Правила, созданные, чтобы их нарушать

Позвольте мне начать свой рассказ с небольшого отступления. На мой взгляд, оно поможет читателю ярче и вернее увидеть основную картину.

До того, как я побывал в Иране, я искренне считал, что у нас водители довольно скверно ведут себя на дороге, пренебрегают правилами и безопасностью. Такое мнение в моём сознании дополнительно подкреплялось тем, что европейцы, в первую очередь немцы, с которыми мне случалось работать, отзывались о нашей манере езды примерно в таком же духе. Правда был у нас один, так скажем, обрусевший бюргер. Он работал в России уже больше года и при поездках по городу на такси приучил себя не пристёгиваться ремнём безопасности, чем всегда бравировал перед своими впервые прибывавшими к нам соотечественниками. Выглядело это довольно забавно. Он обычно садился на переднее сиденье и ждал, пока его товарищи из фатерланда устроятся сзади и начнут искать ремни безопасности, чтобы воспользоваться ими. С позволения сказать, наш немец, вроде бы как, начинал протягивать руку к своему ремню, но в последний момент, крякнув, как бы невзначай, легонько махал кистью и касался не ремня, а своего затылка, чтобы его почесать. После чего с предовольным видом сидел, искоса поглядывая на задних пассажиров, и рассказывал им о том, как, по его мнению, нужно ездить на машине в России. Но справедливости ради, следует оговориться, что немцы попадались разные. Бывали и такие, что в плане разгильдяйства и пренебрежения всем подряд могли легко дать нам фору. В большинстве же, конечно, они были дисциплинированнее нас. К примеру, тот же самый персонаж, о котором шла речь выше, однажды опаздывал к клиенту и попросил таксиста привезти его побыстрее. Водитель поехал по самому короткому маршруту через дачный посёлок, в котором был железнодорожный переезд. Как назло, светофор горел красным и запрещал переезд, шлагбаума не было. Водитель посмотрел, что поезда не видно, сотрудников ДПС также, и хотел проехать, но немец ему запретил. После того, как они простояли минут десять, остальные машины, также ожидавшие разрешающего сигнала у переезда, решили, что светофор сломался и начали проезжать. Таксист решил было снова повторить попытку, но немец снова его остановил. Они немного поспорили, но на переезд на красный свет главный пассажир так и не согласился. Кончилось всё тем, что немец позвонил организатору встречи, извинился, и сказал, что он опаздывает. Поехали они в объезд через мост.

Давайте же теперь вернёмся в Иран и окажемся на его дорогах и улицах, ведь рассказ именно о них. Моё первое путешествие на автомобиле в Иране состоялось ночью. Тогда меня удивило то, что водитель с кем я ехал, не выключал дальний свет фар при появлении ни встречного, ни попутного транспорта. Этот транспорт вёл себя точно также. Сначала я подумал, что это ответ на действия моего водителя, но оказалось, что все едут так, как им нравится, и то, что дальний свет в некоторых обстоятельствах следует выключать никто и не задумывается.

Другой интересной особенностью, подмеченной мной сразу, было то, что тот, кого ты обгоняешь, зачастую старается не дать тебе этого сделать. Даже если его машина явно уступает по характеристикам твоей, он будет выжимать последнее из видавшей виды «Сайпы» или «Пейкана», но попытается не пропустить тебя вперёд. Если не начинать соревнований, то вскоре удовлетворённый местный гонщик успокоится, сбросит скорость и, когда ты снова его догонишь, всё повторится, и так может быть не один и не два раза. Не знаю, чем это можно объяснить, но встречается такое поведение не так уж и редко.

Возможно, производной от этого является то, что никто никому не уступает и никого не пропускает. Тебя могут пропустить, зачастую, только в том случае, если другого выбора просто не остаётся. Однажды у меня был такой случай. Я повернул в переулок с односторонним движением. Из ответвления переулка навстречу мне и в нарушение правил выехал автомобиль. Разъехаться места не было, переулок был очень узким. Мы остановились. За мной встало ещё несколько машин. Но выехавший навстречу никак не хотел уступать. Заставить его пойти на попятную получилось демократическим путём – с помощью голосов подавляющего большинства желающих проехать в разрешённом правилами направлении.

