, хотя не совсем, на посадку самолёта на авианосец.

        Ширков помнит такой случай, когда он сам шёл в шторм к плавбазе, сдать свежак сельди, что- то две- три тонны. А в это время калининградский СРТ уже швартовался к плавбазе.  Так вот он промахнулся мимо кранцев или его пронесло, а, может быть, набросило зыбью. Но он ударился всем левым бортом о голый стальной корпус плавбазы. В результате удара был завален внутрь весь фальшборт в районе первого и второго трюма. Стойки фальшборта продавили палубу и вода через множество повреждений потоком хлынула в трюма. Судно затонуло очень быстро и спаси никого не удалось и это было просто невозможно в такой ситуации. Если бы капитан остался жив, то по правилам РП пошёл бы под суд.

      То же самое произошло у однокурсника Мишки Якупова. Тоже завалило весь фальшборт, но не так сильно и не смертельно. Он сумел удержаться на плаву, кое как заделал пробоины и трещины, снялся с промысла и дошёл до порта. Мишка - великолепный парень, что надо, производил впечатление своей внешностью и аккуратностью. По национальности татарин, а вообще- русский татарин. Всегда спокойный оптимист, но любил прихвастнуть, причём оригинально и на публику. У начальства бывал в любви и уважении. Хорош был однокурсник, с одной же группы СВ ТМУ ММФ. Пахал на СРТ , СРТР и плавбазе.

    
        Ширков на своём СРТ- 4575 подошёл  позже. Свежую рыбу сдали быстро, её было немного, но всё же суточный план. А, как он достался, другой разговор и это понимает только рыбак. Сдать рыбу нужно было обязательно, потому что свежак на палубе без обработки не может лежать долго. Что до швартовки,то здесь некогда думать или примеряться, идти нужно сходу сразу и всё идёт по прошлому опыту, как на автомате. А повезёт или не очень,другой вопрос. Погода была в общем такая же, но ветер и волна как- то выровнялись или так показалось. Швартовка почти получилась очень близко к лучшему стандарту,но в последней позиции СРТ прошёл носовой кранец и задел голый  борт плавбазы левой кромкой своего фальшборта. Получился некоторый ударчик,типа по лбу или в нос. Это было досадно и необязатедьно. Хотя повреждений не было никаких. Но Ширков заметил, что капитан плавбазы поморщился. Да ну его.

        Положив руку на машинный телеграф, Ширков успокоил свой испытанный СРТ. Всё нормально.
 
       При швартовке в шторм все манёвры с колоссальным риском, на пределе возможностей,  когда малейшая ошибка и не избежать катастрофы. Специальные морские швартовы часто не выдерживали, рвались от перенапряжения и, если задевали человека, то смерть мгновенно на месте. Это происходило почти системно. Так же системно ревела Северная Атлантика в свои известные периоды, особенно осенне- зимний, зимний и любые другие времена года.

        Руководство и начальство всех уровней, с самого верха, забрасывали капитанов массой приказов, постановлений, телеграмм, чтобы ни одна тонна рыбы не была выловлена с нарушением... ,риском для жизни экипажа и т. д.Из кабинета легко давать команды,они и давали с единственной целью, уйти от ответственности за свои недоработки и просчёты, и всё, если что,  свалить на капитанов. Если всё это выполнять, то работать невозможно и СРТ должен был бы стоять в порту. Они также, в первую очередь, требовали план, который в таких штормах взять было проблематично. Здесь был другой, не менее опасный шторм.

