О Высоцком Гл. 1

Автор Владимир Шеметов

Знакомство

В конце декабря 1963 года в Томск прибыла группа киноартистов из Москвы: Николай Крючков, Зинаида Кириенко, Леонид Чубаров и другие. Был в этой группе малоизвестный артист театра миниатюр Владимир Высоцкий.
Вечером моя жена Ида Ивановна увидела на экране телевизора своего одноклассника Леонида Чубарова, снявшегося во многих фильмах, и которого я знал по фильмам «Операция «Кобра» и «Высота». Я тут же позвонил на телестудию и поговорил с Чубаровым. Он пригласил Иду и меня на вечер в гостиницу «Сибирь», где жил на втором этаже в двухместном номере вместе с Высоцким.
Мы сидели за столом. Ида и Лёша (так она называла его ещё в школе) рассуждали о жизни, об извечных трудностях, вспоминали учёбу в школе, о том, как Чубаров входил в класс и корчил «рожи», отчего все «катались» со смеху.
Вдруг резко открывается дверь, в номер, как вихрь, врывается Высоцкий и мгновенно включается в разговор.
Молодой, невысокого роста, симпатичный, стройный, как гимнаст, он сразу завладевает инициативой в разговоре, забивает всех эрудицией, отличной памятью, в том числе своего соседа по номеру, который был постарше на десяток лет и тоже знал о кинематографе немало.
Вскоре наша компания увеличилась – пришёл Юрий Рыкун - редактор томского телевидения, которому было поручено не только встретить гостей, разместить в гостинице, но и организовать их выступление во дворцах культуры и телестудии. Филолог Рыкун любил поэзию и замечательно читал стихи Сергея Есенина; он легко вписался в компанию.
На общем снимке, сделанном в гостинице «Сибирь», есть человек, о котором необходимо рассказать подробнее. Это Михаил Иосифович Туманишвили. В то время мы знали о нём только то, что он - приятель Высоцкого. Вёл себя скромно. Когда мы загорланили песни, подыгрывал на гитаре, и это всё, что запомнилось мне в ту первую встречу. Позже я узнал, что он тоже актёр, играл в театре имени Пушкина, в театре-студии киноактёра. Потом занялся музыкальной режиссурой, продолжая сниматься в кинофильмах. В 1986 году стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премия за режиссуру».
Высоцкий и Туманишвили подготовили отдельную концертную программу с тем, чтобы выступать с нею в Томске, Колпашеве и на Алтае.
Среди почти беспрерывного потока острот и веселья с трудом удалось поговорить с Высоцким о жизни, о семье.
-У меня сын растёт, отличный парень, Аркадий, - сказал Высоцкий. – Будет тоже артистом. Есть мама и папа, я их очень люблю. Жена Людмила Абрамова, мать Аркаши.
-А где ты учился?
-Три года назад окончил школу-студию МХАТ. В 55-ом поступал вместе с другом Игорем Кохановским в Московский инженерно-строительный институт. Но вскоре понял, что меня больше интересует театр. Через полгода бросил и поступил в школу-студию МХАТа.
Но тут Леонид Чубаров заговорил о кино – и вот тут уж Высоцкому не было равных. В свои 26 лет он успел сняться во многих картинах: «Сверстницы» (1959), «Карьера Димы Горина» (1961), «713-й просит посадку» (1962), «Увольнение на берег» (1962), «Штрафной удар» (1963), «Живые и мёртвые» (1963).
Замечу: после поездки в Томск Владимир Высоцкий перешёл на работу в московский театр на Таганке, где и проработал до июля 1980 года. Разумеется, «после поездки в Томск» - это случайное совпадение…
Разговоры разговорами, но гости в номер прибывали не с пустыми руками, и дело дошло до песен. Тут Высоцкий был прекрасен, и мы слушали его с наслаждением. К тому времени он уже написал около тридцати песен, в том числе «Большой Каретный», «Татуировочка», «Я был душой дурного общества», «Тот, кто раньше с нею был», «Бодайбо» и другие. Какие-то мы уже знали и подпевали от души. Орали, балдели. Чудо, что за вечеринка была.
Запомнилось, что о театре Высоцкий говорил мало, больше о кино. Теперь понятно: в то время он ещё не нашёл родного театра.
Я жил рядом с гостиницей, сбегал за фотоаппаратом, и мне удалось сделать несколько снимков. А главное – доказать неверующим, что Высоцкий в Томске был. 25 января 2001 года в томской областной газете «Красное знамя» напечатано: «Томск был увешан афишами о приезде В.С. Высоцкого, а он не смог приехать в наш город…». Город не был увешан афишами, а вот Владимир Семёнович Высоцкий в Томске действительно был.
В те предновогодние дни группа киноартистов выступала перед томичами в  Доме офицеров, Доме учёных. Выступали они и по телевидению, но Высоцкого на телеэкран не выпустили – сработала «партийная машина» - в нём уже тогда видели возмутителя спокойствия. На этих выступлениях мы с женой побывать не смогли: сильно болела дочь Лена. О своём личном впечатлении сказать не могу, но от друзей слышал хорошие отклики обо всех звёздах кино и о том, что всех покорил Высоцкий. А Ольга Боярская, заместитель директора Дома учёных, буквально с восторгом говорила об исполнении песен Высоцким и предсказывала поэту-барду большое будущее. Актриса музыкального театра (по образованию) Боярская по достоинству оценила талант молодого исполнителя и, как видим, она не ошиблась.
Мало любить и помнить поэта, надо ещё изучать его творчество. Особенно такого, как Высоцкий. Его песни и сейчас злободневны.

