Болотов Евгений Николаевич

День выдался дождливым. Я ехал из областного центра на родину, в село Ивановка Ялуторовского района. Двадцатого апреля на полях и в лесу ещё лежал снег. Под дождём он оседал, таял. Свернув с Тобольского тракта, заехал в село. Крестовый дом с хозяйственными постройками был типичным для этих мест и выглядел основательно. Евгений Николаевич – Женя, как привык я его называть ещё в дни далёкой молодости, встретил меня в сенках. Дождь лил не переставая. Сенки были дощатыми, как у всех, несколько ступенек крыльца вели к дверям дома, там было тепло.
Невысокого роста, крепенький в свои шестьдесят лет, Женя был и подвижным, живым по характеру. С некоторых пор он увлёкся сбором старинных предметов быта Ивановки, изготовлением поделок, игрушек и у него во дворе, под навесами, образовался целый музей.
Его мне и хотелось посмотреть своими глазами.
Времени было не много, не стали распивать чаи. Женя тут же показал мне самодельную игрушку – акробата на нитках. Акробат был изготовлен из пятислойной фанеры со скреплёнными подвижными частями тела. Натягивая и немного отпуская нитки двумя руками одновременно, он заставлял акробата выполнять фигуры. Потом показал подставки для карандашей, ручек, стилизованных под ёжика. Позже я увидел такой в школьном классе у учительницы. Вышли во двор под навесы – чего тут только не было: лампы керосиновые, утюги, колёса, санки. Плотницкие инструменты и лукошки, плетёные из луба, самовары, безмен и другие ручные весы. На шестке декоративной печи стояли различные чугунки, висели прялки и многое-многое другое. Я фотографировал, прикрываясь от дождя. Во дворе, под открытым небом, стояла старинная пушка, рядом – пушкарь, изготовленые Евгением. Пушка могла стрелять, между прочим. Недалеко стоял олень, собранный из чурочек и веток, стоял сказочный однорогий и одноглазый пень, рядом лежала змея – причудливо изогнувшаяся сосновая ветка. Пара добавленных штрихов оживляла и ветку, и пень, и другое. Во дворе стояла и самодельная техника – нечто на четырёх колёсах, с рулём и открытым верхом. Багги – окрестил я его. Были ещё прицепные устройства.
- Женя, а с чего всё, собственно, началось всё?
- Внуки подтолкнули. Сделал пару игрушек, то – другое, чтобы им было интересно. А потом и сам втянулся, заболел, можно сказать. Стал и вещи бытовые собирать. У людей в амбарах лежат они, забытые за ненадобностью. Потом выбросят, исчезнут они, и молодёжь представления не будет иметь, как жили, чем работали предки.
Всё так, многое действительно уже было не найти. И хорошо, что находились такие энтузиасты, не безразличные к прошлому, к своей истории.   Условия жизни меняются быстро, на глазах. Женщины старшего поколения помнят появление первых автомобилей, тракторов , комбайнов, которые казались тогда им воплощением чуда.
Пролёт аэроплана над селом был событием масштабным и подвергался широчайшему обсуждению. Многие предметы быта безвозвратно ушли в прошлое и теперь уже кажутся древностью молодым людям.
Подворье Болотовых стали посещать и этнотуристы. Была организована экскурсия школьников. Молодёжь смотрела на старинные вещи как на диковинку. Люди постарше вспоминали, что видели их в молодости, пытались что-то испробовать в работе. Могло получаться, могло не получаться, но настроение поднималось. Много было шуток и веселья.
- Заходи, Сергей, чаще, не забывай. Мы ведь родственники с тобой. Я с рыбалкой покончил, спина стала болеть…
Попрощавшись с Евгением, я направился в школу.
21.04.2018


Рецензии
Интересный музей. Я тоже люблю такого плана утварь. Прекрасное занятие для предпенсионного возраста и для будущих поколений- любопытно! С уважением. Елена.

Елена Полл   14.11.2021 13:36     Заявить о нарушении
Да. И плюс - сохранение местных раритетов. Довольно много предметов местного быта изготавливалось вручную, т.е. они уникальны.

Сергей Шешуков   14.11.2021 14:50   Заявить о нарушении