Ч. 44 Побег

Предыдущая страница  http://proza.ru/2020/09/01/780

Василий Михайлович тщательно продумал план побега. Он рассчитал направление ветра в заливе и в открытом море во время шторма. Для этого выходил на шлюпке в штормовую погоду в залив.

Командир «Дианы» брал с собой компас, часы, определял направление ветра. Одновременно с ним, согласованно по времени, такую же работу проводили на шлюпе Рикорд и штурман Андрей Ильич Хлебников.

Все офицеры и матросы были посвящены в план побега, действовали молча. По команде Головнина обрубили якорные канаты, оставив на дне бухты два якоря, поставили штормовые паруса и, лавируя между стоявшими в бухте судами, направились к выходу из неё.

Бдительная вахта на ближайшем корабле заметила, что «Диана» следует в океан, русские моряки слышали, как по рупору сообщили о побеге на флагманский корабль, но они не смотрели, какие действия предпринимали англичане, было не до того.

Как писал в своих записках Головнин, «офицеры, гардемарины, унтер-офицеры и рядовые - все работали до одного на марсах и реях». Всё делалось быстро, соблюдалось молчание. В десять часов вечера были в открытом океане.

Закончился плен, который длился год и двадцать пять дней. Я читал мемуары британских офицеров и пришёл к выводу, что англичане могли, но не стали останавливать и преследовать шлюп.

Чтобы выйти из бухты в океан, Головнину потребовалось три с половиной часа. Британские корабли во время шторма стояли со спущенными реями, привязанными парусами, на якорях.

Но что стоило обученным, вышколенным английским командам привести корабли в походное состояние? Требовалась только команда.

Не забудем и о береговых батареях. Да и догнать шлюп, который при самых благоприятных условиях мог идти со скоростью восемь узлов, не представляло огромной трудности.

Объясняю это тем, что английские моряки не хотели останавливать русский шлюп.

Во-первых, многие из них знали Головнина по совместной службе и относились к нему с большим уважением. Василий Михайлович, когда покидал службу на британских кораблях, получил прекрасные отзывы от знаменитых английских адмиралов Горацио Нельсона, Уильяма Корнуоллиса и Катберта Коллингвуда.

Между собой британские командиры возмущались тем, что, несмотря на разрешение «Диане»  лордов Адмиралтейства беспрепятственно следовать по назначению, в течение года из Лондона не удосужились ответить, что делать со шлюпом и его командой в военное время.

Понимали они и то, что Головнину нужно было кормить своих матросов и офицеров. Словом, побег «Дианы» тёмной штормовой ночью устроил всех, ещё раз показав выдающиеся способности её командира и смелые действия прекрасно обученной команды.

Василий Михайлович был замечательным наблюдателем и очень хорошим писателем, оставившим после себя несколько интереснейших книг. Они были при его жизни опубликованы в Петербурге и переведены на иностранные языки.

Интерес к ним не угасает и сейчас. О драматическом побеге «Дианы» писали во многих странах. В 1964 году, спустя 150 лет после первого издания на русском языке, «Путешествие шлюпа "Диана" из Кронштадта в Камчатку, совершенное в 1807, 1808 и 1809 годах» издали в Южной Африке.
 
Его книгу считают ценным источником знаний для историков. Это записки не туриста, а моряка. Многие поколения моряков пользовались ими, потому что Головнин писал, какие продукты и товары моряки могли получить в колонии, какие уловки использовали торговцы при снабжении судов, рассказывал, как приобрести провиант и нужные предметы, не обращаясь к помощи агентов, сообщал цены.

И, конечно, в его книге много сведений о самой колонии. Хотя Головнин высказывался о хозяевах колонии более осторожно, чем Лисянский, тем не менее, он отметил их жестокость по отношению к аборигенам, узость интересов.

Следует заметить, что о собственных соотечественниках лейтенант высказывался гораздо резче, но до этого мы ещё доберёмся.

«День и ночь мы несли все возможные паруса; офицеры и нижние чины были неутомимы», - написал в своей книге Василий Михайлович. Чтобы поощрить людей за труды, он письменным приказом объявил о денежном награждении матросов.

Провианта оставалось в обрез. Поэтому Головнин распорядился выдавать только две трети положенного рациона. Это распоряжение он также оформил письменно.

25 мая он и Рикорд едва не погибли. Корабль мог остаться без командиров.
Интересно, что точно такая же ситуация  была на британском корабле, но с трагическим исходом. Но об этом в следующей главе.

Продолжение http://proza.ru/2020/09/03/614


Рецензии
Головнин просто умница. Рада, что побег удался. Думаю, такие люди и у противника вызывают уважение.
С уважением и теплом, Ирина

Ирина Борунова-Кукушкина   10.06.2021 23:41     Заявить о нарушении
Без сомнения. Тем более, что у него были хорошие отношения с неприятелями.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   10.06.2021 23:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.