Блок. Болотные чертенятки. Прочтение
том II
« П у з ы р и з е м л и »
2. «Болотные чертенятки»
Болотные чертенятки
А.М.Ремизову
Я прогнал тебя кнутом
В полдень сквозь кусты,
Чтоб дождаться здесь вдвоем
Тихой пустоты.
Вот – сидим с тобой на мху
Посреди болот.
Третий - месяц наверху –
Искривил свой рот.
Я, как ты, дитя дубрав,
Лик мой также стерт.
Тише вод и ниже трав –
Захудалый чорт.
На дурацком колпаке
Бубенец разлук.
За плечами – вдалеке –
Сеть речных излук...
И сидим мы, дурачки, –
Нежить, немочь вод.
Зеленеют колпачки
Задом наперед.
Зачумленный сон воды,
Ржавчина волны...
Мы – забытые следы
Чьей-то глубины...
Январь 1905
Ремизов – русский писатель, один из наиболее ярких стилистов в русской литературе, много работал/играл/ баловался с фольклором. Вот пример его писаний («Посолонь»):
«Засни, моя деточка милая!
В лес дремучий по камушкам Мальчика с пальчика,
Накрепко за руки взявшись и птичек пугая,
Уйдем мы отсюда, уйдем навсегда.
Приветливо нас повстречают красные маки.
Не станет царапать дикая роза в колючках,
Злую судьбу не прокаркнет птица-вещунья,
И мимо на ступе промчится косматая ведьма,
Мимо мышиные крылья просвищут Змия с огненной пастью,
Мимо за медом-малиной Мишка пройдет косолапый…
Они не такие…
Не тронут…
1905»
- «Я прогнал тебя...» - "ты" - это такой же "чертененок", как и "я" - двойник. Ср. из черновиков:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Первоначальная редакция
ЧЕРТЕНЯТА-ДВОЙНИКИ
»
У всех январских стихотворений 1905 года не будет точной даты. Да и будет тех стихотворений – только пять штук. Одно стихотворение в неделю практически. Сначала написать, а потом весь месяц сидеть над ним, корёжить, править его, мучиться над ним, выжимая из себя “стихи”…
И вспоминать, вспоминать, вспоминать свой тихий небесный восторг – то, что я называю, “ладошкой ангела”, – ту награду, которые знают все поэты, закончив стихотворение. Которую ему давали даже за первые, ещё совсем неуклюжие “поэмы” «Стихов о Прекрасной Даме». Которых бывало и несколько за один день.
А здесь… “болотные чертенята”. Очевидно же, что просто морок - "пузырей земли" - ведьм, морок под номером два.
Это стихотворение люто ненавидел Андрей Белый. Напомню, что в «Молитвах» – одни из последних стихотворений Тома первого, Блок выражал надежду, что “аргонавты” – так называла себя молодёжь из московского кружка А.Белого – подхватят знамя служения.
А здесь…
И сидим мы, дурачки, –
Нежить, немочь вод.
Зеленеют колпачки
Задом наперед.
Не про них ли всё это?!
*
- «Вот - сидим с тобой на мху // Посреди болот ». - По славянским народным представлениям, болота созданы чертом и служат местом обитания нечистой силы: "Черти охотнее всего населяют те трущобы, где дремучие леса разрежаются сплошными полосами недоступных болот" (Максимов С. С. 6).
- «Третий - месяц наверху - // Искривил свой рот». - В данном контексте месяц выступает как демонологический образ. О мотиве ущерба месяца см. в коммент. к стих. "Свобода смотрит в синеву ... " (т. 1 наст. изд.).
- «Тише вод и ниже трав ... » - Ср. поговорку: "Тише воды, ниже травы". Этот же фразеологизм, но в иной стилистической функции, - в стих. "Голос из хора" (т. 3 наст. изд.).
- «На дурацком колпаке // Бубенец разлук». - Бубенец - деталь шутовского ("дурацкого") колпака. В то же время колпак- атрибут черта (см.: Максимов С. С. 7).
- «И сидим мы, дурачки, ~ Задом наперед». - В этом четверостишии А. Белый видел отказ от настроений "аргонавтизма" начала 1900-х годов и кощунственное осмеяние "соловьевского" братства: « ... четверостишие соответствует стихотворению "Аргонавты", "мы" там - те же все; в 1903 году обращается к нам со словами надежды он.
Молча свяжем вместе руки,
Отлетим в лазурь.
В 1905 году - устанавливает: рук не связали; не отлетели в лазурь; корабли не
пришли; нас не взяли; и мы - одурачены, на сырых и болотных кочках; мы - "немочь", игрушки стихий» (Белый, 2. С. 247).
- «Зеленеют колпачки // Задом наперед». - По народным поверьям, у нечистой силы, обитающей в болоте, "на голове высокая ( ... ) шапка, свитая из зеленой куги" [Рого;з широколи;стный, или Боча;рная трава;, или Куга;, или Чака;н (лат. T;pha latif;lia) — многолетнее земноводное травянистое растение; вид рода Рогоз. Растение легко узнаётся по толстым буровато-коричневым плотным, цилиндрическим соцветиям — початкам. Растёт по берегам болот и водоёмов, образуя обширные, но самоизреживающиеся заросли, (Википедия)] (Афанасьев, 2. С. 243-244).
Что-либо, надетое "задом наперед", - также примета нечистой силы.
- «Мы -забытые следы // Чьей-то глубины ... » - Отзвук платоновской идеи анамнезиса (см. диалог Платона "Менон"). Излагая точку зрения Вяч. Иванова на символистское искусство, воскрешающее "переживания забытого и утерянного состояния народной души" (Иванов Вяч. Поэт и чернь // Весы. 1904. №3. С. 7), Блок писал в статье "Творчество Вячеслава Иванова" (апрель 1905 г.): «Путь символов - путь по забытым следам, на которых вспоминается "юность мира". Это - путь познания, как воспоминания (Платон). ( ... ) Так искупается отчуждение поэта от народной стихии: страдательный путь символизма есть "погружение в стихию фольклора"» (СС-8(5) С. 10).
А. Белый почувствовал в этих стихах стремление Блока к "темнейшим истокам стихий": « ... ему открывается, что Она не София; Она - только Маска; стало быть, ее нет: "Мы - одни"; "Мы забытые следы чьей-то глубины"; просветленное пенье
страстей от узнанья этого, упадая стремится к темнейшим истокам» (Белый А. Поэзия
Блока// Ветвь. М., 1917. С. 275).
Свидетельство о публикации №220082000574