16 сентября. День трех музеев

«Будем считать, что дождь, который синоптики обещали на сегодня, уже прошел» (Вера)

Связь с синоптиками мы держали через интернет в Олином телефоне. Прогноз погоды не предвещал ничего хорошего. Переменная облачность, возможны дожди. Выглянули в окно: мокрый асфальт, небо довольно хмурое, но с просветами. Вздохнули, нацепили на себя курточки, долго размышляли, брать ли с собой зонты. И тут Вера произнесла сакраментальную фразу дня: «Будем считать, что дождь, который обещали в прогнозе погоды на сегодня, уже прошел». Ура! Мы зацепились за эту замечательную сентенцию-предсказание и налегке вышли в наш музейный день.

Сегодня в нашем плане Хофбург – дворцовый комплекс Габсбургов. На площади Михаэлерплатц, как положено, возвышается Михаэлеркирхе – придворная церковь святого Михаила. Площадь по российским меркам маленькая, я сразу и не поняла, что мы уже на площади. Отсюда через ворота Михаэлертор мы движемся в сторону императорского дворца. Еще в Калуге мы отыскали информацию о том, что в летнее время, а оно в Вене длится до октября, каждый день играет оркестр, он передвигается от Михаэлерплатц до Хофбурга, в репертуаре классическая музыка, преимущественно знаменитых австрийцев – Моцарта и Штрауса. Естественно хотелось подгадать, раз уж мы здесь, и стать свидетелем этого действа. Не повезло: оркестр уже не играл. Про это нам сказал один из «Моцартов», прогуливающихся в районе Хофбурга с рекламными флайерами, одетых в золотистые камзолы, черные штаны и белые гольфы, парики были не у всех. Были «Моцарты» в очках и с мобильниками, они выглядят особенно потешно. Мы осмотрели Хофбург сначала снаружи – потом парадный вход через ворота, прошлись по внутреннему дворику. Здесь же находится Испанская школа верховой езды и знаменитые липицанеры. Мы проходим мимо крытой площадки, где проходит утренняя зарядка лошадей, эх, немножко не успели, коняшки уже в стойлах, мы увидели лишь их благородные гривы. Дальше в Сокровищницу!

Сокровищница (Шатцкаммер)

Сокровищница Габсбургов – музей, хранящий императорские реликвии, одежды, украшения, драгоценности. Гардеробщица взяла у Оли ее рюкзачок, дамские сумки носить разрешено, я спросила про фотоаппарат. «Конечно, берите, фотографируйте! … только без вспышки»,-  радостно сообщила женщина. Ах, слишком радостно она это сообщила, как знала, что без вспышки фотографии не получатся. Издевалась,  наверное… В общем, у меня фотки не получились, а жаль!

Экспозиция расположена в полутемных залах, высвечены, и весьма экономно, только витрины с выставленными экспонатами. Скорее всего, в полутьме все старинные штучки хранятся лучше. А штучки здесь занятные: начинается все с одежд военачальников и высокопоставленных чиновников Римской империи под названием Ornat (облачение), потом идут их же украшения, короны императоров в драгоценных камнях. Один зал посвящается Бонапарту Наполеону и Марии-Луизе Австрийской. «Мужчину создает женщина, она же его губит» — гласит старинная корсиканская пословица, история подтверждает это в случае с великим корсиканцем и принцессой из рода Габсбургов. Хоть и дождался Наполеон наследника, которому пожаловал титул «короля Рима», но в результате своего брака все растерял – и власть, и армию, и славу, и любовь… Говорят, что его австрийская жена ненавидела его задолго до замужества. Ее ненависть не утихла, видимо, и рядом с Бонапартом,  и если любовь Жозефины давала ему силы на подвиги, то ненависть Марии-Луизы подточила его здоровье и ослабила дух. Так говорят… В Сокровищнице Габсбургов хранится колыбель Наполеона II с символикой имперской власти, богатства и величия: королевский венец над самой люлькой, из под которой спускается тюлевый балдахин, орел с полураскрытыми крыльями на краю колыбели, ножки колыбели в виде рогов изобилия… Лихо, братцы, лихо!

