C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Интеллектуальные игры советских школьников

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (116)
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/1703


 Детей развивают всякие игры – недаром же многие из них сейчас называют развивающими. Собственно говоря, все они развивают и формируют  интеллект ребёнка, будь то игра в войну, шпионов, магазин, семью, прятки…

 Однако в красную эру были игры особые, развивающие сообразительность, мировоззрение детей. Первой такой помнится игра в садовника. Сущность её в следующем. Каждый из группы детей присваивает себе название какого-нибудь цветка, наиболее редкого и труднопроизносимого. Ну, например, мать и мачеха или нарцисс. «Садовник» обходит сидящих на скамейке людей и сообщает, что все цветы ему надоели, кроме, например, лютика. Тот, кто присвоил себе название этого цветка, выбывает из игры. Обход «садовника» продолжается. Выигрывает тот, чей цветок разгадать не удалось. Победитель становится «садовником». Участники присваивают себе новые названия цветов. Игра продолжается.

 Очень полезное занятие. Я, например, во время такой игры впервые узнал, что есть цветок с невероятным названием: львиный зев. Не поверил и назавтра побежал в библиотеку смотреть «Большую советскую энциклопедию». Действительно нашёл такой цветок. Правда, его вид не соответствовал грозному названию.

 По-современному развивающей можно назвать и игру в виселицу. Один из участников задумывает труднопроизносимое слово, например, «неповинующийся», записывает на бумажке две крайние буквы, а между ними ставит чёрточки вместо оставшихся букв: н------------я. Второй участник должен отгадать все отсутствующие буквы. При первой ошибке на бумажке рисуется первая стойка виселицы, затем – вторая, перекладина, петля, человек с головой в ней, дрова, спички, керосин и… «повешенный» с позором сгорает в огне. Партнёры меняются.

 Таким образом дети учились труднопроизносимым словам, их правописанию. Помнится каверзный случай. Мою сестру Аньку повесила и затем сожгла её подруга Круглик Анька. И слово вроде бы короткое: м-----а, но сестра не отгадала. Когда потерпела поражение, Круглик назвала его: «мачотка». Сестра опешила и спросила:

 - А что это такое?

 - Не знаю, - невозмутимо ответила подруга.

 Когда мне воспроизвели тот сюжет игры, ржал до упада – был старше игроков на два года.

 Когда повзрослели, стали играть в столицы. Один из двух или нескольких игроков называет страну, остальные как можно скорее должны назвать её столицу. Пример:

 - Перу.

 - Лима, - следует ответ.

 Обычно играют двое. Следующий ответ задаёт правильно ответивший. Чтобы не опростоволоситься в игре, я специально дома штудировал атласы и глобус, потому наизусть знал столицы всех стран мира и без запинки мог назвать их.

 В школе, на бездельных тусовках и даже в армии играли в города. Кладём дополнительную кирпичную стену в армейском автопарке и, чтобы время бежало незаметнее, начинаем игру. Один игрок называет любой город, например, Волковыск. Второй должен как можно скорее придумать город с началом названия на последнюю букву предыдущего: Копыль. Топонима, который начинался бы на «мягкий знак», не существует, поэтому за основу берётся предпоследняя буква: Лепель. Затем следуют Лида, Астрахань, Николаев, Вильнюс… Повтор не принимается. Сдаётся тот, кто не может придумать нового города. Правда, иногда возникает спор: нет, мол, такого города. Спорящие могут даже серьёзно поссориться. А в итоге расширяют географию своего интеллекта.

 Коммунистическая партия Советского Союза была рулевым будущего мирового прогресса. Это было непоколебимой аксиомой. Поэтому играли в знание всех подобно утопических партий мира. Но в эту игру вступали лишь особо развитые ученики: я и мои веребские друзья Васька Азоронок и Толик Мисник. Толик так даже коллекционировал главные издания коммунистических партий других государств. Очень гордился, чему мы искренне завидовали, номером органа Коммунистической партии Франции «Юманите».

 Теперь можно лишь смеяться с того, как мы были одурманены коммунистической пропагандой. Это так. Однако интеллектуальные игры того времени помогали детям развиваться в период отсутствия интернета и альтернативных средств массовой информации.

27 августа 2020 года.


Рецензии