Одностороннее движение может запросто игнорироваться местными водителями. Как-то мне нужно было взять такси, я подошёл к ближайшей машине с шашечками и поинтересовался о стоимости. Такса показалась мне высокой, и я сказал об этом извозчику. Он возразил, что придётся делать круг, потому что то место, куда мне надо, находится на улице с односторонним движением. Я позволил себе усомниться в том, что водитель на самом деле собирается ехать строго по правилам, но он заверил меня, что именно так и будет. Я даже не стал дальше с ним торговаться, так как было любопытно посмотреть, как он в результате поступит. Подъехав к нужному переулку с односторонним движением, он без тени сомнения свернул в него и поехал в направлении, противоположном разрешённому. На моё замечание, что он всего минуту назад клялся в невозможности нарушить правила, он лишь пожал плечами и сказал: «Так ведь навстречу никого нет, а тут и тебе быстрее будет и мне проще».

У меня сложилось мнение, что в Иране главным, но при этом негласным, правилом является американский принцип проезда перекрёстков, где прав тот, кто первый подъехал к месту пересечения дорог. Только в Иране это правило возведено в абсолют. Ярким подтверждением этому служит способ осуществления поворота налево при наличии светофора. Где-нибудь в Германии или в России, после того как загорится зелёный свет, желающие повернуть налево пропускают встречный поток и лишь затем совершают свой манёвр. В Иране же все, кто хочет повернуть, а поворачивают там не только с крайнего левого или правого ряда, смотря по тому, куда нужно завернуть, а с любого, где пришлось оказаться, делают это так. При повороте налево, как только светофор загорается зелёным, все желающие совершить поворот резко жмут на газ, чтобы успеть проскочить перед встречным потоком. В свою очередь водители из встречного потока прекрасно осведомлены о том, что сейчас намереваются сделать их коллеги, поэтому не менее ретиво начитают движение, чтобы успеть оказаться первыми за перекрёстком. В итоге проезжает тот, у кого крепче нервы. После старта как на гоночном треке во избежание столкновения все резко тормозят, начинают сигналить и махать руками. Как несложно догадаться, движение от этого крайне затрудняется.

Пользоваться зеркалами и указателями поворота в Иране не принято. Это, пожалуй, почитается лишним элементом в автомобиле, и их можно было бы и не устанавливать за ненадобностью. Как-то я взял такси, водитель которого ехал со сложенными зеркалами. Я указал ему на это, но он посмотрел на меня и с довольным видом разъяснил: «Конечно! Мотоцикл поедет – сломает. А мне это зачем!?» Некоторые идут ещё дальше и полностью завешивают все окна кроме лобового, чтобы машина меньше нагревалась на жаре.  И так едут.

В целом, дорожное движение порядком напоминает броуновское – все перемещаются абсолютно хаотично и непредсказуемо. Особенно это справедливо для мотоциклов. Их поведение усугубляется их числом. Они снуют везде и во всех направлениях. Часто на них верхом сидит не только водитель, но и ещё два-три пассажира. Самое большое я видел пять человек, и это на мотоцикле типа советского «Минска». Кроме людей на мотоциклах перевозят и грузы. Мне запомнилось, как один трудяга транспортировал рис. Несколько мешков лежали у него сзади поперёк его железного коня, а один мешок стоял на них вертикально, и водитель придерживал его сверху рукой, закинутой за голову. При этом плечом со свободной стороны он держал телефон, разговаривал по нему и так двигался.

Пешеходы ничуть не отстают от авто и мотолюбителей. Они ходят, как хотят и где хотят. Их никто не пропускает, скорее даже водители стараются сделать так, чтобы пешеход пропустил их. Так что переходить дорогу бывает довольно опасно. Приезжавшие к нам впервые из России иногда долго не отваживались пересечь улицу. Лучший способ это сделать такой.  Нужно выставить руку вперёд и в сторону ладонью вверх, как бы останавливая невидимой силой окружающих, повернуть голову в противоположную потоку сторону и начать движение. Водители понимают, что их не видят и вынуждены останавливаться.