Украшения с драгоценными камнями невероятной величины поражают воображение: изумруды, аметисты, топазы, алмазы для значимости расположены по одному-два на одном стенде.  Жемчужные украшения на полвитрины - перлы чуть не вываливаются из обрамления, императорские цацки: колье, подвески, серьги, перстни с драгоценными и полудрагоценными каменьями. Все эти сокровища проглядывают сквозь полутьму и играют на блеклом свету, но не нагло, не нарочито, а как бы, извиняясь: уж такие мы уродились!

Мы прошли всю экспозицию, но не увидели обещанных реликвий - Чаши Грааля и Копья Судьбы. Мимо них мы никак не могли пройти (как будто увидеть их было каким-то чрезвычайно важным делом: увидеть или умереть!).  Какие-то чаши промелькнули, был рог единорога (якобы), но двух основных сокровищ мы не увидели. Тогда я справилась у русскоязычной женщины-экскурсовода с выходящей группой туристов и мы вернулись назад в Сокровищницу в поисках Чаши Грааля – прямо-таки момент из приключенческого фильма. Нашли! Чаша, больше напоминающая довольно большое блюдо, изготовлена из светлого агата – светящиеся разводы красиво разлиты по всей внутренней поверхности. Никаких опознавательных знаков или надписи нет… Я представляла себе Чашу Грааля несколько по-другому и была разочарована – она пуста… или это не она…Н-да! Понятное дело, многие музеи мира претендуют на подлинность имеющейся у них Чаши Грааля и какая из чаш, хранящихся в разных уголках планеты, настоящая, никто не знает.

Святость Чаши Грааля обусловлена тем, что она, согласно преданию, служила Иисусу Христу и апостолам тем сосудом, из которого они причащались во время Тайной Вечери. А кроме того, по слухам, Чаша Грааля обладает магическими свойствами и способна излечивать от любых недугов. После распятия Христа на Голгофе его кровь была собрана в святую Чашу Грааля, что еще более усиливает ее исключительность.
 
Что касается Копья Судьбы или Копья Лонгина (римского воина вонзившего его в подреберье распятого Иисуса Христа), то и его местонахождение тоже до сих пор спорно.  В различных церквях и сокровищницах мира хранится несколько реликвий, которые считаются копьём Лонгина, либо его фрагментом. Существующие артефакты, претендующие на название «Копье Судьбы», хранятся в Армении, в Ватикане, в Кракове и в Вене.

Музей Сиси, коллекция серебра и имперские покои

Сразу же после Сокровищницы идем осматривать коллекцию серебра и фарфора, в Музей Сиси и императорские апартаменты. Все опять Габсбургское, королевское, роскошное.
 
Коллекция серебра и фарфора включает в себя невероятное количество столовых, чайных и кофейных сервизов с еще более поразительным числом входящих в них тарелок, чайных пар и прилежащих столовых, чайных и десертных приборов. Судя по количеству тарелок в одном сервизе за имперским столом сиживало немало едоков. Вера запечатлила полный куверт приборов – это был образец, который у меня бы занял длинную сторону кухонного обеденного стола. Фарфоровая и фаянсовая посуда с ярко-голубым орнаментом мне очень по вкусу – здесь и огромные кувшины (для умывания, наверное), огромные блюда и чаши. Медная посуда тоже больших размеров – тазики, кастрюли, бадьи и т.п. Вспомнила незабвенного Андрея Миронова в спектакле «Маленькие комедии большого дома»: «В этом тазу люди в 17 веке ноги мыли, а мы его теперь на стенку для красоты вешаем!» Особенное внимание привлекает длиннющий обеденный стол с горками и подсвечниками из резного золоченого металла, огромными букетами и частично сервированный тарелками. На стенах оформлены стенды с тематическими тарелочками – флора, мифологические картинки, пасторали. Фарфоровые статуэтки и подсвечники, хрустальная посуда, серебряные подносы, чайники, вилки, ложки – в глазах зарябило!

В имперских покоях и музее Сиси фотографировать не разрешили. Покои или апартаменты  – это жилые и спальные комнаты Габсбургов, назначение которых менялось в зависимости от царствующей особы в определенный период. Что бросалось в глаза, так это печки в каждой комнате, изготовленные из белой плитки и украшенные позолотой, больше похожие на огромные вазы, поставленные в угол. Австрияки посчитали возможным показать императорскую ванную комнату – очень просторную с ванной посередине и печью в углу, рядом что-то похожее на большой чан для воды, и императорский туалет с унитазом из керамики с голубым рисунком, как блюда в предыдущем музее.

