Ч. 40 И текло, и качало
Цинга была неизменной спутницей российских моряков. Именно её Головнин боялся и сделал всё от него зависящее, чтобы не допустить заболевания этой страшной болезнью матросов и офицеров.
Он руководствовался советами Крузенштерна, который сумел спасти от цинги свою команду и не потерял ни одного человека за время плавания. Рацион питания лейтенант составил так же и с учётом своего собственного опыта, приобретённого за время службы в английском флоте.
1-го ноября оставили Портсмут. Все командиры российских судов нанимали лоцманов для прохода по Английскому каналу. Но Василий Михайлович очень хорошо его знал, поэтому обошёлся без английского лоцмана. На этом сэкономил 300 рублей по тогдашнему курсу.
Через неделю Россия объявила войну Англии, но «Диана» уже вышла в океан. Задержись русские моряки ещё немного, и быть бы им в незавидной участи военнопленных. Немало интересных событий случилось в том году.
По Тильзитскому миру Россия признала все завоевания Наполеона. Французский император помог полякам, добивавшимся воссоздания польского государства, в образовании Герцогства Варшавского на польских землях, захваченных Пруссией и Австрией.
В нём сразу же отменили крепостное право. Столицей герцогства была Варшава. Более подробно об этом событии я написал в сборнике «Россия и Польша». Глава называется «Напрасные жертвы» http://proza.ru/2020/01/25/2163.
России запрещалось экспортировать в Англию, своему главному партнёру в международной торговле, пеньку. И не нужно улыбаться, это был серьёзный удар по английскому флоту: пенька требовалась для изготовления канатов, без которых тогда корабли не могли плавать.
Франция и Россия обязались поддерживать друг друга в войнах. Благодаря этому Россия отхватила у Швеции во время войны 1808-1809 годов Финляндию. Правда, к огорчению императора Александра I русские войска вынудили оставить захваченные у турок Молдавию и Валахию, но зато французы перестали помогать туркам во время русско-турецкой войны 1806 – 1812 годов.
Океан встретил русских моряков сильным штормом. Смыло волнами самую лучшую шлюпку, хотя она была закреплена по-штормовому. С трудом смогли сохранить остальные гребные суда.
Во время плавания Василий Михайлович убедился, что при самых благоприятных обстоятельствах «Диана» достигала хода не выше восьми узлов и чутко реагировала на переход с борта на борт 10-12 человек.
15 ноября подошли к Канарским островам, но командир «Дианы» решил не терять попутного ветра и принял решение не заходить туда, а следовать к берегам Бразилии, где рассчитывал купить вино, свежее продовольствие и запастись водой.
20-го декабря пересекли экватор. Головнин разрешил провести традиционный праздник, чтобы подбодрить команду, измученную жарой и борьбой со штормами, но без водки, хотя вечером все получили пунш.
Василий Михайлович хорошо помнил, что на всех британских кораблях, где ему довелось служить, имелись рыболовные снасти, поэтому он приобрёл в Портсмуте для команды удочки, остроги, гарпуны и разные рыболовные принадлежности, чтобы команда могла ловить рыбу и, соответственно, разнообразить свою еду.
Но, не имея опыта, русские моряки не смогли поймать ни одной рыбы. Первая якорная стоянка была в бухте Санта-Крус на острове св. Екатерины, где встретили Новый год. Там ещё помнили пребывание «Надежды» и «Невы».
После отдыха, пополнения запасов продовольствия и воды, а также небольшого ремонта 19-го января 1808 года снова вышли в океан. Головнин хотел обойти мыс Горн, пройдя между материком и Фолклендскими островами, и, обогнув мыс, следовать к Маркизским островам.
26 января миновали устье реки Ла-Платы.
Но по мере приближения к зловещему мысу штормы становились сильнее. «Диана» - первый корабль отечественной постройки, отправленный в кругосветное плавание, но радости это обстоятельство у моряков не вызывало.
Несмотря на все доработки корпуса, сделанные на верфи в Петербурге, шлюп полз, как черепаха. Как писал Василий Михайлович, «и с большими парусами невозможно было бы иметь порядочного хода, а под штормовыми стакселями судно совсем ничего вперед не подавалось, а только было подвержено чрезвычайной боковой и килевой качке.
Кроме того, при всяком повороте мы по необходимости должны были очень много спускаться под ветер». Во время стоянки в Санта-Крусе Головнин приказал законопатить пушечные порты и залить их смолой, оставив только по два на каждой стороне, чтобы проветривать внутренние помещения при хорошей погоде.
Но несмотря на принятые меры, с горечью отмечал командир, «многие из них чрезвычайным образом текли, и так как они были низки, то, находясь в качку беспрестанно под водой, впускали большое количество воды».
Он продолжал: «Мы принуждены были часто с дека, где жила команда, и из офицерских кают воду ведрами выносить. Замазывая текущие места портов салом с золой, мы могли уменьшить течь; но мокроты и сырости в палубе избежать было невозможно; люков открыть средств не было.
Даже в один небольшой люк, коего только половина не закрывалась для прохода людей, часто попадала вода от всплесков волн, дождя и снега, которые также беспрестанно мочили платье вахтенных служителей, а ненастное время не давало ни одного случая просушить оное.
Офицеры имели более платья, нежели нижние чины, но и они принуждены были иногда в мокром верхнем платье выходить на вахту». Последствия нахождения несколько часов в мокрой одежде на ветру представить нетрудно.
Две недели боролись с западными и северо-западными штормами, команда была измучена. Тогда Головнин, вспомнив народную мудрость, что не тот путь короткий, который ближний, решил идти к мысу Доброй Надежды, а затем обогнуть Австралию.
Продолжение http://proza.ru/2020/08/30/1136
Свидетельство о публикации №220082900725
Ох, не хочу я быть моряком! Я не герой, а эта профессия - для героев!
Таких, как Василий Михайлович Головнин!
С уважением,
Элла Лякишева 15.10.2021 21:46 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 15.10.2021 21:57 Заявить о нарушении