Мы воспитаны в презренье к воровству,
А ещё к употреблению алкоголя,
В безразличье к иностранному родству,
В поколенье ко всесилию контроля…

На той незабываемой встрече в гостинице «Сибирь» мы поражались неисчерпаемому запасу слов, пословиц и поговорок, которыми так и сыпал Высоцкий, его остроумию. Оказывается ответ довольно прост: он очень много читал. В то время в его библиотечке было уже более 500 книг и много словарей. Любимой его книгой был словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Пользовался он и библиотекой своего отца, в которой было около двух тысяч экземпляров. Так что, когда он говорил: «Мы многое из книжек узнаём», - ему веришь: так оно и было.
Каждая книга из личной библиотеки Высоцкого (от Пушкина до Блока, Есенин, Маяковский, Северянин, Кульчицкий, Гудзенко, Ахматова, Цветаева, Мандельштам…, а ещё современники – Окуджава, Евтушенко, Вознесенский, Слуцкий, Белла Ахмадулина…) – как пройденные тропы на пути к своей, единственной.

Среди нехоженых путей
Один путь – мой!
Среди невзятых рубежей
Один – за мной!
Среди непройденных дорог
Одна – моя…

Как поэт Высоцкий быстро набирался сил. Он торопился жить, «выкладывался» - так было всю его короткую жизнь.
Кратковременное знакомство с Высоцким произвело на меня неизгладимое впечатление: его движения, искромётность, стремительность в разговоре, он за словом в карман не лез. Весельчак, юморист. Неутомимый рассказчик анекдотов и весёлых историй. Таким запомнился. Но настоящий образ его несомненно шире, глубже, а для меня он не перестаёт наполняться новыми смыслами и новыми красками.
Моё знакомство с поэтом продолжается.

Продолжение следует:


Рецензии
Какая красивая женщина, жена Шеметова. А где он сам, я не поняла. Внизу или с гитарой?

Благодаря случайной встрече, как близко и ты оказалась к Высоцкому, через одно рукопожатие.

Анисимова Ольга   24.08.2020 23:40     Заявить о нарушении
С гитарой - друг Высоцкого Туманишвили, о нём есть в тексте.
Шеметов в галстуке, Ида -его жена, мне тоже понравилась.
Спасибо, Тоня, за отклик. Я знаю, что Высоцкого ты обожаешь. Я тоже в молодости его очень любила. Брат бывал на его концерте в Перми, пел его песни под гитару. Я, пожалуй, в нашей школе первая узнала о Высоцком и запела его песни.

Галина Шевцова   25.08.2020 07:47   Заявить о нарушении