Блок. Болотный попик. Прочтение

           Александр Блок
                том II
      « П у з ы р и    з е м л и »

  5. Болотный попик





                Болотный попик

                На весенней проталинке
                За вечерней молитвою – маленький
                Попик болотный виднеется.

                Ветхая ряска над кочкой
                Чернеется
                Чуть заметною точкой.

                И в безбурности зорь красноватых
                Не видать чертенят бесноватых,
                Но вечерняя прелесть
                Увила вкруг него свои тонкие руки...
                Предзакатные звуки,
                Легкий шелест.

                Тихонько он молится,
                Улыбается, клонится,
                Приподняв свою шляпу.
               
                И лягушке хромой, ковыляющей,
                Травой исцеляющей
                Перевяжет болящую лапу.
                Перекрестит и пустит гулять:
                "Вот, ступай в родимую гать.
                Душа моя рада
                Всякому гаду
                И всякому зверю
                И о всякой вере".
                И тихонько молится,
                Приподняв свою шляпу,
                За стебель, что клонится,
                За больную звериную лапу,
                И за римского папу.
               
                Не бойся пучины тряской -
                Спасет тебя черная ряска.
                17 апреля 1905








     И ещё одно, как в предыдущих стихотворениях цикла, наваждение от «пузырей земли», от держащих в своих ведьмовских кругах душу поэта, уговаривающих его радоваться «Всякому гаду // И всякому зверю // И о всякой вере»...
     Биографически это, конечно же, впечатление от альбома рисунков Т.Гиппиус  "Kindish".
     (На иллюстрации - один из её рисунков)

     -  «И в безбурности зорь красноватых...» - зори для Блока и всего руга младосимволистов имели сакральное значение.
(
Андрей Белый:
    «...эпоху, подобную первохристианской, переживали па рубеже двух столетий; античность, ушедшая в ночь, озарилася светом сознания нового; ночи смешались со светом; и краской зари озарилися души под "северным небом".
            В 1900-1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы - теории символизма; переменялись гипотезы; факт - оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность; теории символистов встречали отпор; и с отпором "сократиков" явно считались; над символизмом смеялись; а втайне внимали ему: он влиял непосредственно».

   Александр Блок в дневниках 18-ого года вспоминал про весну 901-ого:
    «...началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».
    (Напомню, что с Борей Бугаевым, который ещё не стал Андреем Белым они тогда  знакомы не были. Они ещё и не знали друг о друге).

   Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок:
    «Я жила интенсивной духовной жизнью. Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко».
    )

  И теперь "заря восходила", но глаза  она не ослепляла. Она нынче - "безбурная", и она - не для "символистов", а для болотного попика.
 

*

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

  «
     В резко отрицательной рецензии на II(1) [II(1) - Блок А. Нечаянная Радость. Второй сборник стихов. М.: Скорпион, 1907. ] А. Белый писал: «И нам становится больно, когда вечерняя заря обвивает не только "вечернюю проталинку", но и того, кто на ней. А на ней "Попик болотный виднеется ... "» (Перевал. 1907 . №4. С. 60).
     -   «Ветхая ряска над кочкой // Чернеется ... » - Каламбурное обыгрывание двух значений слова "ряска": "болотное растение" и (уменьшит.) "одежда православного духовенства" (ср. у В.И. Даля: "поповская ряса").

     - «И лягушке хромой, ковыляющей ( ... ) // Перевяжет болящую лапу». - Стихотворение создавалось по впечатлениям от альбомов Т.Н. Гиппиус (см. коммент. к предыдущему стихотворению) и, возможно, отразило некоторые детали литературного быта символистов. А.М. Ремизов в дневнике за 1905 г. оставил запись о подаренной ему 3. Гиппиус зимой 1905 г. "высушенной лягушке об одной лапке" (Ремизов А.М. Кукха. Розановы письма. Берлин, 1923. С. 22).
     »


Рецензии