Лилька

Маленькая повесть

И взгляду-то зацепиться не за что: тусклые, а некогда красивые серые глаза, - ныне же мёртвые, спаянные в две стальных проволоки, с узкими и еле заметными зрачками, - те, что зовутся русыми, волосы, убранные в высокий пучок, чтобы не мешали обслуживать покупателей. Не та у - женщины, девушки? – скорее, бесполого существа цель: привлекать внимание.
Работает Лилька кассиром в крупном супермаркете. Досталось ей это место случайно: бывает и на её улице праздник. Пришла искать работу и запросто дали. И это было единственное везение Лильки: мать, сколько себя помнила продавщица, усталая, изработанная до одури, молодая ещё женщина, постоянно бухала, не просыхая, а, захмелев как следует, била стёкла соседям. На мать тогда ещё десятилетней Лили заявляли в полицию, пытались возмещать ущерб, а дочка пьяницы мечтала… Воображала, всем нутром ждала, как вырастет, заработает деньги и раздаст все долги, и даже останется несколько рублей. И купит Лилька ароматные, тающие сахарной глазурью, пышные да розовые пирожные в местной кулинарии. Целых 5 штук: два себе и три матери. И вычистит, выбелит Лилька дом, старый и грязный до чёрта, выметет веником обиды и горести, а, главное, выбросит пустые бутылки. И сядут они с матерью на жёлтую и влажную от уборки скамью, и станут пить чай, чёрный или травяной – всё равно!
Но время шло, мать пропивала последние копейки, оставшиеся от отца, разбившегося на машине, а долги не уменьшались, а, напротив. Кончилась жизнь матери некрасиво и грустно: в очередной раз явившись навеселе, залезла она на узкий подоконник и, неловко сорвавшись с него, задела керосиновую лампу, в прошлой жизни достойную сдачи в утиль. Лампа хоть и была пенсионного возраста, а горела ярко и радостно. Занялись застиранные занавески, огонь переметнулся выше и загорелся ветхий и неухоженный дом. Лилька выбежала за помощью, но раздражённые и злые на них соседи только посмеялись. Мать сгорела в доме. Последнее воспоминание, оставшееся от матери, выкатилось одинокой слезинкой: мать часто рассказывала, как отец хотел назвать дочь Алёнкой, но мать решительно и ласково улыбнулась: Лилия будет. Как цветы, что она любила.
И Лилька изменила мечте: целыми днями в течение полугода просила милостыню, играя на гармошке и напевая народные песни – талант не корыстный, но крохи собрать посчастливилось. Лилька собрала единственное сменное, линялое платье и уехала в город на поезде.
Нельзя сказать, что жизнь Лильки была такой уж безрадостной и унылой: у неё было богатство, не сравнимое ни с чем материальным: её Волга, матушка – река. Пожалуй, с ней нестерпимо горько было расставаться, воспоминания душили уже в поезде, - а поддержать Лильку не выбежал на перрон Вовка, её закадычный друг по играм и хранитель секретов. На этой самой Волге он и утонул прошлым летом. Так бывает, когда самый лучший пловец в деревне нравится реке и она забирает его к себе, убаюкивая в последний путь, не разрешив проститься с ним остальным.
И вот стоит Лилька в огромном, супротив деревне, городе, озирается по сторонам и не знает, что делать дальше. И видит объявление на баннере: требуются кассиры в торговые залы комплекса. «Сбудется» - шепнула себе Лилька.
И её взяли. Стала она работать с 18 лет, по служебной лестнице особенно не продвигалась, но и не выгоняли. Быстро всему научилась, стала покрикивать на покупателей и лаяться с коллегами, чересчур зарвавшимися и, чаще, разведёнными и неустроенными в быту. И вновь замаячила на горизонте несбыточная мечта: захотелось Лильке отдельное, не съёмное, как на тот момент, жильё.
С тех пор Лильку как подменили: стала она бороться за каждый рубль, обсчитывала и обвешивала, но делала это умело, деликатно, не нахрапом, осознавая остро, что иначе быстро попадётся и конец мечте. Досконально изучила систему расчёта и кассовый аппарат, его возможности и недостатки, так, что к нынешнему времени и на время исполнения ей 37 лет она накопила на первый взнос по ипотеке.