        В таких условиях работал флот, капитаны и рыбаки. Ширков по времени попал в самый бум и эпопею той эпохи, когда основным траулером был СРТ. Прошёл тернистый путь от третьего штурмана до капитана СРТ, сохранив своё судно, экипаж и груз. Работал на СРТР,это прекрасное судно, но и ему досталось. Ещё посильнее был СРТМк, с кормовым тралением. Но более всего работал в РП на БМРТ- Большой морозильный рыболовный траулер. Это было позже. Судно комфортное. БМРТ- основное, очень эффективное, рыболовное судно ,способное идобывать сотни и тысячи тонн рыбы. Прошёл путь от старпома до капитана, но там он уже назывался0 капитан- директор. Тоже горы рыбы ,ещё более высокие.
      Пришлось поработать и на самых больших судах РП. Это были скоростные транспортные рефрижераторы типа «Берег». Очень комфортные суда. Но в каждом факте есть свои сложности и каждая работа требует своего искусства. Бывало тоже тяжело. Но не равнять с СРТ, даже приблизительно.
     При всём, что было сказано  и это вполне понятно, Ширков наблюдал очень
любопытный и почти неправоподобный нюанс. Он встречал людей с поразительной
силовой работо- способностью и выносливостью. Это не на час или два. А это на многие часы работы, на палубе, сутки или года. Такие люди, один, два или больше, были только на СРТ. Причём они не отличались ничем особенным, ни ростом, не массой и были, как обычно. Но работали, как машина. И это не просто люди, а мастера. Например, Ширков помнит, как матрос- бондарь , закончив последнюю
бочку, сказал, что за сутки забондарил 500 тонн сельди. Выполнить столько и такую работу одному, вообще невозможно, но он это сделал привычно и вообще.
А что такое матрос- бондарь, так это величина первой категории. Далеко не каждый может забондарить бочку с сельдью, 199 - 120 кг. Но такие люди были и только на СРТ.
    

       А под конец своего морского пути автору удалось устроиться в своё пароходство ЭМП (Эстонское морское пароходство), для которого в юности учился в ТМУ ММФ СССР, Это был поистине королевский подарок судьбы и  в розовом цвете с золотым переливом, десять лет, невероятно потрясающих путешествий, по Европе, Африке,Южной Америке, многим странам,портам,заливам,проливам, каналам .и всей экзотике до горизонта и за горизонтом.

        Но те годы, когда ходил на СРТ , Ширков забыть не может никогда, даже,если бы очень захотел. Это просто невозможно. СРТ- не судно, это — СРТ.

Фото автора.

СРТ= средний рыболовный траулер.


Дополнение автора.

       Рассказ опубликован в печатном издании: «УХОДИМ В МОРЕ»
                Литературный альманах.
                Составитель: В.Илляшевич.
                Издательство « Tarbeinfo OU”
                Таллин, 2007.

      «Уходим в море” - сборник — альманах пяти авторов, чья жизнь и судьба прочно связаны с морем, с родной для них Балтикой. Разные по жанру произведения... дают разрез целой морской эпохи страны, увиденной глазами старшего поколения людей из морского братства, за плечами которых не одно десятилетие морских походов.
      В центре внимания авторов остаётся судьба человека.

                Ростислав Титов, Лев Веселов,
               
                Велиор Левкович, Альберт Шаров,

                Дмитрий Тихонов. Тексты.

                Редактор- составитель и вступительное слово  - Владимир Илляшевич

                Руководитель проекта Лев Веселов - член союза писателей,капитан дальнего плавания,
                однокурсник автора по ТМУ ММФ СССР.

     Автор выражает искреннюю благодарность Льву Михайловичу Веселову за редакцию и публикацию пяти рассказов в книге "Уходим в море".

    
               
             


Рецензии
Я ничего не понял. Сам в ББГЛ ходил на СРТ-4422 "М.Розенштейн" в 1978 матросом на практике от ПТУ, потом Мореходка в Мурманске и стал нач.радио ШРМ. Пытаюсь писать про море и моряков. Про СРТ и СРТР и СРТМ-к тоже есть несколько рассказов.

Андрей Кольский   27.07.2023 18:56     Заявить о нарушении
У нас разные эпохи и географии жизни, работы, промысла и мореходства, что Вам и непонятно.
Счастья, удачи и творческих успехов. Спасибо.

Альберт Шаров 2   21.09.2023 10:07   Заявить о нарушении