Музей Сиси – маленький и уютный. Собранный материал – портреты Елизаветы Баварской, начиная с детского возраста, личные вещи, платья, веера, украшения – оформлен и выставлен с любовью. Сиси была красавицей и народной любимицей, хотя и  совсем не королевских кровей. Не родись красивой, а родись счастливой – а счастья у императрицы не было. Насколько она была притягательна и безумно хороша, настолько трагична ее судьба. Сначала она переживала нелюбовь и упрямство свекрови, которая не давала ей видеться с собственными детьми и воспитывать их, потом драматическая история и смерть сына – крон-принца Рудольфа и. наконец, собственная трагическая смерть от ножа какого-то сумасшедшего экстремиста. В одном из залов на небольшом экране транслируется известный фильм о Сиси с Роми Шнайдер в главной роли.

Вспомнила, что мы с Колей в Вене обедали в кафе «Розенбергер» и повела своих спутниц туда. Нам рекомендовали его как бюджетное место, где можно недорого и вкусно отобедать. Это заведение похоже на столовую, где посетители выбирают блюда у витрин, кладут тарелки на подносы и потом оплачивают выбранное на кассе. Мы сначала нашли уютное местечко за столом в уголке с пестрыми занавесочками на окошке. Чтобы зарезервировать его я бросила на лавку свою куртку. Когда мы пришли с нашими подносами за наш столик, куртки моей на месте не было. Пришлось побегать по заведению в поисках людей, видевших и убравших мою верхнюю одежду. Оказалось, что ее убрал официант мало-австрийской внешности (вообще, в Вене много черноволосых гастарбайтеров).  Он очень жарко объяснял мне, почему он убрал куртку. Было бы интересно остаться без куртки во второй день отпуска, но судьба решила просто немножко потеребить меня, чтоб не шибко высоко улетала: «Калинина, вернись на грешную землю!»

«Альбертина»

После обеда у нас по плану картинная галерея «Альбертина» - Моне, Дега, Шагал – импрессий тонны! Нога что-то не очень хочет идти, но дух силен, и я, поджав большой палец ноги, шагаю навстречу с  импрессионизмом. Музей был создан в 18 веке и как многие венские постройки того времени связан с Габсбургами. В 2003 году пристроена длинная крыша-крыло перед входом. За этим современным элементом почти не видна классическая архитектура здания. Внутри залы и вовсе не содержат ничего, что бы напоминало 18 век. Но это не главное! Главное – живопись.

В первых залах выставлены работы, написанные в стиле пуантилизма (точечная техника), о которой я впервые узнала здесь же, в «Альбертине» 8 лет назад. Из художников, писавших в этом стиле, наиболее известны Писсаро и Сёра.

Пабло Пикассо привлек мое внимание офортом «Скудный обед» (перевод мой, не знаю, совпадает ли он с официальным русским названием произведения), созданный еще в период, когда художник рисовал в манере, вполне классической и с попаданием всех частей тела в положенные природой места человеческого организма. Правда, дальше идут прославившие его работы с использованием геометрических фигур для изображения всего и всех.

Интересно, что в экспозиции есть работы русских художников, например, Натальи Гончаровой («Голубая корова», «Павлин»), Ларионова, Кандинского, Шагала, а также художников сообщества «Синий всадник», созданного Кандинским и Ф. Марком в Германии.

Конечно, Сезанн, Оскар Кокошка, Шиле, Климт. Картин, в принципе, немного, так что мы смогли посмотреть все выставленное, чего я никогда не могла сделать ни в одном художественном музее России – ни физических сил, ни восприятия обычно не хватает.

В этот раз мы посетили и второй этаж галереи, где большую часть экспонатов составляют произведения Питера Брейгеля Старшего (Br;gel) – представителя Фламандского Возрождения, 16 век - чтоб было ясно. Ах, как здорово, что мы поднялись на второй этаж! Рисунки и гравюры небольшого размера на пожелтевшей от времени бумаге пейзажной и жанровой тематики. Брейгель – «мужицкий» художник, его главные герои – простые крестьяне, в центре его внимания – крестьянские праздники, свадьбы, кабаки, бытовые картинки из жизни низов. Целая серия картинок моралистического направления или сатирического содержания с высказываниями и выводами на латыни внизу каждой картинки.  Например, картинка на тему обжорства: двое верзил силком выводят тощего нищего из заведения, где толстые люди предаются греху обжорства, внизу подпись: здесь таким не место! Сам рисунок поразительно достоверен в передаче эмоций на лицах нарисованных героев, мелкие детали столового назначения, еды, одежды и т.д. усиливают ощущения и четко выполняют замысел художника. Как бы хотелось еще раз как следует рассмотреть все детальки и сюжеты этих милых зарисовок.

