Моя школа

   Можно теперь сказать, что проект состоялся. http://schoolgoodwin.ru/
Давно мечтал сломать порочную педагогическую традицию. Старая школа в любой модификации оценивает учеников по уровню успеваемости. За контрольную ставят оценку, которая говорит о твоем рейтинге  в классе, что должно иметь лишь второстепенный характер. Акцент на рейтинг ориентирует ребенка к гонке в социальной иерархии, что формирует с одной стороны фракцию смирившихся изгоев, а с другой - стимулирует формирование "синдрома дъявола" у тех, кого таки задавили учителя и родители. Очень редкие натуры способны сохранить сладкие творческие переживания в такой системе. Получается школа "Сальери" , но не школа "Моцарт".
     Принцип состоит в том, чтобы оценивать ребенка не  только по рейтингу "ты среди других", но также по критериям "ты, - по сравнению с собой вчера". Да, хвалить его надо сильно, если он сегодня решил даже три примера из десяти, если вчера мог решить всего один, когда друзья решили девять. Изгоя в такой системе не получается и рейтинговый инстинкт не давит инстинкт креативности, но они начинают работать в синергетическом ключе, вовлекая в процесс сателлиты сознания, обладающие собственной свободой воли (мы это называем "вдохновение")
     Порочным также является раннее стремление к специализации. Типа - будем усиленно учить английский в ущерб математике, из которой достаточно знать лишь арифметику.
     Человек всегда и везде должен стремиться знать все, соглашаясь даже с такой невозможностью.
     Интересно, что творческий синергизм инстинктов, однажды "склеившись" и укрепившись  в индивиде, приобретает весьма устойчивый характер и экстраполируется на дальнейшую жизнь, преодолевая социальные барьеры. Сладость творчества действует как наркотик, конечно, не приводя к патологии, хотя часто затрудняя процесс кастовой адаптации в стабилизированном социальном окружении.
     Более того, наблюдая жизнь и соглашаясь с классическими достижениями литературы, нетрудно сделать открытие, что чаще всего моцартами становятся, как раз, именно те натуры, в которых подавлены рейтинговые инстинкты гуманоидного комплекса. Или, хотя бы, их доминанта оказывается редуцированной по различным причинам, в т.ч. генетического характера. Такие популяционные аберрации случаются очень редко, но обязательны для прогрессивного развития разумной жизни.
     Школу мы организовали в Дмитровском районе, наладили питание, школьный трансфер из Дмитрова и окрестностей. Первые опыты интересны. Сейчас наши первоклашки за год шагнули в третий класс, но это только начало. "Подводных камней" оказалось много, но это небезнадежно.
   Очень интересны явления "творческих взрывов". Девятилетний мальчик, надумав себе необходимость, умудрился полностью выучить таблицу умножения за один вечер. Хотя многие дети в в седьмом классе сейчас её не знают наизусть.
    Хорошая иллюстрация возможностей работы сателлитов сознания в теории мультисубъектности личности психолога Вадима Петровского.


Рецензии
Принцип состоит в том, чтобы оценивать ребенка не только по рейтингу "ты среди других", но также по критериям "ты, - по сравнению с собой вчера".

Александр Васильевич, совершенно искренне - это очень интересно, но я бы использовал вашу мысль не как методику обучения в школе, а как индивидуальный совет для человека любого возраста.
Мне к примеру 72 года, я начал учиться рисовать и понял, что догонять молодых мне уже поздно, и тогда я, примерно полгода назад, стал действовать по вашей методике и это начало давать результаты.
Однако в общей системе образования этот метод неприменим, оценивать учащихся по их собственным достижениям, это расчищать дорогу для посредственности.

Александр Блейхман 2   06.12.2020 10:45     Заявить о нарушении
Так оно и есть, поэтому нужно применять оба критерия. Но самооценка, мне кажется, должна быть ведущей. Она как локомотив может далеко завести.

Александр Васильевич Гринь   06.12.2020 11:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.