Все накопленные деньги Лилька складывала в подаренную подругой и соратницей, также девчонкой за кассой, копилку в виде хорошенькой, пухлой и розовощекой свинки. Банкам Лилька не доверяла категорически и даже несколько агрессивно. Она и сама крутила рубли и копейки на кассе, превращая в тысячи и пятисотни, а потому, не считая себя закоренелой мошенницей, но и ей приходилось сжимать зубы и осаживать добрые чувства, спрятанные внутри.
Нельзя сказать, что у Лильки не было подруг. В первый же день инициатором знакомства стала бойкая и далее боевая подруга Танька, с вечно неопрятными, пепельными волосами и жизнерадостными, смешливыми обычно не к месту карими глазами. Она спросила, как зовут Лильку и, услышав робкое и неуверенное имя Лиля – представляться полным именем думалось для Лильки вычурным и манерным, - нисколько не смутившись, захохотала на весь торговый зал и тут же заметила, что станет звать её Лилька, подчеркнув, что это собачье, дворовое имя. И добавила, что всех собак кличут Лилька, Дианка, Каштанка. Лиля прошептала, что она – цветок, а не пёс, и умолкла за недостатком доказательств. Не роза же. Танька разрешила и себя звать небрежно, но Лилька этого не одобряла и называла подругу Таня или Татьяна.
Часто видела Лилька один и тот же сон: приезжал к ней на собственном автомобиле Вовка и звал кататься и гулять. Или даже в хороший, крутой ресторан с горячими мясными блюдами и изысканными салатами «Цезарь» или «Столичный», пенным шампанским и марочным вином «Совиньон». Название вина казалось Лильке чудным, недосягаемым, - даже собственная квартира виделась более реальной.
Но в жизни Лильки не было ни ресторана, ни даже занюханного бара, а были только проценты и маячивший впереди кредит на жильё. Лилька существовала и верила в свои сны: главное – верить в какое-то призрачное, лучшее, иначе свихнёшься. Да и как сказать: ни худая, ни толстая, непонятно, о чём фигура, мешковатая и немного массивная, не могла привлечь кого-то, кроме преданного и погибшего в юности Вовки.
Спит Лилька и видит свой любимый, прекрасный сон: моет она полы, драит до блеска, и тут заходит в её роскошную трёшку – и лилии цветут в пруду, кувшинки из сказки, и отдельная спальня с кроватью с резными спинками и балдахином, что на картинках она видела и запомнила, записала в памяти на светлое, счастливое будущее, и гардеробная с модными платьями, разной длины и фасона, всех не упомнить, - Вовка как живой и здоровый, высокий, чёлка тёмная на лоб падает, а глаза искрами небесными горят от радости встречи. И обнимает Лильку, позволения не спрашивает, но она довольна, жмурится и пищит, как мышь, от удовольствия. И такая тонкая талия у Лильки, сантиметров 50, не более, а глаза с поволокой, не мутные, а щедрые на цвет, горячие, влажные от слёз.
Кричит кто-то во дворе её нового дома, ругается, но Лилька затыкает уши, не желает слушать ничего неприятного, у неё сейчас редкий миг терпимости к миру, она его видит, чувствует, даже наслаждается им. Ор повышает децибелы, переходит на визг, что она уволена, что на неё поступают регулярные нарекания и жалобы, что не раз попалась она на махинациях за кассой, а Лилька спит и необыкновенно улыбается…


Вместо эпилога

Если спросят, почему я назвала этот коротенький рассказ повестью, посыплются замечания вечно всем недовольных – я отвечу просто: эта именно короткая повесть о жизни женщины, о её бесконечных падениях и о мечтах, которые никогда не сбываются, пылятся на полке, а потом сворачиваются в утиль и выносятся на задний двор, как отработанный мусор.
Вот только не надо здесь искать аналогий, что это случай из моей жизни, мои личные события или тому подобное. Вовсе нет, это обычная история о деревенской женщине, которая мне, скорее всего, не удалась, - прочти её именитые писатели, окончившие всякие курсы и написавшие тонны пособий, как надо и нельзя писать. Надо писать от души, с сердцем, а не сухое и правильное руководство по эксплуатации. Надеюсь, хоть одного читателя я этой повестью зацеплю по-настоящему. Это просто правда, без оттенков и лучезарности, которая бывает с каждым, кто не обманывает себя. Первоначально я хотела разделить повесть на главы, но не сумела, не сложилось, не срослось, не спечаталось… Главы, при желании, читатели определят и проставят сами.

02.09.2020г.
03.43ч.


Рецензии