Любопытно отношение к разметке. Любые сплошные линии игнорируются начисто, их как бы нет. Единственной сплошной в Иране может быть только бетонная стена. Но интересно не это. Многие на многополосных дорогах ездят не между прерывистыми линиями, разделяющими полосы, а по ним, точнее пропускают их точно под центром машины. Разгадку секрета, почему они так делают, мне узнать так и не удалось. Но проблема настолько серьёзная, что на дорогах помимо плакатов, призывающих соблюдать скорость и пристёгиваться ремнём безопасности, встречаются и призывы ездить между прерывистыми линиями разметки. 

Про такие мелочи, как парковка в несколько рядов и в запрещённом для этого месте, езда по полосам, выделенным для общественного транспорта и говорить нечего. В Тегеране такие полосы даже отделяют бетонными блоками, а на каждом перекрёстке ставят ворота и полицейского, чтобы он пропускал через них только автобусы. Однажды в Исфагане мне очень не хотелось долго стоять в пробке, и я решил объехать её по соседней улице по автобусной полосе. Въезд на неё был перекрыт полицейским мотоциклом. Но я не оставил своего намерения. Подъехал к мотоциклу, вышел и стал объяснять стражу порядка, что мне очень уж нужно проехать. Я так и говорил, что просто надо и всё, без пояснения причин. Он немного со мной поспорил, а потом сказал: «Раз надо, так проезжай, чего тут!» Иногда, такие аргументы принимаются за основательные, ну надо если человеку, что поделаешь…

Мне и моим коллегам не повезло оказаться и участниками дорожно-транспортных происшествий, о паре из которых я хотел бы рассказать. Первое из них случилось с моими коллегами. Моё участие в этом деле ограничилось только беседой с полицейским, приехавшим на разбор. Мои товарищи ехали на микроавтобусе, перед ними ехала легковая машина, которая начала тормозить. В микроавтобусе решили, что она останавливается на дороге, так как обочины там не было, и решили совершит обгон. В этом месте была сплошная линия, но это их не остановило. Они начали выезжать на встречную полосу для совершения задуманного манёвра. Но как оказалось у водителя легковушки были совсем другие планы. Он собирался не останавливаться, а разворачиваться. Сплошные линии разметки его также ничуть не смущали. О том, что у него имеются зеркала и указатели поворотов, он может когда-то и знал, но сейчас совершенно позабыл об этих устройствах. Поскольку его действия оказались полной неожиданностью для микроавтобуса, произошло столкновение. Микроавтобус благополучно приехал всей своей шириной в борт легковой машины и причинил ей немалые повреждения, сам при этом почти не пострадал. Все люди, слава Богу, остались целыми и невредимыми. На место происшествия я явился, когда уже шло разбирательство с полицейским. Мои товарищи поведали мне о том, как всё произошло, и я пошёл к блюстителю дорожного порядка. Ему уже что-то с жаром вещал второй участник столкновения. Его версия произошедшего была интересна. Он утверждал, что спокойно ехал и решил развернуться, как в него на бешеной скорости въехал микроавтобус. Безусловно, причиной аварии явилось несоблюдение водителем микроавтобуса скоростного режима. На это полицейский справедливо заметил, что разворачиваться здесь нельзя. На это у пострадавшего был железный, как он, вероятно, думал контраргумент. Он начал объяснять, что они иранцы, и должны помогать друг другу, а иностранцы, так от них не убудет, и далее в таком духе. Я вмешался в разговор и возразил, что дело не в том, кто иранец, а кто нет, а в том, что правила должны быть одинаковы для всех, после чего сообщил свою версию событий. Она заключалась в том, что неожиданно для водителя микроавтобуса машина перед ним начала разворот, он начал тормозить попытался уйти от столкновения, из-за чего и уехал влево, но предотвратить аварию всё же не смог. Виновник аварии был обескуражен, он, по всей видимости, никак не ожидал, что всё, что он говорил было понятно не только ему и полицейскому. Моя версия устроила стража порядка, и мы уехали, при этом мы видели, как наш оппонент продолжил с сердцем о чём-то спорить с сотрудником правопорядка.

