Об Абхазах. На интервью этнолога Марины Барцыц

Ключевая проблема, которая была обозначена в интервью, опубликованном в сети 19.05.2020 "НЕОБХОДИМА ТРАНСЛЯЦИЯ АБХАЗСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ", заключается в вопросе о самосохранении абхазского народа в условиях глобализации.

Ответ прозвучал весомо и обоснованно – главное это сохранение и трансляция традиционной абхазской культуры молодому поколению. Однако следом возникает ряд вопросов, которые затронуты не были.

1. На какой экономической основе возможна реализация поставленных задач, ведь все они требуют, как минимум, идеологического, организационного и кадрового обеспечения, что влечет за собой вопрос финансирования. Как и из каких источников это возможно делать? Насколько современный, говоря классическим языком политэкономии, буржуазно-капиталистический тип Абхазского государства на это способен, да и вообще, заинтересован ли он в этом?

2. Оставаясь на научных позициях, следует признать, что вся многовековая абхазская культура формировалась в условиях докапиталистических обществ. Даже её сохранение в 20 веке стало возможно, при всех издержках и трагедиях, лишь благодаря социалистическому периоду в составе СССР. То есть реальные испытания по сохранению этнической самобытности, а именно их, как известно, уничтожает капитализм, формируя современные гражданские нации на основе возникающих рынков товаров и услуг, наступили в истории абхазского народа ВПЕРВЫЕ. Насколько готово общество в лице его интеллектуальной, научной и политической элиты осознать это и адекватно реагировать на эти вызовы?

3. Говоря о культуре абхазского народа, а точнее о её нравственных (личностных) и моральных (общественных) основах, которые идентичны культуре других народов абаза и адыгов, нельзя не признать, что помимо самих ценностей, принципиальное значение имеет вопрос о её НОСИТЕЛЯХ. Сотни лет культура абхазов формировалась как культура КРЕСТЬЯН, РЕМЕСЛЕННИКОВ и ВОИНОВ, что закономерно отмечено и в интервью. Исходя из сегодняшней социальной структуры абхазского общества, КТО способен выполнять эту функцию? Чиновники-управленцы, торговцы-бизнесмены, составляющие большинство занятого населения Апсны?

4. Как и кем должна решаться проблема сохранения объективных научных и нравственных подходов к анализу актуальных для абхазов вопросов, когда происходит демонстративное искажение и приукрашивание даже недавней истории абхазского народа, связанной с войной 1992-93 годов?
 
А она показала, что многовековое развитие абхазской культуры и общества в целом, происходившее в основном во взаимодействии с Грузией и народами Черкесского мира, завершилось однозначным и очевидным результатом. Тем, что со стороны Грузии, в лице её руководства и фашиствующих националистов, против действий которых не подал голоса не только грузинский народ в целом, но и его интеллигенция, была предпринята попытка физического уничтожения не просто абхазской автономии, но и народа как такового. И что в первую очередь благодаря солидарности братских народов Северного Кавказа, ключевую роль в которой сыграли адыги и абазины, абхазский народ смог мобилизоваться на вооруженную борьбу и одержать победу. Какие сделаны выводы, в чем они проявляются на практике, помимо словесных деклараций и застолий на юбилейные даты?
 
5. Отдельного разговора заслуживает показательный пример - история современной Абхазской Армии. Как таковой её к 1992 году не было. Попытка представить её начало от отдельного полка МВД, как это сделано на официальном сайте МО Абхазии,  это, мягко говоря, натяжка. Армия и нынешние Вооруженные Силы Абхазии зародились в структуре войск Конфедерации Народов Кавказа, куда входили и добровольцы абхазы. И лишь после взятия этими войсками Гагры в октябре 1992 года началось создание Армии Абхазии. Показателен не только этнический состав рядовых бойцов  вооруженных формирований на начальном этапе, но и командования, в том числе министров обороны, где выдающуюся роль сыграл черкес-кабардинец генерал Султан Сосналиев. Кто и где говорит о подлинной истории Абхазской Армии сегодня?

Это лишь часть проблем и вопросов, которые заслуживают внимания. Без их честного и объективного обсуждения, и ТРАНСЛЯЦИИ ПРАВДЫ молодежи Абхазии, нет и не будет того морально-этического фундамента, на котором может сохраняться абхазская культура, а значит и сам абхазский народ.

С кем в Абхазии возможен НАУЧНЫЙ конструктивный диалог хотя бы по этому спектру вопросов? Об  абхазских политиках и речи не идет.

Моя позиция как автора отзыва отражена в целом ряде статей по проблемам Абхазии здесь -
http://proza.ru/avtor/mamluk22&book=2#2

Последняя публикация с обоснованием и аргументами здесь –
http://proza.ru/2020/08/19/1599


Рецензии