На этом же этаже есть несколько гравюр Альбрехта Дюрера, в том числе «Меланхолия». Где-то здесь должна быть гравюра «Молящиеся руки», так запавшая мне в душу. Но я ее не обнаружила, возможно, она в запасниках.

После осмотра произведений изобразительного искусства мы идем в кондитерскую «Бонбонс Анцингер».  Магазинчик маленький, но удаленький. Продавщица слышит русскую речь и пытается говорить с нами по-русски. Я почти с обидой замечаю, что понимаю по-немецки, тогда она уже на немецком объясняет мне, какие конфеты лежат в разных коробочках, какие можно купить поштучно или вразвес. Тут все так красочно и вкусненько, что хочешь не хочешь, а хочешь… Мы выбираем конфеты, Моцарт-шарики и берем засахаренные фиалки – исключительно венский деликатес.  Другая продавщица очень долго пакует наши покупки – оказалось, каждую покупку  она положила в отдельный пакетик, а коробочку конфет завернула в фирменную упаковочную бумагу – сервис!

Дальше у нас кофепитие в кафе  „CofeDay“. Официант приносит нам кофе и «Захерторте». Не факт, что мы попадем в кафе «Захер», поэтому решили вкусить знаменитый венский десерт прямо здесь. М-м-м-м!

Дождя сегодня действительно больше не было. Вера оказалась права. Помню, наша бабушка говаривала: «Вера как скажет – рублем подарит!»
 
Наконец-то домой! Говорят, самая приятная усталость - это когда ноги болят после тренировки в зале. Но нет, самая приятная усталость - это когда ноги болят от прогулок по новым городам.


Рецензии
Здравствуйте, Нада. С огромным удовольствием прошлась с вами по музеям. Мне было интересно и познавательно. Благодарю за экскурсию. Жму зеленую.

Наталья Приходько   30.09.2020 11:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья!
Пользуясь случаем, напишу первые впечатления от Вашего произведения "Сделай вид, что любишь"(хотела написать позже). У Вас легкий слог - читается легко. Я даже в подумала, что ваша писательская манера очень напоминает мою. Мне все говорят, что я легко пишу - как будто общаюсь с читателем накоротке. Мне импонируют хорошо очерченные подруги - контрастные, но крепко вместе. Это тоже есть у меня ("Ты без любви ко мне не прикасайся"), только подруги постарше. У Вас чудесно построены диалоги. Вообще,ко всему прочему книга читается легко, когда диалогов много и всё узнаешь как бы не от автора, а от самих героев... Меня кидает в размышления и автора всегда многовато(Извините, что всё время провожу параллель. Просто мы с Вами, видимо, на одной волне,не смотря на разницу в возрасте, а это притягивает).
В какой-то момент, мне показалось,что Ваш слог мне еще кого-то напоминает. Это женщины-детективистки. Схожесть невероятная. Если поставите любую фамилию - Донцова, Дашкова, Маринина (не выше!) - под свое произведение, никто не усомнится в авторстве.
Сейчас немного застопорилась с чтением 8,9 главы. Информация, идущая из диалогов, уж больно неразговорного характера. Понимаю, что в детективе нужна информация - ну, как без неё? Но вот спотыкнулась, уже хочется остановиться. Мне кажется, что для разбавки действа где-то можно было вставить главу, иную по структуре, оставив легкость повествования или все же чуть-чуть его утяжелить, чтобы дать возможность читателю поразмыслить, сопоставить и.т.п.
Ни в коем случае не воспринимайте мои слова как критику. Мне очень всё очень нравится. Прочитаю до конца.

Нада Калина   30.09.2020 11:39   Заявить о нарушении
Спасибо, Нада. Обязательно учту ваш совет. Благодарю.

Наталья Приходько   30.09.2020 11:46   Заявить о нарушении