Блок. Болотный попик. Прочтение
том II
« П у з ы р и з е м л и »
5. Болотный попик
Болотный попик
На весенней проталинке
За вечерней молитвою – маленький
Попик болотный виднеется.
Ветхая ряска над кочкой
Чернеется
Чуть заметною точкой.
И в безбурности зорь красноватых
Не видать чертенят бесноватых,
Но вечерняя прелесть
Увила вкруг него свои тонкие руки...
Предзакатные звуки,
Легкий шелест.
Тихонько он молится,
Улыбается, клонится,
Приподняв свою шляпу.
И лягушке хромой, ковыляющей,
Травой исцеляющей
Перевяжет болящую лапу.
Перекрестит и пустит гулять:
"Вот, ступай в родимую гать.
Душа моя рада
Всякому гаду
И всякому зверю
И о всякой вере".
И тихонько молится,
Приподняв свою шляпу,
За стебель, что клонится,
За больную звериную лапу,
И за римского папу.
Не бойся пучины тряской -
Спасет тебя черная ряска.
17 апреля 1905
И ещё одно, как в предыдущих стихотворениях цикла, наваждение от «пузырей земли», от держащих в своих ведьмовских кругах душу поэта, уговаривающих его радоваться «Всякому гаду // И всякому зверю // И о всякой вере»...
Биографически это, конечно же, впечатление от альбома рисунков Т.Гиппиус "Kindish".
(На иллюстрации - один из её рисунков)
- «И в безбурности зорь красноватых...» - зори для Блока и всего руга младосимволистов имели сакральное значение.
(
Андрей Белый:
«...эпоху, подобную первохристианской, переживали па рубеже двух столетий; античность, ушедшая в ночь, озарилася светом сознания нового; ночи смешались со светом; и краской зари озарилися души под "северным небом".
В 1900-1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы - теории символизма; переменялись гипотезы; факт - оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность; теории символистов встречали отпор; и с отпором "сократиков" явно считались; над символизмом смеялись; а втайне внимали ему: он влиял непосредственно».
Александр Блок в дневниках 18-ого года вспоминал про весну 901-ого:
«...началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».
(Напомню, что с Борей Бугаевым, который ещё не стал Андреем Белым они тогда знакомы не были. Они ещё и не знали друг о друге).
Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок:
«Я жила интенсивной духовной жизнью. Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко».
)
И теперь "заря восходила", но глаза она не ослепляла. Она нынче - "безбурная", и она - не для "символистов", а для болотного попика.
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
В резко отрицательной рецензии на II(1) [II(1) - Блок А. Нечаянная Радость. Второй сборник стихов. М.: Скорпион, 1907. ] А. Белый писал: «И нам становится больно, когда вечерняя заря обвивает не только "вечернюю проталинку", но и того, кто на ней. А на ней "Попик болотный виднеется ... "» (Перевал. 1907 . №4. С. 60).
- «Ветхая ряска над кочкой // Чернеется ... » - Каламбурное обыгрывание двух значений слова "ряска": "болотное растение" и (уменьшит.) "одежда православного духовенства" (ср. у В.И. Даля: "поповская ряса").
- «И лягушке хромой, ковыляющей ( ... ) // Перевяжет болящую лапу». - Стихотворение создавалось по впечатлениям от альбомов Т.Н. Гиппиус (см. коммент. к предыдущему стихотворению) и, возможно, отразило некоторые детали литературного быта символистов. А.М. Ремизов в дневнике за 1905 г. оставил запись о подаренной ему 3. Гиппиус зимой 1905 г. "высушенной лягушке об одной лапке" (Ремизов А.М. Кукха. Розановы письма. Берлин, 1923. С. 22).
»
Свидетельство о публикации №220083100554