Что касается моих происшествий, то в одном из них я однажды сбил мотоциклиста. Произошло всё так. Я ехал по городу в крайней левой полосе и собирался разворачиваться в предусмотренном для этого месте. Я видел, что за мною едет мотоцикл, поэтому заранее включил поворотник и начал притормаживать. Подъехав к месту разворота, я посмотрел в зеркало, никого там не увидел и начал манёвр. Вдруг в переднее левое крыло что-то врезалось и отскочило. Это был тот самый мотоцикл. По всей вероятности, он попал в мёртвую зону, когда я смотрел в зеркало. Я остановился, вышел из машины и пошёл к упавшему мотоциклисту. В целом, на вид он был в порядке, но он начал жаловаться и ругаться, что я его сбил, испортил транспортное средство и подорвал здоровье. Я пояснил ему, что не увидел его, и что он, по-хорошему, должен был бы объехать меня справа, а также посоветовал вызвать полицию. На что он сказал, что не знает номера. Но я тоже его не знал. Я вернулся к машине и сел рядом с ней. Так мы просидели несколько минут. Наконец, это мне надоело, я снова подошёл к мотоциклисту и сказал, что нужно что-то делать, а не просто сидеть. Он спросил, что же собираюсь делать я. Весь этот разговор показался мне настолько нелепым, что я выпалил: «Да ничего, сейчас возьму да уеду». Собеседник удивлённо посмотрел на меня, похлопал глазами, встал и заявил: «Тогда я тоже уезжаю». Затем подошёл к валяющемуся на дороге мотоциклу, поднял его, завёл и укатил. Мне оставалось только последовать его примеру.

Когда я приехал в отпуск в Россию, мне показалось, что ездить у нас на машине, переходить улицы, вообще участвовать в дорожном движении, настолько легко и просто, что лучше и быть не может. Так что, друзья, всё познаётся в сравнении. Как говорится, хорошо там, где нас нет. Поэтому, если Вы вздыхаете о том, как ездят в Германии, то просто начните сами ездить так, как думаете, это делают там. Соблюдайте правила, будьте вежливы – уверен, Вашему примеру последуют. И когда каждый начнёт действовать так, как он хотел бы, чтобы делали другие, у нас будет ничем не хуже, чем в Европе, поверьте. Просто нужно начать что-то делать, если есть желание что-то изменить. А начинать всегда в таких случаях следует с себя.


Изображение: все поворачивают налево (фото автора).


Рецензии
Добрый день, Константин!

Живу в Индии уже четвертый год и ощущение точно такое же-ПДД для слабаков, а проезжая часть- это везде, где можно проехать. При этом народ ездит и без зеркал заднего вида, порой и не включая поворотников, а что бесит больше всего-так это их дурацкая привычка сигналить по поводу и без. При этом даже автомобильные гудки здесь какие-то визгливо-пронзительные. Они скорее пугают, нежели предупреждают. Видимо, это общеазиатский стиль вождения.

Ольга Деви   01.10.2020 12:58     Заявить о нарушении
Уважаемая Ольга, добрый день!
О да, в Индии ситуация не лучше. Про сигналы с Вами тоже согласен - подудеть в Азии любят. Да, вся Азия, насколько мне известно такая. Слышал, что в Индии ещё особое удовольствие на поезде ехать.

С уважением,
Константин

Константин Корнеев   01.10.2020 13:18   Заявить о нарушении
Константин, лично мне на поезде, к счастью, ездить не доводилось, но наслышана, да... Ощущения непередаваемые. Но самый аттракцион-это купить билеты на поезд через сайт. Их приходится караулить.

Ольга Деви   01.10.2020 13:29   Заявить о нарушении
Ольга, зато, думаю, через много лет о такой поездке будет очень весело вспоминать.

С уважением,
Константин

Константин Корнеев   01.10.2020 13:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.